Внутренний туризм в России. Проблемы гостиничной индустрии.
yurgenshwarc — 14.05.2020Какие цели мы преследуем выезжая на отдых? Отдых, лечение, образование. Бюджет затрат на проживание 800-2500 рублей. Средний чек 1200. Мы путешествуем вдвоём. Все расчёты на отдых учитывают 2-х отечественных туристов. Обычно на путешествия мы отводим 7-10 дней. Во всех постах рассматривается цель «Отдых». Приятные эмоции, расслабление, увидеть что-то, что отличается от ежедневного пейзажа. Мы везём наши органы чувств к новым впечатлениям.
На что можно рассчитывать за такие деньги? Что положено за такие деньги по ГОСТу. Много комментариев оставлено о предпочтении импортного отдыха отечественному из-за разницы в качестве сервиса. Я решил изучить эту тему подробнее и делюсь выводами из проведённых исследований.
Типы размещения туристов. Российский ГОСТ.
«Размещение - самый важный элемент туризма. Нет размещения (ночевки) - нет туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любого туристского региона или центра, жаждущего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов.» Артёмова Е.Н., Козлова В.А. «Основы гостеприимства и туризма».
Что такое гостиничная индустрия? Оказание услуг по размещению клиентов, формированию режимов питания, внедрение ряда услуг по деловому сервису событийного характера (съезды, лекции и прочее).
- Гостиница, отель – услуги размещения и дополнительные услуги;
- Гест хауз (гостевой дом) – услуги питания и дополнительно услуги размещения;
- Гостевые комнаты – размещение в частном доме;
- Пансион (дом отдыха) – размещение и питание;
- Апартотель – номера категории «студия» и «апартамент», соблюдаются стандарты гостиницы;
- Комплекс апартаментов – стандарты гостиницы не обязательны;
- Сельская хижина – отдельная комната для проживания в частном доме;
- Хостел (Молодёжная гостиница) – управление некоммерческой организацией, многоместные номера;
- База отдыха (туристическая база, центр отдыха, туристическая деревня, деревня отдыха) – предприятие с цело системой дополнительных услуг;
- Кемпинг – территория с санитарными объектами для размещения шале, бунгало, палаток, автофургонов, автоприцепов, передвижных автодомов;
- Мотель – гостиница с автостоянкой для автомобилистов;
- Курортный отель – отель с дополнительными оздоровительными услугами;
- Сельские гостевые комнаты – частный дом с комнатами для размещения;
- Ферм хауз – размещение на территории крестьянско-сельского хозяйства;
- Постоялый двор – ферм хауз с питанием из продуктов производства КСХ;
- Горный приют – изолированный дом в горах;
- Шале, бунгало – отдельно стоящие дома с кухней;
- Сюит отель – все номера повышенной комфортности;
- Бординг хауз – гостиница в черте города для длительного проживания;
- Прогулочный корабль – плавучее средство с размещением и кухней;
- Автодом – транспортное средство со спальным местом и кухней;
- Жилой фургон-автоприцеп – передвижное жильё на прицепе, подразумевает наличие транспортного средства;
- Дом-фургон (передвижной дом на колёсах, стационарный фургон) – пригодное для перемещения, но стационарное жильё без транспортного средства;
- Складной автоприцеп – демонтируемое жильё;
- Палатка – тканевое разборное укрытие;
- Туристский фургон – наличие спальных мест и кухни обязательно;
- Навес автоприцепа – комментарии излишни;
- Детский оздоровительный лагерь – отдых и оздоровление детей с полным пансионом.
Могу поспорить, что такого списка никто не ожидал. Но так гласит ГОСТ Р 53423-2009. Умные люди собрали для нас ГОСТы в «пакеты» услуг по названием «Турпродукт», пора перейти к базовым запросам отечественного туриста.
Стоимость турпродуктов. Турция vs Россия.
Турция выбрана по принципу отзывов. Скажем так, пост затрагивает интересы определенного сегмента «отечественных туристов». В этот сегмент мы включаем и себя по принципу «готовы потратить». Рассматриваются «горящие туры», как целевой и доступный по цене продукт. Отпуск длиться 14 дней. У нас в предпочтениях 10 дней провести вдалеке от дома.
Первая проблема при покупке туров, ты зависишь от расписания туроператора. Мне пришлось повозиться, чтобы найти одинаковые условия выбора для России и для Турции в один временной период. А так же выяснилось, что пакеты на люксовые туры не тоже самое, что брать на три звезды. Например, Алания, 9 ночей на двоих, номер стандарт, AI (All Inclusive – всё включено) – 66000 рублей. Отель 5*, на кнопке подробнее цена выросла до 73 500 рублей. Фото здания симпатичные. В это время в России. Отель 5*, к сожалению, без AI, но номер полулюкс, Красная поляна. Из 54 300 в подробностях превращается в 59 500 рублей. Красиво, но нам надо море. Это в пик сезона, если поиграть с выездом, то на низких сезонах цена опускается до 51 600 рублей. Уточняем фильтры поиска.
Мы не менеджеры высшего звена и даже среднее звено не наш уровень. У нас бюджет. Анапа, AI, 3*, номер стандарт 7 ночей (спад сезона) - 52 132 рублей. Турция предлагает 7 ночей, AI, 3*, номер стандарт – 43 052 рублей. Глядя на такие ценники туров, мне самому захотелось в Турцию.
Из чего сделан тур. 4 кита индустрии.
Перелёт.
- Москва-Алания 26888 рублей;
- Москва-Анапа 15034 рублей.
Экономия на турах начинается с заказа туроператором чартерного рейса. Но это не значит, что без туроператора нельзя попасть на чартер. Иногда чартерные билеты скидывают в продажу, (например, на aviasales) чтобы заполнить самолёт. Всё время мониторить цены хлопотно. Некоторые авиакомпании имеют свою рассылку и предупреждают о сезонах дешёвых перелётов. Машиной по платной дороге до Геленджика цена 13000 рублей (бензин и проезд).
С одной стороны, можно найти билеты дешевле, чем на автомобиле, но с другой стороны не привязан к расписаниям. В Турции можно взять автомобиль в прокат, но в рассматриваемом в примере отеле нет стоянки. В русском варианте есть.
Трансфер.
- Такси 5000 рублей;
- Такси 400 рублей.
В Анапе автобус от аэропорта до Анапы стоит 25 рублей. Но он редко ходит. На остановке собрались с другими пассажирами и заказали Яндекс.Такси по 50 рублей с человека. Цены указаны с учётом и обратного трансфера. Подозреваю, что в Турции аэропорт дальше. До аэропорта Анапы на такси за 70 км я платил 2200 рублей (туда-обратно 4400 рублей соответственно).
Опять же экономия идёт за опт. Если ехать туром – туроператор нанимает автобус (микроавтобус), когда едешь «дикарём» - немного теряешься. Но всегда можно найти попутчиков от аэропорта, и по месту найти тех, кто поедет с вами в аэропорт.
Страховка.
- Турция 2156 рублей;
- Россия 2124 рублей.
Не совсем понятная для меня статья расходов при путешествии внутри страны, это эконом вариант. Каких-то сверхинтересных опций нет. По мне это всё может сделать внутри страны ОМС, билеты и права гражданина.
Проживание со звёздами.
- Kleopatra Alis Hotel: 49177 рублей;
- Пансионат Фея-2: 38962 рублей.
Туром ехать дешевле.
Подведём итоги. Стоимость туров через туроператора:
- Турция 43 052 рублей;
- Россия 52 132 рублей.
Стоимость тура за своими руками:
- Турция: 78041 рублей;
- Россия: 56620 рублей (можно вычесть страховку 2124 рублей).
Если вы поклонник туроператоров и любите кинуть денег на стол чтобы за вас всё решили и сделали, Турция и туроператор ваш вариант. Далее могут читать те, кто привык думать самостоятельно. Остальным можно покинуть этот «говнопост». (Не забудьте накидать на вентилятор ваше мнение внизу). Вернёмся к тому, что мы любим отдыхать тогда, когда нам удобно и столько сколько мы хотим.
Про стандарты и звёзды.
Кто порождает спрос.
Вернёмся к типичному отечественному туристу. Наш турист платит в среднем 800-2500 рублей за сутки жилья. Цели путешествий: отдых, лечение, образование. Ищет жильё в интернете. Отечественный турист любит европейское качество. Склочен. Например, при возникновении проблемы пытается решить её через младший персонал отеля, не тратя своё время поиском управляющего, в обязанности которого входит решать эти самые проблемы. То есть передаёт эмоциональные сообщения через сломанный телефон мимо проходящей уборщицы. Отечественный турист не готов доплачивать за улучшение характеристик проживания. Сфера интересов: достопримечательности. Чем можно погладить ЧСВ отечественного туриста? Включить в стоимость номера бассейн и спортзал. Не каждый воспользуется этими бонусами, но факт пользования повышает настроение. Поверьте – это портрет туриста, написанный профессионалами для доклада о проблемах российского туризма. Думаю, как раз любители туров в Турцию, Египет и Тунис.
Кто круче по звёздам.
В России квалификация оценивается в звёздочной системе. От «*****» (высшая оценка) и без звёзд (низшая оценка). Звёзды имеются у предприятия, получившего аккредитацию у государства. То есть оборудовавшие условия проживания по указанным ниже стандартам и прошедшие проверку наличия этих самых стандартов. Конечно, сие мероприятие стоит денег. Многие в частном секторе не готовы платить за аккредитацию, просто чтобы к вывеске добавлять звёзды. Так же звёзды не положены кемпингам, детским лагерям, санаториям, общежитиям. (Увидите кемпинг со звёздами, можете попросить факт аккредитации на стойке администратора, чтобы поржать).
Стандарты и требования различаются для гостиниц с разным количеством номерного фонда. Первая граница проходит между типами больше 50 номеров и меньше 50 номеров. Основной жилой фонд на ЧПК, так называемые «гостевые дома», хотя они точно не соответствуют названием госту. Скорее это стандарт «сельская хижина», на крайний случай «гостевые комнаты». Но ведь «менеджер по клинингу» звучит куда лучше «уборщицы». Для уравнения шансов, будем считать, что упомянутые выше отели имеют за крупность номерной фонд свыше 50. Вторая граница проходит по размеру менее 15 номеров.
- >50 номеров «для категории "три звезды" - 57-71»;
- <50 номеров «для категории "три звезды" - 45-56 баллов»;
- <15 номеров.
Ко всему в России есть не только звёзды, но и система категорий:
- «Высшая» («сюит», «апартамент», «люкс», «джуниор сюит», «студия») - 43 балла;
- «Первая» (в гостиницах категории «пять звезд») - 43 балла;
- «Первая» (в гостиницах категории «четыре звезды») - 39 баллов;
- «Первая» (в гостиницах категории «три звезды») - 23 балла;
- «Первая» (в гостиницах категории «две звезды», «одна звезда» и «без звезд») - 18 баллов;
- «Вторая» - 17 баллов;
- «Третья» - 16 баллов;
- «Четвертая» - 9 баллов;
- «Пятая» - 9 баллов.
Какой номер «Стандарт» бывает.
У номеров тоже есть госты и категории. Мы исходим из цен на номер «Стандарт» сезонной работы:
- Первая категория – номер в гостинице, состоящий из 1 жилой комнаты с одной/двумя кроватями, с полным санузлом (ванна/душ, умывальник, унитаз), рассчитанный на проживание одного/двух человек (минимальная площадь 12 кв.м).
- Вторая категория – номер в гостинице, состоящий из 1 жилой комнаты с одной/двумя кроватями, с неполным санузлом (умывальник, унитаз либо 1 полный санузел в блоке из 2-3 номеров), рассчитанный на проживание одного/двух человек (минимальная площадь 9 кв.м).
- Третья категория – номер в гостинице, состоящий из 1 жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с неполным санузлом (умывальник, унитаз либо 1 полный санузел в блоке из 2-3 номеров), рассчитанный на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего 6 кв.м в гостиницах круглогодичного функционирования, 4,5 кв.м - в гостиницах сезонного функционирования.
- Четвертая категория – номер в гостинице, состоящий из 1 жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с умывальником, рассчитанный на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего 6 кв.м в зданиях круглогодичного функционирования, 4,5 кв.м - в зданиях сезонного функционирования. Для хостела допускается площадь номера из расчета не менее 4 кв.м на 1 кровать (1-ярусную или 2-ярусную, расстояние от верхней спинки 2-ярусной кровати до потолка не менее 75 см).
- Пятая категория – номер в гостинице, состоящий из 1 жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, без сантехнического оборудования (туалеты и ванные комнаты, душевые общего пользования), рассчитанный на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего 6 кв.м в зданиях круглогодичного функционирования, 4,5 кв.м - в зданиях сезонного функционирования. Для хостела допускается площадь номера из расчета не менее 4 кв.м на 1 кровать (1-ярусную или 2-ярусную, расстояние от верхней спинки 2-ярусной кровати до потолка не менее 75 см).
Информация ознакомительная. По факту нам чаще всего встречается категория «Стандарт» между первой и второй. Не знаю, как их называть. 1- или 2+? Это может быть 9 кв.м с полным санузлом, например.
Что должно быть в номере «Стандарт» трёхзвёздочного отеля.
- Одна комната.
- Потолочное или настенное освещение.
- Прикроватный светильник.
- Светильник над умывальником.
- Выключатель у входа и у изголовья кровати.
- Карманный фонарь.
- Телевизор с пультом ДУ.
- Будильник.
- Возможность выйти в интернет.
- Мини-холодильник. (Не обязательно для гостиниц с фондом <50 номеров).
- Кровать (односпальная 90*200, двуспальная 160*200).
- Постельное бельё.
- Прикроватный коврик.
- Прикроватная тумбочка.
- Шкаф или ниша для одежды (5 вешалок на человека).
- Вешалка для верхней одежды.
- Стул на каждого проживающего.
- Стол с площадью >50 см2
- Розетка.
- Полка для багажа.
- Корзина для мусора.
- Плотные занавеси или жалюзи.
- Зеркало в полный рост.
- Щётки для одежды, губка для обуви, рожок для обуви.
- Открывалка.
- Графин и стаканы.
- Телефонный справочник по отелю.
- Перечень услуг.
- Брошюры с туристической информацией.
- Противопожарная инструкция.
- Инструкция о действиях в экстремальной ситуации.
- Анкета гостя.
- Умывальник, унитаз.
- Зеркало над умывальником.
- Полка для туалетных принадлежностей.
- Страхующая от падения ручка в ванной (при наличии ванной).
- Полотенцедержатель.
- По два полотенца на гостя.
- Мыло.
- Туалетная бумага.
- Держатель туалетной бумаги.
- Крышка для унитаза.
- Щётка для унитаза.
- Корзина для мусора в ванной комнате.
Это перечень предметов в номере. Существует такое понятие как амортизация – износ. В стоимость номера включают расходы на износ этого списка. Наши требования к комфорту не содержат, например, пунктов: 6, 8, 24, 27, 28, 29. Но их надо оплачивать, если у гостиницы официальная аккредитация на три звезды. Это не бог весть какая экономия. Но по мелочам накапливается n-ая сумма.
Следующее за что мы платим. Требования к самим гостиницам в 3 звезды.
- Внешнее освещение в темное время суток.
- Кратковременная парковка.
- Освещаемая вывеска.
- Отдельный вход для гостей (не требуется для номерного фонда <50).
- Аварийное освещение (фонари, аккумуляторы).
- Генератор, способный обеспечивать гостиницу 24 часа.
- Водоснабжение 24 часа (горячее и холодное)
- Резервное водоснабжение.
- Бесплатная питьевая вода в номере или в коридоре.
- Отопление.
- Вентиляция.
- Принудительная вентиляция.
- Охранная сигнализация и видеонаблюдение.
- Лифт при высоте здания 3+ этажа.
- Ожидание лифта не более 30 секунд.
- Круглосуточный лифт.
- Телефонная связь из номера (не обязательно для фонда <15 номеров).
- Доступ к междугородней связи.
- Далее сложная схема с размерами номеров: одноместный (двуместный) 100% фонд. Это скорее защита маленьких номеров в отелях свыше 4-х звёзд. Чтобы они оставляли маленькие номера в фонде.
- Многокомнатные или соединяющиеся номера (не обязательно для фонда <15 номеров).
- Санузел в каждом номере.
- Площадь санузла 2,5 м2 (+/- 5%)
- Вентилятор в жарком климате (даже не «кондей»).
- Всякие требования к общественным туалетам, которыми мы не очень-то пользуемся.
- Общественное оборудованное помещение не менее 30 м2. (+1 м2 на каждый номер начиная с фонда >21 номера).
- Служба приёма и размещения.
- Зона отдыха.
- Ковровое покрытие в зоне отдыха. (Не обязательно для фондов <50 номеров).
- Декоративное озеленение, художественные композиции.
- Индивидуальные сейфовые ячейки.
- Вешалки в холле.
- Ковровое покрытие в коридорах.
- Служебные помещения для персонала. (Не обязательно для фондов <15 номеров).
- Услуги питания: столовая, ресторан, поставки питания от других предприятий. (Не обязательно для фондов <15 номеров).
- Круглосуточный приём гостей.
- Выдача корреспонденции гостям.
- Поднос багажа по просьбе.
- Утренняя побудка по просьбе.
- Ежедневная уборка номера.
- Смена постельного белья 1 раз в 3 дня.
- Смена полотенец 1 раз в 3 дня.
- Исполнении стирки в течении суток.
- Предоставление утюга и гладильной доски.
- Уход за вашей одеждой по просьбе.
- Вызов такси по просьбе.
- Туристическая информация.
- Вызов скорой помощи.
- Услуги питания. (Не обязательно для фондов <50 номеров).
- Завтрак «Шведский стол».
- Обслуживание в номере завтрак. (Не обязательно для фондов <50 номеров).
- Меню рум-сервис в номере.
- Документация стандартов для персонала.
- Форменная одежда и бейджики у персонала.
- Обеспечение штатного расписания необходимым количеством персонала.
«К наиболее дешевым средствам размещения относятся «youth hotels», которых в Австрии не меньше 100 (для сравнения: в России - меньше 10). В этих недорогих молодежных общежитиях желающие могут купить ночлег, хотя какие-либо особые удобства здесь вряд ли будут гарантированы.» Артёмова Е.Н., Козлова В.А. «Основы гостеприимства и туризма».
Длинный список получается, в котором куча всего, что я не замечу в 10 дней отпуска. Но людям надо это контролировать, чтобы зваться 3 звезды, а нам за это платить. Можно составить краткий чек-лист того, что вам понадобиться в месте вашего проживания, позвонить и задать вопросы по каждому пункту. И исходя из вашего выбора уровня комфорта решать – достойно это цены на сайте или нет.
Вообще документ по стандартам интересный. Можно собрать себе отель даже исходя из его крупности. Например, маленький отель с номерным фондом менее 15 номеров, может позволить себе поблажки в стандартах и просить меньше денег. В таких гостиницах даже много персонала не надо, владелец может всё делать сам. Например, в Костроме мы снимали гостевые комнаты. Владелец мужчина. Прекрасная комната с критериями в 3 звезды. Он сам занимался поддержанием порядка в комнатах. Вполне всё было продумано и без государственной аккредитации. И стоило это на 20% дешевле, чем номер в аккредитованной, но менее удобной гостинице в Ярославле. В которой и площадь номера была меньше.
Гостиничная индустрия в России до и после революции.
История русской сферы услуг по размещению идёт с XII века. Ещё в XIX веке гостиничная индустрия в России входила в «золотой фонд» мировых гостиниц. На сегодняшний момент осталось всего 2 гостиницы. «Балчуг» в Москве и Гранд-отель «Европа» в Санкт-Петербурге.
После революции гостиничная индустрия пришла в упадок. Возрождение началось только в 50-хх годах прошлого века. К системе оценки в звёздах мы пришли только в 1994 году.
Главные проблемы русской гостиничной индустрии.
Нам в наследство достался советский сервис. На моей памяти, заставшей кусок СССР, сервиса у нас было мало. И дело было не в техническом оснащении и вложенных деньгах, а в обслуживании персоналом. Думаю, что многие жалуются именно на этот главный недостаток наших гостиниц.
Далее, номерной фонд у нас не развивается в достаточном объёме. Как раз наш любимый размер в 3 звезды в большом дефиците даже в крупных городах. Что уж говорить о курортах, которые раньше функционировали только в рамках санаториев, домов отдыха и лагерей, а гостиницы предназначались для высших эшелонов власти.
Слабые каналы продаж (выкладывать информацию в интернет одно, а чтобы её нашли – другое). Нашим труженикам гостиничной индустрии сильно не хватает образования в сфере продаж. Есть гостевые дома, не имеющие звёзд, но имеющие в комплекте список требований к 3*. Просто они не умеют продавать себя. И говорить, что у нас нет достойных гостиниц в категории цена/качество преждевременно. Может их нет в интернете. В наше время, если тебя нет в интернете – тебя не существует.
Основной новый поток номеров для размещения поступает из частного фонда индивидуальных предпринимателей. У большинства из них нет никакого образования в сфере услуг и туризма. Оборудуются номера по списку приведенному выше. Особых изысков не добавляют. Если нанимают кого-то на сезон в помощь, то снова это неквалифицированный персонал, которому до сервиса обслуживания нет дела, этим может заниматься только сам хозяин.
Возможно нам не хватает популяризации, чтобы поднять туризм в России на новый уровень. Ведь известно, что спрос порождает предложение. Однако, комментарии к моим постам голосуют за отсутствие спроса внутри страны. Замкнутый круг. Одни хотят сервиса и едут за ним заграницу, другие экономят на сервисе, потому что некому его предоставлять.
Есть ли решение у этих проблем?
В последнее время заботы о малом бизнесе от властей прибавилось. Но периферию мало кто поднимает. Для этого нужны люди увлечённые, готовые обучать владельцев малых номерных фондов. Возможно бесплатно. Нужно понимание у потребителей услуг о том, что покупка заграничных туров выводит деньги из страны, а значит обескровливает внутренний туризм. И этот фактор тоже плохо влияет на развитие.
Срок окупаемости у гостиницы очень высокий. Строить комфортные номера с возможной прибылью лет через 10 могут только крупные сети, либо увлечённые инвесторы. Поэтому, чтобы сократить срок окупаемости, малый бизнес стремиться минимизировать расходы. Существуют ещё требования градостроительства к внешнему виду и даже к высоте зданий, особенно в курортных зонах. Найти подходящее место, рассчитать проект, который устроит всех, становится сложнее.
Проблемы низкого уровня сервиса нельзя решить только с одного бока. Это должен быть комплексный подход. Создание ассоциаций для владельцев гостиниц с малым фондом номеров, обучение, инвестиции, улучшение имиджа, индивидуализация объектов и ориентирование на узкий сегмент отдыхающих, упрощение входа в бизнес, улучшение инфраструктуры в самих зонах отдыха. И много, много чего ещё, включая «омоложение» самого бизнеса. Ибо «старые кони» считают, что у нас сервис лучше, чем в СССР, и чем эти туристы не довольны?
Существует ли проблема гостиничного бизнеса и сферы услуг размещения?
Как мы уже выяснили – проблема существует, она глубокая, но попытки решить эту проблему предпринимаются.
Успешное функционирование предприятия гостиничного бизнеса предполагает получение как можно большего дохода от деятельности. Баняс А.З., Миронов Ю.Б. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Управление проектами: проектный подход в современном менеджменте».
А пока можно обратить внимание на гостевые «дома» комнаты. Стоимость проживания в них в те же даты, что и туры начинаются от 5600 рублей. Мы живём ещё дешевле, но, во-первых, у нас нет особых требований к номеру (помним, что наша цель отдых и достопримечательности, круглосуточно в номере мы не сидим). Во-вторых, у меня скидки постоянного клиента вне сезона.
И вот тур собранный руками:
- Перелёт - 15034 рублей;
- Трансфер – 4400 рублей;
- Проживание – 5600 рублей;
- Питание — 8400 рублей (столовые).
Итого: 33434 рублей. Наш тур своим автотранспортом и отдельными условиями проживания в номере «стандарт» категории 2+:
- Проезд и ГСМ по М-4 Дон – 13000 рублей;
- Проживание – 4500 рублей;
- Питание — 4900 рублей (магазин и готовка на летней кухне, вино входит в пакет питания).
Итого: 22400 рублей. Не знаю, как вас, но меня устраивает. Стоит ли доплачивать еще 20000-30000 рублей, чтобы рассказывать о превосходном сервисе в Турции, личный выбор каждого.
Все цены приведены по состоянию на май 2020 года. Если что-то изменилось, то прошу извинить за вечные перепады цен в сфере туризма. Кстати, есть идея рассмотреть более подробно тему формирования цен на различные услуги в туризме. С удовольствием погружусь в новое исследование. И тут прошли новости, что Европа готова открыть границы для туристов, ибо туризм приносит 10% ВВП Евросоюза. Вы уже выбрали куда летите сохранять ВВП Евросоюза?