Владимир Вейдле. Умирание искусства

топ 100 блогов artel_art05.08.2010
Владимир Вейдле. Умирание искусства

Владимир Васильевич Вейдле (1895 - 1979г.г.) - известный писатель и историк культуры первой русской эмиграции. Его высоко ценили не только И. Бунин, Б. Зайцев, В. Ходасевич, во и западные поэты и мыслители П. Клодель, Э. Ауэрбах и др. Эрудит, блестяще владевший четырьмя языками, он отличался оригинальностью, остротой и резкостью своих суждений об искусстве, литературе, обществе. Наиболее значительные сочинения В. Вейдле являются книга "Умирание искусства" (1937), "Рим: Из бесед о городах Италии", статьи разных лет о русской и западной культуре XIX—XX ввеков, затрагивающих вопросы эстетики, философии и культуры.
Владимир Вейдле. Умирание искусства
Умирание искусства

Есть три ступеньки исторических катаклизмов ( и, быть может, три разных слоя исторической жизни вообще);нельзя их яснее определит, чем исходя из их отношения к искусству. Одни - революция, войны, иноземные нашествия, переселения народов, события, о которых пространно повествуют летописи всех времен,- нередко выражаются в искусстве, т.е. поставляют ему тему и материал, но если отражаются на нем, то лишь в виде самого грубоко, насильственного вмешательства в его судьбу: могут убить его, но переродить не могут. Другие глубже; современники их не замечают и лишь с трудом догадываются о них историки; в искусстве вызывают они изменения стиля, колебания вкусов и манер, перерыв или столкновение традиций; ими определяется конкретный облик художественного творчества и каждую следующую за ними эпоху. Но лишь на последней ступнени, в самой глубине, возможна историческая катастрофа, совпадающая с катастрофой самого искусства, трагедия, не только отраженная искусством или выраженная в нем, но и соприродная его собственной трагедии; толькоздесь возможен разлад, проникающий в самую сердцевину художественного творчества, разрушающий вечные его основы, разлад личности и таланта в жизни, в судьбе художника.
Разрыв и раздвоение, стремление восстановить устареченное единство, все умножающие препятствия на пути к нему, непрочные победы, резкие падения, неустанная внутренняя борьба - такова истинная история всех искусств XIX века. История эта еще не написана, и не было бы возможно написать ее только теперь, когда определились до конца действавшие в ней силы и обнажились недра, долгое время остававшиеся сокрытыми. Начинать эту историю нужно с эпохи романтизма, обозначившей для всей европейской культуры еще более резкий и глубокий перелом, чем тот, что связан (даже для северных сран) с эпохой Возрождения. Понятие романтизма недаром распространяется на все искусства и покрывает все национальные различия; верное опередение его, рядом с которым все предлагавшиеся до сих пор,окажутся одностронними и частичными, должно исходить из этой его всеобщности и сосредоточиватьсяне на отдельных особенностях романтического искусства, а на тех новых условиях, в которых это искусство творилось и которые как раз и знаменуют собой изменение самой основы художественного творчества. Романтизм не есть художественный стиль, который можно противополагать другому стилю, как барокко - классицизму или готическое искусство - романском; он противоположен всякому стилю вобщею Так называемая борьба романтизма с классицизмом сводится к борьбе романтической поэзии и эстетике, романтических идей ис идеями и с эстетикой XVII века, сам же романтический поэт столь же далек от Шекспира, как от Расина, и романтический художник одинаково не похож на Рафаэля и на Рубенса. Среди романтиков были люди влюбленные в классическое искусство не меньше и не больше любых классиков, но столь же свободно влюблялись они в средневековое искусство, в елизаветинскую драматургию, в готику и в барокко, в Индию, Египет и Китай. Романтик есть одиночество, все равно - бунтущее или примеренное; романтизм есть утрата стиля.
Владимир Вейдле. Умирание искусства

©Вейдле В. Умирание искусства.
Размышления о судьбе литературного и художественного творчества.
Париж. 1937 год


Wellness Spa центр "Формула" предлагает большой спектр современных услуг по уходу за телом и здоровьем - фитнес, аэробика, косметология, омоложение Одесса, фотоомоложение, лазерная эпиляция, гидромассаж, йога, аюверда . Посетите SPA Одесса и доверьтесь опытным специалистам Spa центр "Формула", они на профессиональном уровне подберут соответствующую Вашему организму программу и в доверительном и деловом сотрудничестве с мастерами своего дела Вы совместными усилиями создадите настоящий шедевр, на который глядя в зеркало Вы будете всегда смотреть с нескрываемым восхищением.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
18 октября на всей территории Кубы выключилось электричество, без света остались около 10 млн человек. За три дня полностью восстановить энергоснабжение не удалось. Кубу никто не бомбил — просто энергосистему не чинили во времён диктатора Батисты. Страшнее коммунизма только ковровые ...
Два дня без Живого Журнала все потому что на улице у нас почти летние температуры (днем до +26 на солнце) и вместо того чтобы сидеть за компьютером больше гуляем, выезжаем на природу. Открываем для себя все новые уголки Краснодара и Краснодарского края. В воскресенье,вчера, мы весь ...
В продаже Nikon AF-S 24-85mm f/3.5-4.5 ED VR, прекрасный штатный объектив на полный кадр с самым эффективным стабилизатором в системе Nikon . Полностью новая оптическая схема, очень резкий объектив , резкость и стабилизатор как в последнем Nikon 24-120mm f/4 VR (35 000 средняя цена на ...
Один из вывозов «Бурана» на «Мрии» 15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный космический полёт «Бурана», который был частью советской многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Первый полёт был автоматическим, без экипажа. Это был большой успех космической программы ...
Пустое молодечество, но всё-таки крепкий тип. Мало кто так умирает. Что ж, свалял дурака. Не лез бы в контру, шёл бы к нам, сделал бы большую карьеру. Нам такие люди нужны..." В ЧК он держался мужественно, на вопрос конвоира, есть ли в камере поэт Гумилёв, ответил: - Здесь нет поэта ...