Военные комиссариаты сегодня

топ 100 блогов twower18.05.2011 В организационной структуре российских военкоматов за последние годы произошли серьезные изменения, уменьшилось количество сотрудников, они стали гражданскими, изменились их обязанности, но задачи остались прежними. О том, что такое современный военкомат и как он работает, я расскажу в данной статье на примере военного комиссариата Республики Северная Осетия - Алания.

Штатные изменения.
Если ранее в военкоматах был и военный и гражданский персонал, то сейчас остались только гражданские служащие. Это в основном, военнослужащие запаса, кандидатуры которых одобряются при оформлении на работу в организационно-мобилизационном управлении округа. Т.к. множество военных у нас выходит на пенсию в возрасте 45 лет, то до 60 они могут спокойно работать в военкомате, где будут заниматься фактически той же штабной работой. К сожалению, заработная плата невелика, у начальника отдела оклад 8100 рублей, у его зама – 7300. Сильно спасает получение военной пенсии.
После перевода комплектования кадров на гражданские рельсы, изменилась и численность работников военкоматов. Изменилась в сторону уменьшения, что вызвало значительное увеличение объема работ. Положим, в каком-нибудь районном отделе военного комиссариата 3-го разряда работает всего 11 человек, включая начальника, а раньше было в два-три раза больше. Уровень разрядности, от которого зависит штат районного отдела военкомата (по первому – 11 человек, второму – 23, третьему – 35 человек), зависит от расчетов главного организационно-мобилизационного управления в Москве.
О том, насколько непросто работать сотрудникам покажет наглядный пример. Как известно призывная работа ведется круглый год, особенно увеличиваясь в периоды призывных кампаний, набор же по контракту вообще не лимитирован по сезонам. В военкомате 3-го разряда первое призывное отделение состоит всего из 3 человек: начальника отдела, его помощника по профотбору и фельдшера. Обязанности:
- начальник отдела должен ставить призывников на воинский учет, заниматься вообще всеми вопросами призыва, вневойсковой подготовкой, отбором и направлением в ДОСААФ на учебу, отбором преподавателей ОВС в школах, заниматься вопросами учебно-материальной базы в школах, вопросами приема граждан на военную службу по контракту.
- помощник по профотбору целыми днями обрабатывает результаты тестирования призывников, кандидатов в контрактники и офицеры, составляет рекомендации на каждого призывника и кандидата, плюс помогает начальнику по тем или иным вопросам.
- фельдшер занимается лечебно-оздоровительной работой с призывниками, диспансеризацией, отправкой на обследования при постановке на учет, набором протоколов призывных комиссий.
Большую часть времени у всех занимает именно бумажная работа. В военкоматах более высоких разрядов сотрудников-исполнителей, конечно, больше, но и объем работы у них выше.
Также значительной проблемой является полное отсутствие служебного транспорта в военкоматах. Один единственный служебный автомобиль имеется в распоряжении только военного комиссара субъекта федерации, что вызывает дополнительные трудности в поездках по районам, выполнении различных поручений, оповещении людей и т.п.

Структура.
Если раньше были военные комиссариаты в каждом районе субъекта федерации, то сейчас есть один военный комиссариат субъекта федерации, например, Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания, у которого есть отделы в районах: отдел военного комиссариата РСО-А по г. Беслан и Бесланскому району и т.д. Если раньше в военкомате было четыре отдела, то сейчас их осталось два: подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту(1-й) и планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов(2-й).

Краткий список задач, стоящих перед 1-м отделением:
1. Организация и проведение первоначальной постановки граждан на воинский учет (ППГВУ). Разработка планирующих документов на ППГВУ.
2. Призыв граждан на военную службу. Планирование мероприятий по организации призыва. Разработка планирующей документации.
2. Проведение медицинского освидетельствования граждан.
3. Организация и проведение профессионального психологического отбора.
4. Работа по розыску военнослужащих, самовольно оставивших войсковые части, а также граждан уклоняющихся от призыва на военную службу и ППГВУ.
5. Организация и проведение мероприятий при подготовке граждан к военной службе.
6. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
7. Отбор кандидатов в военные образовательные учреждения профессионального образования и СВУ.
8. Формирование команд, планирование отправке граждан, доставка команд на областной сборный пункт.


Рассмотрим некоторые пункты подробнее.
2. Проведение медицинского освидетельствования граждан.
Очень больная тема. В 17 лет начинается подготовка призывника к прохождению призывной комиссии. Для этого молодого человека отправляют пройти четыре обязательных исследования: флюорография, анализ крови, анализ мочи и электрокардиограмма (по показаниям). За эти обследования министерство обороны выплачивает деньги поликлиникам, с которыми заключаются специальные контракты. Также просматривается медицинская карточка призывника, в которой описаны его болезни на гражданке. Если в карточке есть упоминания о каких-то проблемах со здоровьем, либо исследования показали их наличие, то юношу могут направить на дополнительное обследование. Это обследование должно оплачиваться страховыми компаниями (страховщик указан в медицинском полисе), никаких денег с призывника никто требовать не в праве.
Каким же образом в армию попадают призывники с теми или иными проблемами со здоровьем? Тут несколько причин. Во-первых, общее падение уровня здравоохранения в стране. Если в советское время за здоровьем граждан худо-бедно следили, то сейчас они предоставлены фактически сами себе и их состояние здоровья находится на том уровне, который они могут поддерживать сами. Низкая культура заботы о себе, к сожалению, присуща нашим гражданам, поэтому достаточно много людей обращаются в учреждения здравоохранения только после того, как конкретно припечет. О прививках, диспансеризации думают немногие, остальные надеются на авось. Наглядный пример с ухудшением медобслуживания привел мне один из работников военкомата.
Недавно с военным комиссариатом судился молодой человек, который посчитал, что его незаконно призвали в армию. А начиналось все так. Пришел молодой человек в военкомат, прошел 4 обязательных анализа, посмотрели его медицинскую книжку. Все ок, годен. Отправился служить в часть. Там заболел инфекционным заболеванием, ему делают УЗИ и случайно обнаруживают отсутствие одной почки. Парень об этом сам знать не знал, врожденная коллизия, которую не обнаружили в детстве. Ничтоже сумняшеся молодой человек подает в суд на военкомат, мол, незаконно призвали инвалида. Между тем, по результатам анализов и просмотра его медкнижки ничто не указывало на отсутствие почки. Недосмотр и медиков, курировавших его в детстве, и самого гражданина, который ни разу не удосужился сделать себе УЗИ.
Окончательную точку в деле годен/не годен к службе ставит призывная комиссия. Врачебная призывная комиссия назначается приказом главы администрации района, который отдает указание главному врачу поликлиники предоставить энное количество врачей-специалистов. Тут сразу же начинаются проблемы, которые особенно ярко проявляются в небольших поликлиниках. Дело в том, что хороших специалистов в поликлиниках не так много, а в маленьких тот же невропатолог вообще может быть в одном экземпляре. Теперь представьте картину, главврачу необходимо отправить единственного специалиста в военкомат, а кто вместо него будет принимать больных? Поэтому главврач навешивает на данного врача следующее: в первую половину дня невропатолог находится в призывной комиссии, а во вторую принимает больных. Дело еще и не только в больных, а в системе оплаты за них. Если на приеме в поликлинике за каждого пациента врач получает соответствующую оплату, то за работу в призывной комиссии ни врач, ни поликлиника не получают от министерства здравоохранения ничего. Компенсацией служат только выплаты военкомата врачу за среднее времяпровождение в призывной комиссии, которые меньше того, что специалист получает на приеме в поликлинике. В результате главврач на призывные комиссии старается отправить менее опытных врачей, с низкой квалификацией, что также является одним из факторов недостаточного медицинского освидетельствования призывников.
Решение о призыве выносится на основании заключения врачебной призывной комиссии самой призывной комиссией. В ее состав входят:
- заместитель главы органа местного самоуправления - председатель комиссии;
- военный комиссар - заместитель председателя комиссии;
- секретарь комиссии;
- врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- представитель соответствующего органа внутренних дел;
- представитель соответствующего органа управления образованием;
- представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы)
- представитель общественной организации (например, комитет солдатских матерей).
В заключение врачебной призывной комиссии может оказаться пограничное состояние, т.е. когда призывника по показаниям можно как призвать на службу, так и дать отсрочку, либо вообще освободить. Грань, как сами понимаете, не может быть четко очерчена, поэтому действует индивидуальное рассмотрение дела такого призывника.
Несколько примеров.
У молодого человека плоскостопие, он надеется, что не пойдет служить, т.к. слышал, что с ним в армию не берут. Но существует положение, по которому не призывают, только если плоскостопие еще и с артрозом. Соответственно, если оного у призывника нет, то он идет служить, а мы слышим печальную историю про то, как больного призвали.
У молодого человека зрение на грани. Т.е. еще чуть-чуть и нельзя брать, но он хочет отслужить. Берут. В процессе службы из-за тяжелых нагрузок, стрессов, зрение у него немного проседает, как раз на ту пару десятых. Это выясняется на каком-либо обследовании и все – ДМБ. А призывную комиссию начинают терзать запросами, как вы такого могли призвать.
Нюансов, как видите, очень много и всем угодить просто невозможно.

3. Организация и проведение профессионального психологического отбора.
Решение по профессиональной пригодности призывника принимается специалистом по профотбору на основе результатов тестирования и личного собеседования. Любимым способом откосить от армии в данном случае является заполнение теста в негативном ключе. Т.е. смекалистый призывник начинает писать в ответах на вопросы типа: «Посещают ли вас мысли о самоубийстве?», «Чувствуете ли вы себя никому не нужным?» и т.п., слово «Да». Палятся обычно такие граждане на перекрестных вопросах во время собеседования, когда путаются в ответах. Само собой бывают и реально проблемные подростки.
Здесь опять же не хватает психологической работы в школе, когда проблемы подростка можно раскрыть на раннем этапе и отследить, скорректировать их. Сейчас же ситуация порой доходит до маразма, когда на запрос военкомата анкеты на ученика, приходит бумага, заполненная не классным руководителем, который знает своего подопечного в течение нескольких лет, а самим учеником на самого себя.

4. Работа по розыску военнослужащих, самовольно оставивших войсковые части, а также граждан уклоняющихся от призыва на военную службу и ППГВУ.
Работники военкоматов прозванивают по адресам, где возможно прячутся беглецы или уклонисты, лично ходят по домам. Естественно необходима помощь полиции, но МВД всячески стремится переложить поиск уклонистов на плечи военных комиссариатов.

5. Организация и проведение мероприятий при подготовке граждан к военной службе.
Это целый комплекс мероприятий. С 9-го класса в школах начинается допризывная подготовка, школьники изучают предмет Основы военной службы. В обязанности военкомата входит подбор преподавателей по данному предмету (назначить его, конечно, не могут, но рекомендуют того или иного человека), слежение за оборудованностью школ. Сюда входит наличие полос препятствий, бассейнов, тиров и т.п. вещи, которые можно использовать в подготовке призывника к службе. Но, военкомат не может выделить деньги на постройку той же полосы препятствий, это обязанность министерства образования. А директор школы в свою очередь может подумать, что важнее положить новый паркет в классах, чем строить полосу препятствий, которая кроме материальных затрат, является еще и постоянным источником возможного травматизма. Единственное, чем может помочь военкомат школам, так это какими либо наглядными пособиями в виде плакатов, которые можно напечатать в военной типографии.
В рамках допризывной подготовки от военкоматов требуют деятельности в регионах военно-патриотических клубов. Помочь деньгами такому клубу непосредственно сам военкомат не может, поэтому он выступает в кооперации с комитетами по делам молодежи, спорту, которым при составлении бюджета выделяются деньги на военно-патриотическое воспитание. Совместно с этими комитетами составляется план работы на год, по нему проводятся военные игры в школах по типу «Зарница», дни призывника в воинских частях, встречи с ветеранами войн.
Также военкомат организовывает обязательные пятидневные военные сборы для юношей выпускных одиннадцатых классов, на которых парни стреляют, окапываются, бегают и занимаются прочими видами ознакомительной боевой подготовки.

6. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
Целенаправленная подготовка призывников к воинской службе осуществляется путем направления специально отобранных молодых людей в школы ДОСААФ, где они получают водительские права, могут совершать прыжки в аэроклубах. Отбор производится не просто так, а по специальной разнарядке, которая приходит в военкоматы. Например, подготовить к призыву «осень 2011» 34 водителя категории «С». Изучаются личные дела призывников, им звонят, предлагают отучиться для получения прав, после чего направляют в школу ДОСААФ.
В весенний призыв этого года с Республики Северная Осетия – Алания будет призвано 880 молодых людей. Это сравнимо с предыдущими годами, когда набор колебался на уровне 600 – 800 человек (лишь только в 2010 году его однократно поднимали почти в три раза).
Также проводится набор граждан на военную службу по контракту, который в этом году значительно увеличен, в связи с решением увеличить численность контрактников в армии до 425 тысяч человек. Основные направления: спецназ, флот, внутренние войска, бригады в Чечне, курсы профессиональных сержантов. Правда вызывает недоумение разнарядка на Тихоокеанский флот, т.к. на него, по моему разумению, служить по контракту поедут только уж самые помешанные на морской романтике осетины.
Альтернативная служба малопопулярна и в этот призыв набралось всего три желающих ее пройти. Служат альтернативщики 18 месяцев обычно где-нибудь в домах престарелых уборщиками. У них пятидневная рабочая неделя, предоставляется жилье (без жилья не имеют права направить служить), зарплата сравнимая с санитарами в больницах.

Отдел планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов.

Краткие задачи:
• Разработка плана проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по вопросам удовлетворения мобилизационных потребностей для Вооруженных Сил РФ и других войск за счет местных ресурсов исходя из возможностей района, а также совершенствование базы мобилизационного развертывания.
• Предназначение солдат, сержантов, прапорщиков запаса в комплектуемые соединения и воинские части, накопление и подготовка военно-обученного резерва, а также учет и предназначение техники в комплектуемые соединения и воинские части.
• Подготовка и проведение инструкторско-методических и показных занятий.
• Осуществление взаимодействия с местными органами государственной власти по вопросам мобилизационной готовности.
• Разработка плана оповещения о мобилизации людских и транспортных ресурсов военным комиссариатом.
• Осуществление контроля за состоянием и готовностью к работе мобилизационных звеньев.
• Организация взаимодействия с администрацией района, управлением внутренних дел, федеральной службой безопасности, штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, комплектуемыми воинскими частями и учреждениями, другими органами по вопросам обеспечения оповещения людских и транспортных ресурсов при мобилизации.
• Планирование проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов военным комиссариатом. Осуществление взаимодействия с администрацией района по вопросам обеспечения призыва и поставки мобилизационных ресурсов в войска.
• Разработка плана комендантской службы (службы регулирования) военного комиссариата.
• Подготовка расчетов и предложений для принятия военным комиссаром решения на проведение мобилизации.
• Разработка плана управления мобилизацией. Планирование использования личного состава военного комиссариата, в том числе и призываемого по мобилизации в ходе доукомплектования до штата военного времени.
• Проведение анализа и оценка состояния документов группы обобщения и контроля, пункта управления военного комиссариата по вопросам проведения призыва и поставки людских и транспортных ресурсов при мобилизации.
• Подготовка расчетов, необходимых для принятия решения на организацию территориальной обороны.
• Планирование работы по проверке мобилизационной готовности предприятий, организаций и сельских (поселковых) администраций района.
• Обобщение материалов проверок состояния мобилизационной готовности и определение путей и практических мер по устранению выявленных недостатков.
• Планирование работы военного комиссариата на очередной месяц.
• Планирование подготовки аппарата усиления военного комиссариата и осуществление контроля за проведением занятий.
• Разработка плана взаимодействия военного комиссариата со штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по вопросам обеспечения защиты мобилизационных ресурсов от оружия массового поражения.
• Подготовка и проведение сборов, практических и инструкторско-методических занятий с личным составом военного комиссариата.
• Подготовка проектов приказов и распоряжений военного комиссара, справочных документов по вопросам мобилизационной готовности военного комиссариата.
• Разработка плана взаимодействия военного комиссариата с комплектуемыми воинскими частями и учреждениями.
• Организация взаимодействия военного комиссариата с комплектуемыми воинскими частями и учреждениями по вопросам совместного решения мобилизационных задач.
• Перспективное и годовое планирование подготовки военно-обученных ресурсов, недостающих для комплектования войск по прямому штатно-должностному предназначению, и накопления их в запасе.
• Участие в планировании целенаправленного призыва граждан на военную службу с целью последующего их использования для комплектования войск.
• Подготовка материалов для рассмотрения на суженных заседаниях (СЗ) администрации района по вопросам предназначения солдат, сержантов и прапорщиков запаса на комплектование войск, накопления военно-обученных ресурсов.
• Участие в планировании работы отделения на очередной месяц по вопросам мобилизационной готовности.
• Ведение отчетной документации, организация контроля исполнения вопросов комплектования войск солдатами, сержантами и прапорщиками запаса.
• Организация и осуществление контроля за своевременным и полным выполнением военным комиссариатом задания по сбору, призыву и отправке людских ресурсов на комплектование войск, а также оказание помощи в выполнении мобилизационных мероприятий сельским (поселковым) округам и предприятиям района.
• Организация взаимодействия с администрацией района по вопросам распределения лимитов изъятия техники в пределах норм, установленных для министерств, ведомств.
• Организация и осуществление контроля готовности предприятий, организаций и учреждений независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, автоколонн войскового типа к выполнению мобилизационного задания по поставке техники в Вооруженные Силы РФ и воинские формирования других министерств и ведомств.
• Подготовка материалов для принятия решений на суженных заседаниях (СЗ) администрации района по вопросам учета, предназначения, призыва и отправки транспорта предприятий, учреждений, организаций.
• Планирование и участие совместно с органами ГИБДД в проведении ежегодных технических осмотров транспортных средств, предназначенных для комплектования войск.
• Организация и ведение оперативного сбора и обработки информации по вопросам воинского учета, призыва и поставки мобилизационных ресурсов с использованием средств электронно-вычислительной техники (ЭВТ).
• Планирование мероприятий по вопросам обеспечения безопасности информации от несанкционированного доступа на объектах электронно-вычислительной техники военного комиссариата, определение порядка действий личного состава при стихийных бедствиях и при угрозе захвата объектов противником.
• Ведение учета электронно-вычислительной техники в военном комиссариате, отчетной документации о наличии и техническом состоянии средств электронно-вычислительной техники.
• Разработка и осуществление мероприятий по внедрению современных средств оповещения, подготовка пункта управления к работе в особый период, его оборудование необходимым имуществом и документацией.
• Организация службы войск, безопасности военной службы в военном комиссариате и осуществление контроля их состояния.
• Разработка плана основных мероприятий и командирской подготовки, планирование и организация проведения командирской подготовки с военнослужащими, занятий по профессиональной подготовке с гражданским персоналом.
• Разработка плана работы и других документов по организации гарнизонной службы.
• Планирование и осуществление морально-психологического и информационного обеспечения мобилизационных мероприятий, призыва и повседневной деятельности военного комиссариата.
• Планирование, проведение, методическое и материальное обеспечение занятий по общественно-государственной подготовке и информационной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала.
• Подготовка предложений по организации и проведению целенаправленного призыва граждан на военную службу в ВМФ.


Для чего же нужна мобилизация в современной армии?
1. Восполнение текущего некомплекта воинских частей. Все мы знаем, что два раза в год в армии проходит процесс демобилизации личного состава. В этот период в войсках образуется некомплект военнослужащих, т.к. одни уже уволились, а другие еще на сборных пунктах, в пути следования, или еще на гражданке. Также в любой части есть заболевшие, ваканты (это относится к офицерским должностям) и т.п. Если начнутся боевые действия, то военкомат проведет мобилизацию (на военнослужащего запаса отводится 10 часов от момента вручения ему повестки, до постановки в строй) и восполнит текущий некомплект в войсках.
2. Вновь формируемые части. Крупный конфликт не обойдется без множества вспомогательных частей обеспечения, которых нет необходимости держать в мирное время. В действующей армии, конечно же, есть части материально-технического обеспечения, но в военное время их будет недостаточно, поэтому будут развернуты дополнительные соединения.
Также в случае необходимости будут сформированы и новые боевые части.
3. Территориальная оборона. В военное время будут развернуты и части территориальной обороны, которые будут вспомогательными войсками по отношению к частям внутренних войск МВД. В их задачу будет входить борьба с диверсионными подразделениями, бандформированиями, возможным восстанием «пятой колонны». Начальником территориальной обороны в субъекте федерации является военный комиссар данного субъекта, а начальником штаба территориальной обороны – начальник мобилизационного отдела.
4. Восполнение боевых потерь. В военное время в военкомате разворачивается пункт управления, который входит в связь с закрепленными за ним боевыми частями. Из частей сообщают, сколько необходимо специалистов по тем или иным специальностям, вакант по которым у них образовался в результате потерь в ходе боевых действий.
На уровне районных отделов комиссариатов учения по отработке тех или иных вопросов мобилизации проводятся ежемесячно. Крупномасштабные - которыми руководит командующий округом – раз в несколько лет.
Пример вводной на местных учениях: «Не работает ни стационарная, ни сотовая, ни радиосвязь. Оповестите людей о начале мобилизации». В военкомате есть первоочередные посыльные, которые оповещают ключевых людей и второочередных посыльных (у каждого есть список кого предупредить в том или ином случае). Пешком, на машине, как угодно, но приказ должен быть выполнен.

Оставить комментарий

Всё так оно и есть, но это если кратко. А если в некоторые вопросы углубиться, то будет ещё больше. На сегодняшний день очень много уклонистов, которые добросовестно получаю повестки, но не приходят в назначенный срок на призывную комиссию. Потом конечно некоторые платят штраф макс. 500 р. и на этом вся их ответственность. Следственный комитет при прокуратуре не возбуждает дела в отношении лиц уклоняющихся от службы в армии. Получается замкнутый круг, либо служба в армии проходит на добровольных началах, либо это все таки обязанность гражданина?
если я не расписан со своей девушкой,но она имеет от меня ребёнка,будут ей выплачивать компенсацию?
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
С точки зрения фотографа, а давайте условимся, что именно с этой позиии я скажу пару слов, меня концерт несколько удивил. Почему нельзя было запустить снимающую прессу на объявление анти-премий и премий, например, на того же NoizeMC? Не очень понял, ...
Несколько раз проезжал мимо Выставочного центра, но особого желания посетить экспозицию не возникало. Афиша мероприятия висит достаточно далеко от проезжей части, и с учетом некоего "химического" цвета постера сложилось мнение, что там представляют что-то молодёжное ТОКСическое... ...
"Вина России подтверждается не данными объективного контроля и не результатами расследования, а исключительно её плохой репутацией, - заявило, после двух недель истерик,  "всё цивилизованное человечество" , то есть группа стран, открыто и громогласно преследующих цель ...
https://bar-chk.livejournal.com/9455405.html?replyto=187124525 night_romance : "Я понимаю мальчиков, они ищут матерей. Я понимаю подруг. Они бездетны и видимо ищут сыновей. Отношения там примерно такие. Хоть и спят вместе. Но я не понимаю иждивения. Они не становятся ...
Посол Болгарии в России Атанас Крыстин был приглашен на Смоленскую площадь, где ему вручили ноту министерства об объявлении persona non grata первого секретаря консульской службы посольства Болгарии в России Н. Панайотова и первого секретаря службы по торгово-экономическим ...