Выставка в Музее русского зарубежья "От мифа к символу". Нестеров,
galik_123 — 17.05.2024Начало
Продолжим знакомство с работами художников-символистов России и русского зарубежья первой половине ХХ века.
На выставке есть и архитектурный раздел, где можно увидеть эскизы Алексея Щусева, проектировавшего Казанский вокзал и храм на Куликовом поле, а также работы Дмитрия Стеллецкого, который создал эскизы росписей этой церкви.
Алексей Щусев. Эскиз Покровского храма Марфо-Мариинской обители, вариант западного фасада, 1907-1908. Башня прибытия Казанского вокзала, вариант фасада, 1914-1916. Бумага, цветные карандаши, акварель. Частная коллекция
Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875-1947) - разносторонний, яркий мастер, в 1896-1903 годах учился в петербургской Академии художеств, первоначально на архитектурном отделении, затем на скульптурном. Был членом "Союза русских художников" (с 1910) и "Мира искусства" (с 1912). Глубоко изучал древнерусское искусство - фрески, иконы, деревянные скульптуры, рукописные книги. Это нашло отражение в его творчестве. В 1914 Стеллецкий переехал во Францию и поселился в Париже. Он продолжал много работать, однако успех мало сопутствовал ему в эмиграции.
Дмитрий Стеллецкий. Плакат в поддержку русских художников во Франции, 1910-е. Бумага, печать. Частная коллекция
Дмитрий Стеллецкий. Сирин, 1910-е. Бумага, гуашь. Частная коллекция
Николай Рерих. Уходящий век, 1910-е. Доска, масло. Коллекция семьи Липницких
Выставочный зал оформлен театральным художником Андреем Климовым.
На выставке довольно много исторических работ Михаила Нестерова.
Михаил Нестеров. Поклонение волхвов, 1890. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, темпера, золотая краска. Коллекция семьи Коньковых
Михаил Нестеров. Богородица с Младенцем, 1890-е. Бумага, графитный карандаш. Коллекция семьи Коньковых
Михаил Нестеров. Дмитрий - царевич убиенный, 2-я половина 1890-х - 1920-е. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель гуашь. Частная коллекция
Михаил Нестеров. Этюд к картине "За приворотным зельем". 1930-1940-е. Частная коллекция
Михаил Нестеров. Отцы-пустынники и жёны непорочны, 1933. Холст, масло. Коллекция Музея Музыки
Наталья Гончарова. Рождество Богородицы, 1909-1910. Бумага, графитный карандаш, акварель. Частная коллекция
К 1920-м годам относятся работы художников группы "Амаравелла": Бориса Смирнова-Русецкого, Петра Фатеева, отдавших дань философии космизма, увлекавшихся Ницше, эзотерическими учениями и духовными открытиями Николая Рериха, ряд малоизвестных картин которого можно увидеть в экспозиции. Смирнов-Русецкий заглянул в совсем уж неизведанное, представил сотворение мира.
Борис Смирнов-Русецкий. Луна и Солнце, 1926. Бумага, акварель. Частная коллекция
Борис Смирнов-Русецкий. Атлантида, 1950-е. Холст, масло. Частная коллекция
Борис Смирнов-Русецкий. В горном Ашраме, 1928. Холст, масло. Частная коллекция
Борис Смирнов-Русецкий. Мон-Сен-Мишель, 1930-й. Бумага, пастель. Частная коллекция
Русский и американский живописец, сценограф, член объединения "Мир искусства" Борис Израилевич Анисфельд (1878-1973) в историю искусства вошел прежде всего как театральный художник, он создавал декорации для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. В действительности же, помимо театра, Анисфельд успел проявить себя и в графике, и в живописи. В 1918 году он уехал в США. Работал в стилистике лирического экспрессионизма, стремился к специфической, ирреальной передаче цвета. На холсте "Четыре всадника Апокалипсиса" Борис Анисфельд предсказывал ужасы войны.
Борис Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса, 1946. Холст, масло. Частная коллекция
Петр Петрович Фатеев (1891-1971) родился в Москве, в 1910 году поступил в Высшее техническое училище, а спустя пять лет в Художественную студию Ф.И. Рерберга. Уже тогда художник всерьёз увлекался темой Космоса. Первые картины, где ощутимо проявляет себя новое космическое мировосприятие, датируются 1914 годом. В 1922 году прошла его первая персональная выставка, на которой было представлено 110 работ, а в 1923 году в Музее изобразительных искусств - "Выставка пяти", с которой и берёт начало группа "Амаравелла". Пётр Фатеев прожил долгую жизнь, вёл замкнутый образ жизни, фантазировал о неизвестных цивилизациях и единственный из группы «Амаравелла» избежал преследования властей.
Пётр Фатеев. Найденный при раскопках документ неизвестной цивилизации, 1952. Бумага, гуашь. Частная коллекция
Ещё один раздел выставки - произведения Василия Чекрыгина, Льва Жегина (Шехтеля), Раисы Флоренской, художников группы "Маковец", вдохновленных идеями русского космизма. В этом же зале представлена деревянная скульптура Сергея Коненкова, изображающая святого Иоанна Предтечу.
Сергей Коненков. Гений, начало XX в. Дерево, резьба. Частная коллекция
Один из наиболее таинственных художников XX века Василий Николаевич Чекрыгин (1897-1922) был одержим идеей воскрешения предков, но сам трагически погиб в 25 лет. Участвовал в выставках футуристов и примитивистов, дружил с выдающимися современниками. Известность ему принесли графические серии, написанные в последние годы жизни. Творчество Чекрыгина так же своеобразно, как и личность самого автора. Это был человек не только невероятно художественно одаренный, но и склонный к глубокому философскому осмыслению жизни и искусства. В последние годы жизни Василий Чекрыгин находился под обаянием мистического учения религиозного философа Николая Федорова, полагавшего, что с помощью науки можно воскресить всех умерших людей и поселить их в просторах космоса.
Василий Чекрыгин. Многофигурная композиция, 1921. Бумага карандаш. Частная коллекция
Василий Чекрыгин. Многофигурная композиция, 1921. Бумага карандаш. Частная коллекция
Василий Чекрыгин. Воскрешение мёртвых, 1920. Бумага карандаш. Коллекция В.А. Дудакова
Василий Чекрыгин. Воскрешение мёртвых, 1921. Бумага, карандаш. Коллекция В.А. Дудакова
Раиса Александровна Флоренская (1894-1932) - русская художница, член художественного объединения "Маковец", сестра философа Павла Флоренского. Начинала с иконописи. Позднее работала в живописи и графике в духе позднего символизма. Одновременно с обучением в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а затем во Вхутемасе, преподаванием рисования в московских школах, работой художником для Музея игрушки, она занималась оформлением советских учреждений. Сохранились её эскизы стенных росписей для детских садов, росписей для Октябрьского вокзала, эскизы плакатов. Значительная часть живописи хранится в музее П.А. Флоренского.
Раиса Флоренская. Блудный сын. Бумага, темпера. Коллекция семьи Флоренских
|
</> |