Вместе с фашистами против нацистов

топ 100 блогов paul_atrydes07.09.2025

Предпринятая нацистами первая попытка аншлюса способствовала улучшению отношений между Францией и Италией. Пришедший на смену Барту П. Лаваль взял курс на установление тесного франко-итальянского сотрудничества, рассчитывая с его помощью ограничить подрывную деятельность нацистской Германии в Европе. Ради создания желанного альянса с Италией Лаваль был готов как можно быстрее разобраться с наследием прошлого и добиться разрешения противоречий между двумя державами даже ценой серьёзных уступок Италии, в первую очередь в колониальных вопросах.

В ноябре 1934 г. начались франко-итальянские переговоры, завершившиеся в январе 1935 г. встречей Лаваля и Муссолини в Риме. Руководители двух государств подписали декларацию о дружбе и так называемые Римские протоколы, в их числе — конвенцию о взаимном уважении территориальной целостности стран Центральной Европы и проведении консультаций в случае угрозы независимости Австрии. Стороны достигли также секретной договорённости о совместных военных мероприятиях двух стран в случае действий Германии против Австрии или в Рейнской демилитаризованной зоне. Кроме того, был подписан документ об исправлении границы между их колониями в Африке, предусматривавший довольно существенные французские территориальные уступки. Италии передавалось более 110 тыс. кв. км Французской Сахары на границе с Ливией; в её пользу была исправлена также граница между Французским Итальянским Сомали. Итальянцы получили и принадлежавший ранее французам контрольный пакет акций единственной в Восточной Африке железной дороги Джибути — Аддис-Абеба. Со своей стороны, Италия отказалась от притязаний на Тунис, получив взамен статус наибольшего благоприятствования в этом французском протекторате. В ходе переговоров Лаваль также признал предпочтительные интересы Италии в Эфиопии, неофициально дав понять Муссолини, что с пониманием относится к его аннексионистским планам в отношении этого африканского государства.

Таким образом, пытаясь направить экспансию Италии за пределы европейского континента, Франция одновременно стремилась наладить с ней тесное сотрудничество в деле сохранения статус-кво в Центральной Европе и на Балканах.

Римские соглашения были ратифицированы парламентами двух стран и получили одобрение в Лондоне. Вскоре после их подписания состоялись итало-французские военные переговоры, в результате которых были заключены две двусторонние конвенции о военном сотрудничестве. В июне 1935 г. они были дополнены секретным соглашением о демилитаризации итало-французской границы, что позволило Франции высвободить дополнительно 10 дивизий, перебросив их в район её границы с Германией (прим. Агрессивная политика держав фашистского блока и происхождение Второй мировой войны: Реферативный сборник / Отв. ред. Случ С.З. М., 1989. С. 149).

Тем не менее, несмотря на многообещающее начало, франко-итальянское сближение всё же не стало основой для создания прочного политического альянса. Между двумя державами сохранялись серьёзные противоречия в Африке, районе Средиземноморья и на Балканах. Хотя Париж и был заинтересован в Италии как политическом партнёре, он не мог предоставить ей полную свободу рук в этих регионах, как того желал Муссолини.

Сидоров А.Ю., Клеймёнова Н.Е. История международных отношений. 1918—1939 гг. Учебник. М., 2006.



Итало-французское сближение 1934—1935 годов (особенно в военной плоскости) — не самая заезженная тема в отечественной историографии. К примеру, в недавней книге Вершинина и Наумовой этому сюжету посвящено буквально несколько абзацев. Потому, опираясь на работы канадского историка Роберта Янга (Robert J. Young) стоит рассказать об этом чуть подробнее.

Сразу следует отметить, что инициаторами улучшения политических и военных отношений выступили итальянцы, но французы с готовностью откликнулись на приглашение к переговорам. Политический фон кратко описан выше, так что с ходу перейдём к военной составляющей.

В феврале 1935 года на заседании Высшего военного комитета Гамелен предоставил Лавалю наброски возможного будущего сотрудничества. Французы могли послать армейский корпус на правый фланг итальянцев, чтобы он служил связующим звеном между югославскими и итальянскими силами. В свою очередь итальянцы тоже могли прислать корпус в район Бельфора. Наконец, штабу французских ВВС поручили провести расчёты по размещению итальянских ВВС в долинах рек Сона и Ду (ближе к Дижону).

Вместе с фашистами против нацистов fr_ital_belfor.png

9 мая представители французских ВВС убыли в Рим для переговоров по конвенции о коммерческом воздушном сообщении и пакту о воздушной взаимопомощи. Касательно последнего на переговорах рассматривалось три варианта: воздушное нападение Германии на Италию, на Францию и одновременное нападение на обе страны. Оперативные зоны ответственности делились по линии Страсбург (Франция) – Хеб (Чехословакия): к северу от неё действовали французы, к югу – итальянцы. Во всех вариантах предусматривалась переброска итальянских тяжёлых бомбардировщиков на аэродромы в восточной Франции, находящиеся к востоку от линии Нанси – Лон-ле-Сонье: оттуда было удобнее совершать бомбардировочные налёты на промышленные объекты Германии, нежели телепаться через Альпы. Кроме того, штабы обеих стран договорились в дальнейшем проводить совместные переговоры не реже двух раз в год, а в промежутках между ними обмениваться технической информацией.

25 июня начальники штабов всех трёх видов вооружённых сил Франции прибыли в Италию на несколько дней для переговоров. Результатом стала неофициальная военная конвенция, которая представляла собой подписи на официальных протоколах переговоров. Стороны соглашались на: взаимную гарантию границ в Альпах и Африке; скорейший обмен небольшими подразделениями войск в начале военных действий; взаимный обмен армейскими корпусами (см. выше); прибытие неопределённого количества итальянских бомбардировщиков на базы в восточной Франции.

Роберт Янг назвал эту конвенцию «довольно странной» (rather odd), т.к. ещё весной и армия, и флот, и ВВС рассчитывали на большее, т.е. на заключение полноценного соглашения о взаимопомощи, где итальянцы отважно защищают Австрию, опираясь левым флангом на швейцарскую границу, а правым примыкая к Чехословакии; где итальянские самолёты наносят авиаудары по Лейпцигу, Берлину и Гамбургу с чешских аэродромов; где итальянский флот охраняет французские морские сообщения в восточном Средиземноморье, Красном море и Индийском океане, и, возможно, присоединяется к Франции в обороне западного Средиземноморья и пролива Ла-Манш.

С точки зрения Лаваля (и не только), Италия могла стать мостом между Францией и странами Восточной и Юго-Восточной Европы — Югославия, Румыния, Чехословакия, Польша. Это позволило бы использовать военный потенциал последних на полную мощь. В то же время Лаваль, похоже, желал избежать твёрдых обязательств, что и выразилось в его благосклонном взгляде на неформальность заключённой конвенции.

9–12 сентября, на фоне ухудшающихся англо-итальянских отношений, в Париже состоялась вторая встреча представителей штабов ВВС Франции и Италии. К этому моменту стороны уже обменивались той самой технической информацией о, например, авиационном топливе, радийном оборудовании и возможных целях бомбардировок в Германии. С целью изучения взаимозаменяемости боеприпасов, в Рим отправили французские авиабомбы. В то же время на французских авиабазах побывали итальянские офицеры с целью их изучения для будущего пребывания своих самолётов. Начался обмен штабными офицерами для стажировки в ВВС потенциальных союзников; французы уже её проходили, итальянцы планировали прибыть в сентябре.

На переговорах стороны договорились, что французским авиачастям предоставят аэродромы Геди, Винченца и Тревизо. Кроме того, рассматривался вопрос о возможности базирования в Австрии и Чехословакии. Задачу прозондировать почву в этих странах взяли на себя итальянцы и французы соответственно. Обсуждалась также возможность налётов итальянских бомбардировщиков на Рур с аэродромов в Шампани или Фландрии.

Вместе с фашистами против нацистов fr_ital_avia.png

Кроме технической информации, стороны обменивались и разведывательными сведениями, причём обмен прекратился не осенью 1935 года, как можно было бы подумать, а лишь в начале лета следующего года. И то итальянцы, по их заявлению, его приостановили, а не закрыли окончательно.

По французским расчётам пребывание Италии в качестве союзника позволяло высвободить значительные силы для Северо-Восточного фронта, т.е. против Германии. В докладе, сделанном генштабом сухопутной армии Высшему военному комитету в январе 1936 г., отмечалось, что до римских соглашений враждебная Италия заставляла держать десять дивизий в Альпах, три дивизии в Алжире (предназначенных для усиления сил в Тунисе) и затрудняла переброску четырёх африканских дивизий в метрополию (здесь и далее имеется в виду не дислокация мирного времени, а сосредоточенные силы после мобилизации). С момента франко-итальянского сближения все семнадцать дивизий можно было перебросить против Германии, оставив на месте только войска для поддержания порядка и береговой охраны. После начала англо-итальянского конфликта против Италии снова оказались зарезервированы семь дивизий на юго-востоке (в Альпах), три дивизии и две кавалерийские бригады в Алжире (для Туниса), опять затруднена переброска четырёх дивизий в метрополию. Таким образом, потенциально Северо-Восточный фронт лишился десяти дивизий и двух кавбригад полностью и четырёх дивизий на неопределённое время. В сентябре 1938 г. расчёты стали ещё более пессимистичными: теперь в случае войны с итало-германской коалицией требовалось держать 15 дивизий в Альпах и столько же в Северной Африке. Фактически в сентябре 1939 г. на юго-востоке сосредоточилось двенадцать дивизий (шесть кадровых и шесть резервных) и одна бригада спаги. В Северной Африке (Марокко, Алжир и Тунис) — одиннадцать дивизий (преимущественно класса «C»), одна пехотная полубригада, четыре кавалерийские бригады.

Представляют интерес наброски франко-итальянской взаимопомощи, сделанные 3-м (оперативным) бюро французского армейского генштаба в апреле 1935 года. Первый сценарий начинался просто немецкой мобилизацией. В этом случае Франция и Италия посылали друг другу по одной дивизии в пределах приграничья. Второй вариант касался германского вторжения в Австрию. Тогда французы отправляли экспедиционный корпус из двух дивизий в австрийскую провинцию Каринтия. Здесь, опираясь на железнодорожный узел в Клагенфурте, корпус работал бы связующим звеном между итальянскими войсками слева и югославскими справа.

Вместе с фашистами против нацистов fr_ital_karintia.png

Третий, наиболее интересный вариант предполагал, что после отмобилизования немцы вторгаются во Францию. В свою очередь через Ниццу на французский фронт между Мюлузом и Кольмаром прибудут девять итальянских дивизий. После неопределённого времени они форсируют Рейн на широком фронте и переходят в наступление в направлении Донауэшингена с последующей целью вторжения в Баварию навстречу итальянскому наступлению из Тироля. Последнее, по мысли французов, проводилось силами 18—19 дивизий. Оно же отвлекало немецкие силы с французского или чешского фронта.

Вместе с фашистами против нацистов fr_ital_offensive.png

Дальше на правом фланге по оси Браунау — Ландсхут наступал французский экспедиционный корпус, из района Пассау в направлении на Ландау — югославские войска (четыре дивизии), к югославам примыкали чехословацкие дивизии. Таким образом появлялся единый фронт, включавший не только итальянцев, но и восточных союзников Франции. Кроме того, основной груз наступательных операций ложился на плечи бравой итальянской армии, что особо импонировало французам.

Но все эти мечты девичьи по сути развеялись в конце 1935 года, когда Лондон в условиях разразившейся итало-эфиопской войны строго спросил Париж «С кем вы, мастера культуры?». Французы в очередной раз предпочли встать в один строй с островитянами, хотя впоследствии Гамелен не раз вздыхал о блистательных перспективах взаимодействия с Римом.

Нельзя не заметить, что французские военные значительно глубже, с огоньком сотрудничали с итальянцами, нежели с советскими коллегами, хотя с последними и имелся действующий договор о взаимопомощи.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Prime Minister Vladimir Putin has approved a national concept to fight pervasive alcohol abuse in Russia with the target to cut alcohol consumption ...
Обмен в общем и целом я безусловно одобряю, особенно возвращение на Родину ни в чем неповинных моряков с арестованных в Керченском проливе катеров.Негоже арестовывать служивых людей, которые просто исполняли приказ своего начальства в условиях, когда между руководством РФ и Украиной ...
Оригинал взят у kajaleksei в Разрушение потребительского рынка ноябрь 30, 2019, 21:09 Невольно обратил внимание, что всеобщая тотальная деградация, как следствие кризиса капитализма , затронула уже и такую священную корову капитала, как потребительский рынок. Забавно, но ...
Винни вылез из могилы. А вы его почему цементным слоем то не накрыли? Он сейчас лютовать будет, как никто. И совершать действия, типа — Я не женя. Долго сидел пидораст, думая как лучше войти, и писал что-то типа — Они все врут? Я не женя! Это лишь многоходовка такая. Но не удержался ...
- один из первых снимков, переданых лунником Nova-C после отделения от верхней ступени ...