Вместо рецензии: "Джокер"
wwold — 20.10.2019Сподобился. Что ж впечатления самые противоположные. Во-первых, если бы фильм не был талантливым пропагандистским образчиком (о котором все говорят), то смотреть его я бы не стал. Ибо скучно и не актуально. Ну, что может быть интересного в том, как в нашем неумытом мире сходит с ума очередной индивидуум, у которого и так с шариками-роликами в голове не хорошо. Это, в принципе, сама по себе трагедия, когда человек (не важно генетически или социально) поехал кукушкой. Здесь проблема не в том, что его не принимает общество, а в том, что он во время приступов сам становится для него опасен. Не зря в тоталитарном совке таких людей предпочитали изолировать от остальных. Не по злобе и коварству, а во избежание.
Теперь же паблики полны сообщений, что очередной псих, отпущенный с лечения (в силу урезания бюджета), выпилил ни в чём не повинное семейство. Теперь мне предлагают взглянуть на всё это с нравоучительным пафосом. Да, на хера мне сдалось такое удовольствие?! А вот с точки зрения смыслов посмотреть фильм стоило. Поэтому с третьей попытки осилил.
В общем, здесь я подметил много любопытных моментов. Ну, например, фильм издевательстки использует подобострастное отношение современного западного общества к инвалидам, что, в общем-то, и позволило сделать явный неформат, далёкий от аляповатой комиксовой красочности. И прокатило. Ибо при тотальной политкорректности про инвалидов, как и усопших, можно говорить либо хорошо, либо ничего. Что и использовали режиссёры, покуражившись по полной.
Впрочем, получилось ли у них покуражиться? Скорее, выплеснуть свои тёмные страхи. Чтобы там ни говорилось про 80-й год, "Джокер" это про современность, где существующая система застыла в предверии больших потрясений, пока проявляющихся в мелких отказах, да в беспорядках на далёких мировых окраинах. Творцы видят, как мощная машина государства, давшая несколько десятилетий, если не благоденствия, то достатка, начинает медленно пробуксовывать, что опять же выплёскивается первоначально на слабые звенья общества. Здесь может быть и инвалид, и мать одиночка, и неприкаянный молодой человек. Выбор инвалида в качестве центрального персонажа банально даёт больше возможности для реализации мастерства актёра (но ни социальных фобий большинства населения). Более того, закручивая сюжет вокруг ненормальности, авторы изящно переключают внимание от хворости самого общества, к болезненному состоянию его низовых слоёв, у которых, получается, нет никакой позитивной программы - только страсть к хаосу и саморазрушению. Не удивительно, что халифом на час у них становится поехавший чердаком клоун.
С такой позиции, все последние революции и прочие безобразия, случившиеся в мире, есть не более чем буйство умалишённых, стремящихся к разрушению. Получается жёсткий когнитивный диссонанс: с одной стороны, авторы как бэ намекают, что ко всем этим безобразиям, приложило руку деградирующая система, но и результат восстания масс - вызывает у них неподдельный ужас. И полное отсутствие понимания (в отличие от классических комиксов) - как эту систему подшаманить, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Ответов нет - зато есть эпизод, в котором у будущего Бэтмана, грозы криминала, убивают родителей, что, собственно, и приводит его в стан мстителей. Только, если исходит из бэкграунда этого фильма - мстить он будет не сферическим злодеям в вакууме, а этому самому восставшему быдлу (и не важно - что его подстегнуло на бунт). Право, после это будущая бэтманская сущность начинает вырисовываться в несколько ином ключе.
В общем, мрак, тлен и отчание сочится с голубых экранов. И нужно ли это простому зрителю? Мой ответ - нет. Это история насилия в ответ на насилие. В нём нет надежды на новый мир, нет луча света в тёмном царстве. Что, впрочем, не удивляет. Западный мир (не смотря на финансовое и технологическое доминирование) потерял свои ценностные ориентиры, при этом активно уничтожая альтернативные. И теперь на вершине могущества он, впервые за несколько сотен лет, не знает куда идти. А "Зима" близко.
Талантлив ли фильм? Вполне. Хорошо ли играет Хоакин Феникс? Весьма. Но это ровным счётом не убавляет и не прибавляет к идее, высказанной в картине - мир болен, но больны и те, кто хотят что-то изменить. С такой идеологией, робяты, мы далеко не уедем.
Как-то так. Смотреть рекомендуется только в исследовательских целях.
|
</> |