Во что мы верим

топ 100 блогов lidia4609.11.2025 Во что мы верим maurois_harcourt_1936-203x300.jpg

Сегодня воскресенье, а значит самое время поразмышлять о том, во что мы верим.

Для сегодняшнего воскресного чтения я выбрала эссе Анре Моруа "Во что я верю".

Публикую здесь отрывок и настоятельно рекомендую прочитать весь текст. Особенно отрывки про тоталитаризм и демократию. Свежо и актуально.


Я не чистый материалист и не чистый идеалист. Во что же я в таком
случае верю? Я ограничиваюсь констатацией фактов. Вначале был мой разум,
который с помощью тела вступил в контакт с внешним миром. Но само тело -
лишь чувственный образ, то есть образ, созданный моим сознанием, так что в
конечном счете я отвергаю дуалистический взгляд на природу. Я верю в
существование единой реальности, которую можно рассматривать как в аспекте
духовном, так и в аспекте материальном. Создана ли эта реальность
сверхчеловеческой волей? Управляет ли нашим миром какая-нибудь высшая сила?
Нравственна ли эта сила и воздает ли она по заслугам праведникам и
грешникам? У меня нет оснований утверждать что бы то ни было по этому
поводу. Миру вещей неведома нравственность. Удар молнии и рак так же часто
поражают добрых, как и злых. Вселенная не дружественна и не враждебна людям
доброй воли; скорее всего, она просто равнодушна. Кто создал ее? Почему в
ней не царит полный хаос, почему она все же подчиняется законам? Какая сила
забросила нас сюда, на этот комочек грязи, вращающийся в бесконечном
пространстве? Я ничего не знаю об этом и думаю, что другие знают об этом не
больше моего. Различные боги, которым на протяжении тысячелетий человеческой
истории поклонялись народы, были воплощением страстей и потребностей
верующих. Это не значит, что религии были бесполезны; это значит, что они
были нееобходимы. Но в их задачу не входит познание мира. "Если вы
заблудитесь в пустыне, - говорил мне один добряк священник, - я не дам вам
карту, я только покажу, где можно напиться воды, и постараюсь вселить в вас
бодрость, чтобы вы могли продолжить свой путь. Вот все, что я смогу для вас
сделать".
"Христианство совершило переворот, перенеся рок _внутрь_ человека. Оно
увидело источник наших бедствий в нашей собственной природе. Для древнего
грека мифы, как правило, были частью истории - и не более того. Он выпускал
наружу демонов своей души, воплощая их в мифах. Христианин впускает мифы
внутрь своей души, воплощая их в демонах. Первородный грех страгивает
каждого из нас. Распятие Христа затрагивает каждого из нас..." (Андре
Мальро)*. Христианская религия человечна, а не бесчеловечна. Драма
разыгрывается не во внешнем мире, рок грозит не извне, как думали Гомер и
Эсхил; внешний мир нейтрален, драма и рок живут внутри человека. Догмат о
первородном грехе обличает присутствие в душе всякого человека животного
начала. Ребенок рождается диким, жадным; не будь он столь слаб, он был бы
жесток. Наше первое побуждение - убивать. Но столь же верна и идея
искупления. Человек не просто зверь. В человеке воплотился бог, "Человек и
бог сливаются в свободном человеке" (Ален*). В этом источник наших мук, но
этом же причина наших побед.
Я признаю существование в человеке высшего начала. "Никакое животное не
могло бы сделать того, что сделал я", - говорил Гийоме, и в самом деле
человек способен на бескорыстные геройские поступки, отнюдь не
продиктованные животными инстинктами и даже противоречащие им. "Ничто не
заставляет нас быть благородными, любезными, милосердными и отважными".
Конечно, циник ответит на это, что давление общественного мнения, тщеславие
или стыд оказывают одинаковое действие на человека и волка, поскольку и тот
и другой - стадные животные. Но эта точка зрения уязвима - она не может
объяснить поведение мудрецов, героев, праведников. Есть целый ряд случаев,
когда стадное чувство и тщеславие могли бы ужиться с лицемерием и заботой о
спасении собственной шкуры, а человек тем не менее избирает другой путь и
поступает "правильно". Почему он так поступает? Я полагаю, потому, что он
повинуется голосу некоего высшего начала, постоянно живущего в его душе.
"Человек бесконечно выше человека". Причем несомненно, что это начало
которое можно назвать сверхчеловеческим, поскольку оно подвигает человека на
деяния, идущие вразрез с его личной выгодой и интересами его клана,
присутствует в сознании каждого человека и предъявляет ему свои требования,
если только он не обманывает ни себя, ни других. Я готов называть богом эту
общечеловеческую совесть, но мой бог не трансцендентен, а имманентен.
"Итак, вы отрицаете существование трансцендентного бога и провидения,
определяющего ход земных событий?" Я ничего не отрицаю, однако, повторяю, я
никогда не видел в окружающем мире следов воздействия трансцендентной воли.
"Но неужели вам не страшно жить в равнодушном мире, который покинули боги
Должен признаться, ничуть не страшно; скажу больше, на мой вкус гораздо
спокойнее оставаться в одиночестве, чем быть вечно окруженным богами, как в
гомеровские времена. На мой взгляд, моряку, застигнутому штормом,
утешительнее считать бурю игрой слепых сил, с которыми он должен бороться,
призвав на помощь все свои знания и мужество, чем думать, что он какой-то
неосторожностью навлек на себя гнев Нептуна, и тщетно искать средства
умилостивить бога морей.
Возможно, в сравнении с греком гомеровских времен мы одиноки - ведь нас
не сопровождают бессмертные спутники, подсказывающие нам, как поступить, и
держащие нашу судьбу в своих руках, но ведь и древнегреческого морехода
удача ждала по сути дела, лишь в том случае, когда он действовал. Он греб,
рулил, лавировал. Это доступно и нам. Только у нас это получается лучше,
поскольку мы знаем гораздо больше. Мы научились, подчиняясь природе,
управлять ею. В борьбе с окружавшим его огромным миром Улисс мог
рассчитывать только на свои руки да на попутный ветер. Мы покорили и
поставили себе на службу силы, о существовании которых он даже не
подозревал: пар, электричество, химические и ядерные реакции. Почти все, что
герои "Илиады" и "Тысячи одной ночи" просили у богов и джиннов, мы научились
делать сами. Наш мир не хаотичен, он подчиняется жестким законам, а не
капризам фортуны, поэтому мы приобрели над ним такую власть, какая и не
снилась нашим предкам.
Наука может даровать человеку многое из того, в чем отказала ему
природа: она лечит болезни, регулирует рождаемость, увеличивает
сельскохозяйственную и промышленную продукцию настолько, что кажется, будто
люди на всем земном шаре вот-вот заживут без забот и в полном довольстве.
Еще в начале нашего столетия самые знающие люди имели, казалось бы, все
основания думать, что наступает новый Золотой Век и остается только
ликвидировать неравенство и несправедливость. Они полагали, что не за горами
тот день, когда основной задачей станет не производство, а распределение. На
деле Золотой Век оказался Веком Огня и Позора. Несмотря на свои знания и
могущество, современные люди несчастны, как никогда. "_Как злато чистое
свинцом презренным стало_?" В то время как терапия и хирургия боролись за
жизнь человека и облегчали его муки, война, сделавшаяся жестокой, как
никогда, несла народам немыслимые страдания. Свою власть над природой
человек использовал не для созидания, а для разрушения. Политика и экономика
не поспевали за развитием физики и биологии. Новые изобретения попали в руки
людей, которые не смогли совладать с ними и поставить их себе на службу.
Напуганные, несчастные, эти люди уподобились своим далеким предкам и,
приписав своим страхам и надеждам сверхъестественную силу, населили
равнодушный мир богами и чудовищами... Неужели нам не на что надеяться,
неужели несчастный род человеческий уничтожит себя вместе с планетой,
служащей ему пристанищем?
Я верю, что катастрофы можно избежать. Повторяю еще раз: мир
равнодушен, мир нейтрален. Никакой мстительный рок не прячется за черными
тучами, грозя нам гибелью. Спасение человечества в руках самого
человечества. В истории нередко бывали случаи, когда отчаявшимся людям
казалось, что все потеряно. После нашествия варваров и падения Римской
империи не один пессимист, глядя на руины галльских или бретонских городов и
бедствия народа, должно быть, говорил себе: "Теперь роду человеческому
никогда уже не жить в радости и довольстве". И тем не менее в чаще лесов
выросли монастыри; монахи стали обрабатывать девственную землю и пестовать
девственные умы; великие люди предприняли попытку возродить великие
государства. Им это удалось. Наша задача легче - нам предстоит уберечь от
гибели еще живую и во многих отношениях процветающую цивилизацию. Мы не
уверены в успехе, поскольку порыв безумия может охватить те группы людей, на
которые мы не имеем влияния, и они взорвут земной шар. Но все-таки мы можем
- пусть косвенно - повлиять и на них. Твердость наших убеждений, быстрота
наших решений обезоружат тех, кто угрожает будущему человечества.
Я верю, что новейшие открытия положат конец замкнутой жизни отдельных
народов. Современные средства коммуникации позволяют управлять территориями,
гораздо более обширными, чем прежние государства. Современная военная
техника слишком мощна, чтобы стоило идти на риск и нападать друг на друга.
Цивилизации подобны "заколдованным замкам". Они существуют лишь до тех
пор, пока мы в них верим. Международные организации станут мощной силой,
если их признают граждане всех стран мира. Я считаю, что в наши дни долг
всех писателей, ученых и государственных деятелей - убеждать людей в
необходимости создания таких организаций. Быть или не быть земному шару -
вот перед каким выбором мы стоим. Либо мы подадим друг другу руки, либо
истребим друг друга в атомной войне.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сходил я в баню и столько в парной просидел, что люди столько не сидят. Дмитрий Изосимов пишет про силовой поединок: тяга колеса весом 202 кг на время. Фестиваль «Русское лето 2023», площадь 400-летия Тюмени. Это чё ж такое?? Если я буду тягать колесо весом 202 кг., то я не обделаюсь ...
Умные говорили мне в 2008 - то, что Джордж Буш младший избежал тюрьмы, а его партия полного разгрома - означает, что следом придет нечто , что будет несравнимо хуже. Теоретически это было ясно, но все-таки трудно было себе представить это "нечто" . ААААА... Теперь представили? ...
Друзья! Сегодня среда, а значит - в сообществе день самоуправления. Рассказываю ниже, что это за день такой и что же нужно делать.  День самоуправления в летнем марафоне #летниедни ...
Посмотрел «Чикатило». Сериал затянутый, неровный, на мой взгляд. И Нагиев мне в целом не очень понравился. Все грехи российского сериала присутствуют, так сказать. Но психологию хорошо вскрыли. Создатели фильма очень чётко показали Чикатило больным. Извращенцем, садистом, но больным ...
немалого количества моих френдов и проникнуться какими-нить заметными чувствами к британской королеве лично и к ее семье вообще. Потерпел позорную неудачу. На днях в отчаянии попробовал по пунктам сравнить эту королеву даже не с Карповым, а с Кобзном. И королева по-прежнему по нулям, а ...