Власть и РПЦ - политические "подельники"
Сообщество «Политика» — 06.08.2013Наверно мы, люди, которые не принимают религиозную идею, хотели бы, чтобы не было церковников. Те, в свою очередь, хотели бы, чтобы не было нас, неверующих ни в черта, ни в бога. Наверное. Но нам, тем не менее, приходится жить в одном государстве. И к тем трещинам, которых и так дохрена в нашем обществе, церковники своими бесконечными инициативами, во имя своего бизнеса, добавляют еще новые и новые. Какие книги и учения несут нам вред, как и чему учить наших детей, как и с кем праздновать день ВМФ, как надо одеваться нашим женщинам, как бороться с пропагандой различных пороков и каким мукам и притеснениям подвергаются православные христиане в России – об этом постоянно публично высказываются различные представители РПЦ. Все они, по их высказываниям, явно обеспокоены и в разных красках рисуют нам страшилки моральной деградацией российского общества. Но не слишком ли далеко они выходят за церковную ограду, и неужели церковь всерьез решила взвалить на себя еще и бремя государственных забот? Теперь Русская православная церковь каноническая, территория которой распространяется и на Украину, и на Белоруссию, решила сыграть миротворческую роль - напомнить обитателям бывшего СССР об их общих духовных и культурных корнях. Соседи должны жить дружно. Да и не только соседи. Вопрос только в том, насколько у нее это получается.
А потому ни церковь, ни власть не стремились сделать годовщину поводом вспомнить об общем прошлом с Украиной и Белоруссией.
Существует ряд обстоятельств, которые заставляют сомневаться в РПЦ как в миротворце и радетеле о Далее, миротворчество исключает принуждение. Но на той же Украине РПЦ отнюдь не воспринимается в качестве таковой. Во всяком случае, объединителем православия она украинцам не кажется, скорее наоборот. В силу исторических обстоятельств в Украине существуют три православные церкви — церковь Киевского патриархата, Автокефальная церковь и церковь патриархата Московского. Последняя самая крупная, но она не предпринимает каких-то реальных шагов к примирению и объединению, выставляя «раскольникам» заведомо неприемлемое условие — покаяться и вступить в собственные ряды. Поэтому в патриархе Кирилле значительная часть украинцев (причем совсем не обязательно националистов) видит жесткого церковного политика, который любыми средствами преследует свои цели – прибрать к рукам “свечной”, бижутерный медно-позолоченный и прочий церковный бизнес. И не верят его речам об «одной крещальной купели», «святой Руси» и прочих символах единства. Вот и на прошедших торжествах Кирилл не пожелал оказаться рядом с главами двух других православных украинских церквей. Те праздновали годовщину Крещения Руси отдельно.
Ни о какой независимости РПЦ от власти на прошедших торжествах не могло быть и речи. Патриарх Кирилл «сопровождал» президента Путина во время его визита в Киев. И это газетно-телевизионное клише в данном случае абсолютно отвечает реальности. Он сопровождал его так же, как и другие члены делегации, отвечающие за другие вопросы, и прежде всего за вопросы энергетического сотрудничества. Ни для кого не секрет, что в Киеве президент Путин в очередной раз склонял президента Януковича к сотрудничеству с Таможенным союзом и предостерегал от чрезмерного увлечения опасными идеями европейской интеграции. В качестве главного аргумента российско-украинской дружбы использовался, как обычно, газовый аргумент. Хотите получать дешевый газ — дружите с нами. Не хотите — воля ваша. Только не совсем понятно. Какое отношение к этой силовой политике имели разговоры о «святой Руси»? Данные разговоры выступали в лучшем случае как дымовая завеса при проведении спецоперации. На торжествах, посвященных Крещению Руси, российская власть выступала в качестве «злого следователя», а РПЦ — в качестве «доброго». Но никак не миротворец.
Претензии РПЦ на то, чтобы выступить на этих торжествах в качестве миротворца, не имеют под собой оснований. Она лишь играла роль послушного инструмента, одного из многих, с помощью которых российская власть пытается навести порядок, вернее, то, что она под ним понимает, на постсоветском пространстве. То есть путем политического прессинга удержать его от дезинтеграции. Однако чем грубее такие усилия, тем большее противодействие они встречают.
Как показывает история, силовая интеграция часто приводит к противоположным результатам, во всяком случае, разногласия урегулировать не помогает. Если бы РПЦ действительно сумела бы сыграть на этом пространстве роль миротворца, возможно, они бы, эти разногласия, исчезли. А то, что славянские народы имеют общие духовные и культурные истоки, могло бы способствовать нормальным отношениям между ними. Но для этого РПЦ пришлось бы выступить в качестве нейтрального независимого посредника, способного сглаживать острые углы и снимать противоречия между Москвой и другими столицами. И тогда бы 1025-я годовщина Крещения Руси из формального мероприятия, за фасадом которого скрываются жесткие политические игры, стала бы поводом действительно вспомнить об общем прошлом. Как стали бы им и многие другие совместные даты. Но пока ни РПЦ, ни, главное, российские власти явно не стремятся к этому. Только вот вопрос. На ту “лошадку” ставит она для достижения своих целей?
|
</> |
http://vavilon-plen.at.ua/