Владимир Шамарин часть 2 О СВЯЩЕНСТВЕ и лжесвященстве

топ 100 блогов vetkovec23.05.2011 III

История Церкви на Руси не знала до XVII в. значительных еретических движе­ний. Ереси стригольников (XIV в.) и жидовствующих (XV в.) были достаточно немногочисленны и кратковременны, вопрос о чине их приема даже не стоял. Россия все более становится Третьим Римом, оплотом благочестия. Стоглавый собор (1551 г.) закрепляет Русское Православие в качестве образца для Вселенс­кого. Оно вызывает уважение и похвальные отзывы иерархов других Право­славных Церквей. В 1589 г. в России учреждается патриаршество, Русская Пра­вославная Церковь обретает самостоятельность.

В это время в Восточной Церкви через крещение принимаются армяне (собор­ная грамота бл. Иеремии патриарха константинопольского, 1591 г. и др.), не­смотря на то, что они крестят в три погружения и первоначально после отделе­ния принимались чрез миропомазание. Утверждается порядок крестить католи­ков, которые первое время после отделения (1054 г.) принимались миропомаза­нием (Свидетельства Барония, Л., 1219; Потребник Сербский, 1520 г.).

Вместе с тем, пагубное влияние латинства проникает в Грецию. Завоевание Царя града турками (1453 г.), «крестовый поход» в Византию католических ры­царей в 1204 г., Лионская (1274 г.) и Флорентийская (1439 г.) унии стали коле­бать греческое православие. В Венеции Николай Малакс, протопоп Нивилийский, занимается изданием богослужебных книг, куда помещает и собственные сочинения. Эти распространяемые в Греции книги «по действу дия­волю» в сравнительно короткий срок утвердили там троеперстие, трегубую Аллилуия и другие искажения. Старец Арсений Суханов, путешествовавший в 1649 г. по Востоку, сообщает о поливательном крещении, практикуемом там. К греческому священству начинают подозрительно относиться на Руси.

Брестская уния (объединение с католиками) 1596 г. становится «генеральной ре­петицией» раскола. Как же должен был православный относиться к священнос­лужителям-униатам? Почтенный старец священноинок Захария Копыстенский в книге «О правдивой единости» прямо призывает не принимать никаких таинств униатов, по нужде сходиться на брак без венчания, по возможности причащать самим себя.

В Соборном Изложении Патриарха Филарета читаем: «Да уведят вси людие всея Российския земли, якоже вси еретики различных еретических вер не имут права Святаго крещения еже водою и Духом Святым. И того ради от всех ерети­ческих вер различных, приходящих к Православию християнского закона, подо­бает совершенно крестити святым крещением, по преданию и содержанию свя­тых вселенских патриарх». Согласно сему же, в Большом Потребнике, лист 874, изложено, что крещенного от униата, бывшего православного священника, но поминающего на ектениях Римского Папу, следует перекрещивать (чему и сле­дуют поморцы).

IV

И вот наступило время начала известных никоновских реформ. Все архиереи, за исключением епископа Павла Коломенского, сосланного и мученически скон­чавшагося, не выступили против новшеств. Исходя из практики Русской Церкви в связи с униатством, «Уложения» патриарха Филарета, закономерно, что после собора 1666 года, наложившего клятвы на старые обряды и тем определившего отделение Древлеправославия от никонианства, после потока содержащей ереси полемической литературы, в дальнейшем принятия крещения от католиков - но­вокрещенных от никониан последователи Староверия стали принимать через крещение. Как свидетельствуют историки, так поступали все первые старооб­рядцы, несмотря на определенные разномыслия по другим вопросам. Старооб­рядцы действовали по решению Куржецкого собора 1656 года, и эта общая практика доказывает собой исторический факт этого собора.

В то время староверие было еще единым. Оставалось еще немало священников дониконовского рукоположения, которые, удалясь от новообрядчества, совершали в древлеправославных общинах нужнопотребные таинс­тва, впрочем литургии служились весьма редко, поскольку церкви с освященны­ми антиминсами оказались у никониан. До начала XVIII в. в поморских странах совершали таинства священноинок Пафнотий, иеродиякон Игнатий («История Выговской пустыни»). В Курляндии (Литва) до 1704 г. руководил общиной свя­щенноиерей Терентий, затем к руководству, уже как простец, пришел его сын Афанасий («Дегуцкая хроника»).

Вскоре встал вопрос о дальнейшем бытии церкви ввиду падения в ересь свя­щенства. Первые староверцы происходящее в Русской церкви осмысливали не­изреченным промыслом Божиим и пророчествами на последнее время. Ни епис­коп Павел Коломенский, ни склоняющиеся к старине епископы Александр Вятс­кий, Сава и Макарий Новгородские не дерзнули продолжить самостоятель­ную старообрядческую иерархию, хотя канонически имели в тех условиях на это право (на это, спустя 150 лет, дерзнули беглопоповцы).

Староверцы вспоминали слова Писания о священстве:

«Вы есте соль земли... Аще же соль обуяет, чим осолится? Ни во что же будет к тому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки» (Мф. 5,13).

«Восплачут же ся и церкви Божия плачем велиим, зане ни приношение, ниже кадило совершается, ниже служба богоугодная. Священныя бо церкви яко овощное хранилище будут и честное Тело и Кровь Христова во днех онех не имать явитися (Слово св. Ипполита в нед. мясопустную).

«Антихрист прежде пришествия Христова учинит, яже везде истинную жертву истребит и на месте святом поставит мерзость запустения» (Кириллова книга, Толковый апостол).

«Восплачутся тогда церкви Христовы вся плачем великим, зане не будет служ­бы святыя во олтарех, ни приношения» (Ефрем Сирин, слово 105).

Вспоминались слова Московского святителя Филиппа (XVI в.), который, обра­тясь к народу, сказал: «Прискорбно мне с вами расстатися, и сожалею, что пред­стоит время, в которое Церковь будет вдовствовать, ибо пастырие яко наемни­цы будут» (Житие св. митрополита Филиппа, изд. 1860 г.).

Предвидя оскудение священства, дониконовские священники, тем не менее, не считали возможным предотвратить это каким-либо искусственным путем, на­пример, привлечением на материальной основе архиерея до-никоновского руко­положения или принятием священника, поставленного по никонианским кни­гам, что стало впоследствии беглопоповской практикой.

Такого взгляда придерживались не только вышеупомянутые священноиерей из тех мест, где в дальнейшем действовали простецы, но и другие священники в тех местах, где потом появилось так называемое «беглопоповство».

V

К сожалению, часть старообрядцев не смогла правильно воспринять эту вынуж­денную и Божиими судьбами определенную церковную неполноту, и в конце XVII в. начала практику приема новообрядческих священников в сущем сане. И делалось это тогда, когда каждый из таких священников при поставлении про­износил Присягу патриарха Иоакима: десять проклятий изрекал на староверцев, а на случай отречения от них сам на себя возводил проклятие и вечную муку! («Присяга хотящим внити на степень священства», изд. Рябушинского). Забыва­лись слова Спасителя: «Тогда начнете глаголати: ядохом пред Тобою и пихом и на распутиях наших учил еси» - «Не вем вас, откуду есте. Отступите от Мене вси делателие неправды» (Лк. 13, 26-27).

Старообрядческий историк и начетчик Иван Алексеевич Стародубский (1709-1776) описывает начало этой практики. Повествуя о священниках до-никоновс­кого рукоположения, служащих на Ветке и Керженце (тогдашних центрах ста­рообрядчества), а именно священноиноках Досифее и Иове, иереях Козме и Стефане, священноиноке Иоасафе, он свидетельствует, что они никонианского крещения не принимали (что косвенно свидетельствуют и более поздние «Дья­коновы ответы»), не принимали и никонианского рукоположения, даже хирото­нию Иоасафа, произведенную по дониконовским книгам, но после раскола, при­няли после долгого о сем рассуждения.

Практику же принятия «беглых» попов начал поп Феодосий принятием на Ветке своего родного брата Александра и Бориса (новопоставленных). Впрочем, нико­нианского крещения и он не принимал.

В дальнейшем встал вопрос о принятии уже не только рукоположенных, но и крещенных никонианами. Здесь практика беглопоповцев стала различаться. Не­которые даже крестили попов в рясах, чтобы «благодатью крещения не смыть благодать священства». Большинство же отступило от правил начального старо­обрядчества и стало принимать никониан под миропомазание, а впоследствии некоторые мирян стали миропомазывать (вторым чином) как раздорников, а священников, чтобы, как бы, сохранить священство, просто подвергать отрече­нию от ересей (третьим чином) как простых подцерковников, а не еретиков.

Практика эта с самого начала была незаконной! Последователи Феодосия (все сами выходцы из новообрядцев) присвоили себе архиерейскую власть, восста­навливая священников в их степенях, освящая церкви, разбавляя Миро (которое фактически кончилось в дни Феодосия), она представляла собой новшество, поскольку ни страдальцы за благочестие - священноиерей Лазарь, диякон Фео­дор, инок Авраамий, старец Спиридон Потемкин, - ни последние священники дониконовского рукоположения никонианского крещения и тем более рукоположения не принимали. Этого мы, поморцы, и до сих пор де­ржимся.

Священнопротопопа Аввакума некоторые считают защитником приема беглого священства. Но он «чел и разумел истинно к тому и руку приложил» к посла­нию диякона Феодора в Москву из Пустозерска, в котором указывается от свя­щенников, поставленных после 1667 г., таинства не принимать. Эти же мысли читаем в послании Аввакума к некоему Иоанну («Материалы для истории рас­кола» Субботина, т. 5, 6). Вероятно, в тех сочинениях, на которых обосновыва­ют якобы снисходительный взгляд Аввакума, речь идет о священстве, постав­ленном в переходный период между 1652 и 1667 гг., от которого таинства еще были приемлемы.

Беглопоповцы, исходя из своих пониманий церковной нужды, принимали свя­щенников, изгнанных синодальной церковью за различные нарушения, порой лиц весьма зазорного жития. Сознавая это, беглопоповцы желали восстановить невосстановимое - учредить архиерейство, и был ряд попыток этого, полных несуразности и человеческой суеты.

Так, новообрядческий иеромонах Епифаний на основе обманных писем получил рукоположение у Ясского митрополита Георгия, затем, когда обман раскрылся, по постановлению Синода он был расстрижен. Тем не менее, в 1734 г. ветковс­кие беглопоповцы приняли его за архиерея, и некоторое время он действовал в этом качестве. В 1750 г. беглый дьякон Анфиноген хитростью представил себя как епископа, совершал архиерейское служение и заочно поставил некоего ино­ка Анфима в епископы. Есть еще история о некоем Рафаиле, якобы получившем архиерейское поставление в Греции, но по дороге оттуда скончавшемся.

После неудач с самозванцами был предложен вариант рукоположения архи­ерея... мощами св. митрополита Петра. Но на соборе в Москве, куда пригласили и представителей поморцев, эта безумная идея не получила поддержки («вдруг митрополиту Петру неугодно будет»), Беглопоповцы склоняются к мысли официально получить архиерея от сино­дальной церкви, составляются челобитные к светским и церковным властям. В 1800 г. учреждается единоверие, т.е. в отдельных церквах разрешается служба по старому обряду с подчинением синодальному архиерею. Каноническое со­держание единоверия — тема отдельного повествования.

После Керженца и Ветки центром беглопоповства становится Иргиз (Саратовс­кая губерния). Иргизские монастыри к концу XVIII в. даже получают официаль­ное право на существование. В начале XIX в, руководство монастырей перехо­дит в единоверие. Видя непоследовательность и предательство своего руководства, значительная часть беглопоповцев отходит в Сибирь, обра­зуется часовенное согласие, с тех пор не имеющее священства. Ранее, еще в пер­вой половине XVIII в., от беглопоповцев отходят спасовцы, вначале обращав­шиеся для совершения таинств к господствующей церкви, затем сблизившиеся с часовенными. Спасовцы породили ряд крайних толков - дырники, средники, ря­биновцы, аховцы (немоляки) и др., которые практически уже трудно отнести к старообрядчеству.

Как видно, основная часть существующих старообрядческих «толков» порождена в результате непоследовательности и внутренней проти­воречивости учения беглопоповцев, признававших синодальную церковь ерети­ческой, и в то же время существовавших духовным окормлением ее архиереев.
В 1846 г. беглопоповцам удалось ввести в свое общество Амвросия, митрополи­та Боснийского, смещенного Константинопольским патриархом с кафедры и проживавшего в Константинополе. Присоединение было тщательно подготовле­но. Австрийскому правительству был представлен устав Белокриницкого монас­тыря для разрешения учреждения епархии (устав содержал некоторые еретичес­кие мнения и впоследствии был осужден поповцами, хотя именно его подписал митрополит). Был составлен договор, согласно которому Амвросий по присо­единении должен был немедленно поставить себе наместника, а беглопоповцы обещали митрополиту жалованье и его сыну собственный дом в Белой Кринице.
Митрополит Амвросий, прочитав текст отрицания ересей, написанный для него по-славянски греческими буквами, был миропомазан иеромонахом Иеронимом в присутствии свидетелей. Преемник Амвросия митрополит Кирилл (природ­ный старообрядец, бывший уставщик Киприян Тимофеевич) стал рукополагать духовенство из числа старообрядцев. Был образован целый ряд епархий, так ут­вердилась Белокриницкая иерархия. Стали освящаться церкви.

Для освящения церквей необходимы антиминсы, в которые необходмо вклады­вать частицу мощей святых, которые обрести было затруднительно. К этому времени относится темная история с обнаруженными в пещере на Северном Кавказе хорошо сохранившимися человеческими телами, которые духовенством вновь образованной иерархии без всяких оснований были представлены как не­тленные мощи раннехристианских персидских мучеников Дады, Гаведдая, Каз­дои и Гаргала. Тела были переправлены в Москву, раздроблены на части и по­мещены во вновь освященные антиминсы. И до сих пор, видимо, на них служат­ся литургии. А белокриницкие начетчики яростно убеждали новообрядцев и на­учный мир в подлинности мощей (материалы Субботина; Бриллиантов М.И. Сведения о святых мощах персидских мучеников. М., 1911).

В 1863 г. произошло серьезное размежевание поповцев в связи с отношением к «Окружному посланию» И.Г. Ксеноса, в котором утверждалась истинность та­инств и чинов греко-российской церкви, причины отделения старообрядчества теряли свою каноничность. Появились «окружники» и «противоокружники», разделение сохранялось около 30 лет.

Значительная часть беглопоповцев обоснованно усомнилась в каноничности приема митрополита Амвросия, и до нынешнего века поддерживала практику беглопоповства. В 20-е гг., в период духовного смятения патриаршей церкви, два епископа-новообрядца, присоединившись к беглопоповцам, установили еще одну иерархию - Новозыбковскую (с 1923 г.). И Белокриницкая, и Новозыбковс­кая иерархии независимо существуют и поныне.

За столетия духовного окормления новообрядческими архипастырями в бегло­поповском служении и быте появился ряд новшеств - руководить хорами стали регенты с палочкой (вместо головщиков), образцом стала «классическая» мане­ра пения, сходная с новообрядческой; забылось древлеправославное правило о несообщении в еде (а ныне кое-где и в молитве) с иноверцами, лица зазорного облика - брадобрийцы - почти повсеместно стали допускаться к причастию. Восстановленное лишь на основании рукописей, архиерейское служение, по-ви­димому, утратило некоторые детали дониконовского.

Заканчивая эту часть повествования, хочется привести слова из «Щита Веры», известного сборника ответов поморского начетчика на вопросы беглопоповца: «Народ ваш не ищет того, от коего бы ваше иерейство архиерея в священно­действо власть Духа Святаго прияло, но точию то ищет, дабы поне имя иерейс­тва носил, а достоинство ему слепота народная подаст».

VI

Наши предки поморцы, руководствуясь единым отрицательным мнением о но­вообрядческой хиротонии страдальцев за благочестие и последних дониконовс­ких священников, не считали возможным принятие в сущем сане греко-российс­ких священников.

Андрей Дионисьевич справедливо считал, что все чинопоследования, в том чис­ле и таинства, совершенные по искаженным Никоном книгам, не имеют благо­датной силы и, соответственно, не могут признаваться действительными. Древ­ние же «малые» еретики, крещение которых принималось, все чины совершали одинаково с православными.

В те времена ввиду дальности расстояний и сложности путешествий еще была надежда, что где-либо сохраняется благочестивое священство. Ощущая церков­ную нужду в архиерее, поморцы предпринимали попытки его поиска. В Грецию и Палестину в начале XVIII в. отправляется выгорецкий житель Михаил Ивано­вич Вышатин. Он свидетельствовал, что в Восточных Церквах подлинно право­славного архиерея обрести невозможно.

Поиски прекратились, а верная Духу Древлеправославия Поморская церковь продолжила свое существование без видимого священства, строя церковную жизнь по правилам нужды, скорбя, но не восхищая не дарованное. Богослужеб­ный Устав и в дониконовское время предусматривал возможность проведения служб по нужде без священника, служения без литургии, и по этому Уставу по­морцы совершают службы и до сего дня.

Пророческие указания, наставления Отцов Церкви показывают истинный путь спасения в случае отсутствия православного пастыря:

«Чрез них (чрез пастырей) с приближением антихриста обезоруживается вера воинствующаго народа, когда уничтожается сила и страх Христов. Пусть миря­не пекутся по своему усмотрению» (св. Киприян, часть 1, стр. 264).

«Не имате, рече, возлюбленнии братия, ни единыя тщеты во благоговении и вере, яко тамо в сие время священницы Божия приношения и жертвы совершати не можете: пожрите в жертву дух сокрушен, сердце сокрушено и смирено Бог не уничижит. Сию жертву Богу непрестанно воздаете, в день и в нощь, и сами есте жертва жива и свята, якоже глаголет апостол, в телесех ваших» (сщмч. Киприян обращается к заключенным - по Баронию, лист 165).

«Во времена гонений, при оскудении учителей, Сам Господь Духом Святым препитает верующих в Него» (св. Афанасий Александрийский, часть 4, стр. 146).

«Да ся ими не прельщаете, яко пастыри отступиша или заблудиша яко и нам не­мощно ся без них сохранити, но несть тако несть, мощно бо быти и без них, за­неже Бог их из Церкве изгнал и обесчестил, понеже недостойне тыя престолы содержат, и то имя на себе носят» (книга Кирилова, л. 501, послание св. Меле­тия).

«Аще и весь ваш живот, от какия нужды или напасти безпричастни пребудете, не обретающе соборныя церкве... Не мозите убо, о чада, тацех молитвичищих (еретик) прикасатися комкания (причащения) ради» (слова св. Иоанна Милости­вого, Четь-Минея, 11 ноября).

Два таинства, крещение и покаяние, являются залогом нашего спасения, и их нужды ради может совершить мирянин, чему обретается множество примеров в церковной истории. Что касается третьего важнейшего таинства - видимого причащения, то когда Св. Дары иссякли, поморцы стали жить надеждой на спасение от Самого Господа Исуса Христа, великого Архи­ерея, могущего и невидимо причастить искренне желающих этого, взирая при этом на примеры Древней церкви, когда ни разу не вкусившие видимого Тела и Крове Христовой мученики и подвижники не только не получили осуждения, но и прославились святостью.

«И ты можеши не токмо по тайному причащению ясти и пити Плоть и Кровь Владычню, но по иному образу» (Благовестное Евангелие, л. 106).

Каждому староверу при исповеди напоминается: «О причащении пречистаго Тела и Крове Христовой имаши ли огнепальное желание, тщишися ли приуго­товлятися к нему в подобное время, о неполучении того болезнуеши ли душою пред Богом?»

Наше бессвященнословное служение - это не выдумка служить без попов, а ис­тинная и спасительная служба в условиях отсутствия православного священс­тва. Залог нашего спасения - в сохранении Древлеправославной Веры - Веры до­никоновской Руси XVII в., Веры страдальцев за благочестие, Веры Соловецких иноков, Веры поморских отцов - умнейших и рассудительнейших чад Древле­православия, уповавших на неизреченный Промысел Божий, а не на человечес­кое умышление.
http://kopajglubze.ucoz.ru/publ/38-1-0-121
http://kopajglubze.ucoz.ru/publ/39-1-0-122
http://kopajglubze.ucoz.ru/publ/40-1-0-123

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наталкиваюсь в разных вариантах на один и тот же вопрос: о стоимости военной операции в Сирии. Модификация вопроса прозвучала сегодня после пуска ракет - не слишком ли дорогое удовольствие пулять такими недешевыми игрушками по целям неясной стоимости. Парадоксальный ответ на оба вопроса з ...
nely_snork затеяла новую ЖЖ-игру: Блогерский марафон #92днялета , площадка которого находится тут . Так как с Нелей и ещё ребятами мы провели весьма развивающий карантин, то сложно отказаться от участия. Хотя я не гонец за призами, я люблю то самое участие. И строгое условие ...
"Мы понятия не имеем, что это": Американские СМИ показали НЛО над Нью-Джерси Трамп призвал военных объяснить людям, что происходит или просто сбивать эти объекты. ---------- Неужто внешники проявились? Эдак скоро крокодилы прямоходячие десантируются и на своем шумеро-аккадском ...
фото: http://kotomail.ru ...
С праздником вас, друзья!) Спасибо за то, что вы есть! ...