Выставка в Музее русского зарубежья "От мифа к символу". Нестеров,

топ 100 блогов galik_12317.05.2024
Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Начало
Продолжим знакомство с работами художников-символистов России и русского зарубежья первой половине ХХ века.

На выставке есть и архитектурный раздел, где можно увидеть эскизы Алексея Щусева, проектировавшего Казанский вокзал и храм на Куликовом поле, а также работы Дмитрия Стеллецкого, который создал эскизы росписей этой церкви.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Алексей Щусев. Эскиз Покровского храма Марфо-Мариинской обители, вариант западного фасада, 1907-1908. Башня прибытия Казанского вокзала, вариант фасада, 1914-1916. Бумага, цветные карандаши, акварель. Частная коллекция

Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875-1947) - разносторонний, яркий мастер, в 1896-1903 годах учился в петербургской Академии художеств, первоначально на архитектурном отделении, затем на скульптурном. Был членом "Союза русских художников" (с 1910) и "Мира искусства" (с 1912). Глубоко изучал древнерусское искусство - фрески, иконы, деревянные скульптуры, рукописные книги. Это нашло отражение в его творчестве. В 1914 Стеллецкий переехал во Францию и поселился в Париже. Он продолжал много работать, однако успех мало сопутствовал ему в эмиграции.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Дмитрий Стеллецкий. Плакат в поддержку русских художников во Франции, 1910-е. Бумага, печать. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Дмитрий Стеллецкий. Сирин, 1910-е. Бумага, гуашь. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Николай Рерих. Уходящий век, 1910-е. Доска, масло. Коллекция семьи Липницких

Выставочный зал оформлен театральным художником Андреем Климовым.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,


На выставке довольно много исторических работ Михаила Нестерова.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Михаил Нестеров. Поклонение волхвов, 1890. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, темпера, золотая краска. Коллекция семьи Коньковых


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Михаил Нестеров. Богородица с Младенцем, 1890-е. Бумага, графитный карандаш. Коллекция семьи Коньковых


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Михаил Нестеров. Дмитрий - царевич убиенный, 2-я половина 1890-х - 1920-е. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель гуашь. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Михаил Нестеров. Этюд к картине "За приворотным зельем". 1930-1940-е. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Михаил Нестеров. Отцы-пустынники и жёны непорочны, 1933. Холст, масло. Коллекция Музея Музыки


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Наталья Гончарова. Рождество Богородицы, 1909-1910. Бумага, графитный карандаш, акварель. Частная коллекция

К 1920-м годам относятся работы художников группы "Амаравелла": Бориса Смирнова-Русецкого, Петра Фатеева, отдавших дань философии космизма, увлекавшихся Ницше, эзотерическими учениями и духовными открытиями Николая Рериха, ряд малоизвестных картин которого можно увидеть в экспозиции. Смирнов-Русецкий заглянул в совсем уж неизведанное, представил сотворение мира.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Борис Смирнов-Русецкий. Луна и Солнце, 1926. Бумага, акварель. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Борис Смирнов-Русецкий. Атлантида, 1950-е. Холст, масло. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Борис Смирнов-Русецкий. В горном Ашраме, 1928. Холст, масло. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Борис Смирнов-Русецкий. Мон-Сен-Мишель, 1930-й. Бумага, пастель. Частная коллекция

Русский и американский живописец, сценограф, член объединения "Мир искусства" Борис Израилевич Анисфельд (1878-1973) в историю искусства вошел прежде всего как театральный художник, он создавал декорации для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. В действительности же, помимо театра, Анисфельд успел проявить себя и в графике, и в живописи. В 1918 году он уехал в США. Работал в стилистике лирического экспрессионизма, стремился к специфической, ирреальной передаче цвета. На холсте "Четыре всадника Апокалипсиса" Борис Анисфельд предсказывал ужасы войны.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Борис Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса, 1946. Холст, масло. Частная коллекция

Петр Петрович Фатеев (1891-1971) родился в Москве, в 1910 году поступил в Высшее техническое училище, а спустя пять лет в Художественную студию Ф.И. Рерберга. Уже тогда художник всерьёз увлекался темой Космоса. Первые картины, где ощутимо проявляет себя новое космическое мировосприятие, датируются 1914 годом. В 1922 году прошла его первая персональная выставка, на которой было представлено 110 работ, а в 1923 году в Музее изобразительных искусств - "Выставка пяти", с которой и берёт начало группа "Амаравелла". Пётр Фатеев прожил долгую жизнь, вёл замкнутый образ жизни, фантазировал о неизвестных цивилизациях и единственный из группы «Амаравелла» избежал преследования властей.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Пётр Фатеев. Найденный при раскопках документ неизвестной цивилизации, 1952. Бумага, гуашь. Частная коллекция

Ещё один раздел выставки - произведения Василия Чекрыгина, Льва Жегина (Шехтеля), Раисы Флоренской, художников группы "Маковец", вдохновленных идеями русского космизма. В этом же зале представлена деревянная скульптура Сергея Коненкова, изображающая святого Иоанна Предтечу.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Сергей Коненков. Гений, начало XX в. Дерево, резьба. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,


Один из наиболее таинственных художников XX века Василий Николаевич Чекрыгин (1897-1922) был одержим идеей воскрешения предков, но сам трагически погиб в 25 лет. Участвовал в выставках футуристов и примитивистов, дружил с выдающимися современниками. Известность ему принесли графические серии, написанные в последние годы жизни. Творчество Чекрыгина так же своеобразно, как и личность самого автора. Это был человек не только невероятно художественно одаренный, но и склонный к глубокому философскому осмыслению жизни и искусства. В последние годы жизни Василий Чекрыгин находился под обаянием мистического учения религиозного философа Николая Федорова, полагавшего, что с помощью науки можно воскресить всех умерших людей и поселить их в просторах космоса.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Василий Чекрыгин. Многофигурная композиция, 1921. Бумага карандаш. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Василий Чекрыгин. Многофигурная композиция, 1921. Бумага карандаш. Частная коллекция


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Василий Чекрыгин. Воскрешение мёртвых, 1920. Бумага карандаш. Коллекция В.А. Дудакова


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Василий Чекрыгин. Воскрешение мёртвых, 1921. Бумага, карандаш. Коллекция В.А. Дудакова


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,

Раиса Александровна Флоренская (1894-1932) - русская художница, член художественного объединения "Маковец", сестра философа Павла Флоренского. Начинала с иконописи. Позднее работала в живописи и графике в духе позднего символизма. Одновременно с обучением в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а затем во Вхутемасе, преподаванием рисования в московских школах, работой художником для Музея игрушки, она занималась оформлением советских учреждений. Сохранились её эскизы стенных росписей для детских садов, росписей для Октябрьского вокзала, эскизы плакатов. Значительная часть живописи хранится в музее П.А. Флоренского.

Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,
Раиса Флоренская. Блудный сын. Бумага, темпера. Коллекция семьи Флоренских


Выставка в Музее русского зарубежья От мифа к символу. Нестеров,

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Читаю я новости и вспоминаю случай из жизни. Есть у меня сосед, разговорились как-то. Понятно, вопросы, кем работаешь, он говорит - дизайнером. Спрашиваю, что закончил – начинает краснеть, бледнеть, а потом говорит – да юрфак в (название вуза впервые слышу). Тут уж я удивилась – как так, с ...
Что-то огромное и непонятное на выходных перевозили на барже по Москва-реке, в непосредственной близости от Кремля. Что это могло быть? По внешнему виду можно сказать однозначно: а) оборудование очень тяжелое; б) это не просто какие-то трубы из черного металла, налицо сложность конструкц ...
Привет, камрады, терминаторы, восстание машин, Матрица и им подобное принадлежит миру кино и игр, но тем не менее, есть кое-что весьма реальное. Представьте себе, что ядерная война уничтожила бы почти всё население СССР. Страна побеждена, однако, есть один бункер, где существовала адская ...
В сельском райкоме трудятся два секретаря. Первый, постарше, в костюме — Байкалов. Второй, помладше, в кожанке — Ивлев (его играет сам Шукшин). Работа хлопотная: как к царям ...
Нидерланды проведут международный трибунал по сбитому из российского ЗРК "Бук" малазийского "Боинга" на собственной территории без участия России, передает голландское издание Rtlnieuws. Москва более двух лет блокирует в Совбезе ООН любые предложения по организации уголовного суда для ...