Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и "Синий всадник"

топ 100 блогов sergej_manit06.02.2017 Где весь Кандинский?  ...  -- в Швейцарии!  )

Оригинал взят у Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник marinagra в Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и "Синий всадник"
Год назад Базель отметил грандиозной ВЫСТАВКОЙ столетие "Черного квадрата" Казимира Малевича. Главным художественным событием конца 2016 – начала 2017 годов стала выставка в базельском фонде Бейлера (Fondation Beyeler) "Kandinsky, Marc & Der Blaue Reiter" (Кандинский, Марк и "Синий всадник").

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Большие синие лошади. 1911
Walker Art Center, Миннеаполис


На выставке представлено более 90 экспонатов, примерно треть из них посвящены легендарному художественному альманаху "Синий всадник", остальное – картины, прибывшие из музеев и частных собраний Западной Европы, России, США. Это не только произведения Кандинского и Марка, но и полотна их единомышленников, участников художественного объединения "Синий всадник": Алексея фон Явленского, его жены Марианны Веревкиной, подруги Кандинского Габриэле Мюнтер, Августа Макке, Генриха Кампендонка, Владимира Бурлюка.


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник

И все же название выставки оправданно: недаром Кандинский, имея в виду Франца Марка, утверждал: «Синий всадник – это мы двое». Они и название это, вошедшее в историю мирового искусства, выбрали, потакая своим прихотям, шутя: "Название "Синий всадник" мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само", - вспоминал Кандинский.
Название родилось легко, но дело было затеяно серьезное: "Синий всадник" уносил художников в неизведанные земли, он объединял дерзких новаторов, которые ниспровергали основы основ фигуративного искусства, но при этом были глубокими теоретиками - строили собственные эстетические концепции, изучали художественное наследие Средневековья и примитивное искусство.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Участники объединения "Синий всадник"  на террасе дома Кандинского в Мюнхене, 1911
Справа налево: Мария и Франц Марк, Бернард Кёлер, Генрих Кампендонк, Томас фот Хартман.
В центре 
- Василий Кандинский. Фотографировала Габриэле Мюнтер.

Восстановим хронику событий.
 В 1908 году Василий Кандинский и его подруга Габриэле Мюнтер вернулись в Мюнхен из долгого путешествия по Европе и сняли квартиру в артистическом районе Швабинг по адресу Ainmillerstrasse 36. В августе этого года Кандинский с Мюнтер и  Явленский с  Веревкиной провели несколько недель на этюдах в Мурнау – живописном   баварском городке в 50 километрах от Мюнхена.


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник augustmacke_grossepromenade_940.jpg
Василий Кандинский. Синяя гора, 1908-09. Фрагмент
Мухей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк


В 1909 году в Мюнхене было создано "Новое художественное объединение" (Neuen Künstlervereinigung München) под председательством Кандинского, в которое вошли многие будущие участники "Синего всадника" - Явленский, Мюнтер, Веревкина и другие.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Дюна. 1909
Частное собрание


Летом 1909 года  Мюнтер купила в Мурнау виллу, впоследствии названную местными жителями Russenhaus - "Русским домом", где они с Кандинским проводили летние месяцы вплоть до 1914 года. Живописные виды окруженного альпийскими вершинами городка, сама вилла, милый садик – все это было постоянным источником вдохновения и не один раз запечатлено хозяевами "Русского дома" и их друзьями-художниками.
Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Улица в Мурнау. 1908
Собрание Мецбах


Впрочем, "запечатлено" - не совсем точное слово. По словам Мюнтер, жители "Русского дома" балансировали между созданием чего-то привычного, идущего от натуры, более-менее импрессионистического, и абстрагированием, квинтэссенцией, экстрактом действительности. В Мурнау художники, каждый по своему, ищут путь от экспрессионизма к абстракции. Дальше всех заходит Кандинский: на его полотнах беспредметность все смелее подчиняет и поглощает реальный пейзаж, пока он окончательно не растворяется в ярких пятнах и яростных линиях.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник almanach_74_75_940.jpg
Василий Кандинский. Улица Обермаркт с горами в Мурнау. 1908
Частное собрание


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Габриэле  Мюнтер. Сад в Мурнау. 1910
Художественный музей Висбадена, ФРГ



Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник albrightknox_marc_woelfe_580.jpg

Алексей фон Явленский. Мурнау, пейзаж с оранжевым облаком. 1909
Частное собрание

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Алексей фон Явленский. Осень в Мурнау. 1909
Музей Шпренгель, Ганновер


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Сад в Мурнау. 1910
Галерея  Ленбаххаус Мюнхен


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Сад в Мурнау II. 1910
Собрание Мецбах



Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник almanach_74_75_940.jpg
Василий Кандинский

Художник должен иметь что сказать, так как его задача — не владение формой,
а приспособление этой формы к содержанию.
Василий Кандинский. "О духовном в искусстве", 1910



Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник

Василий Кандинский. Импровизация 7. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник

Василий Кандинский. Импровизация 10. 1910
Фонд Бейлера, Базель


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Импровизация 12. 1910
Баварское государственное собрание живописи, Мюнхен

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Импровизация 13. 1910
Художественная галерея Карлсруэ, ФРГ


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский.  Плавание на каноэ. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник

Василий Кандинский. Два всадника и лежащая фигура. 1909-1910
Собрание Мецбах


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник IMG_5561.JPG
Василий Кандинский. Фрагмент композиции II. 1910
Собрание Мецбах


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник

Василий Кандинский. Дождливый ландшафт. 1913
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк


Плодотворный  1909 год завершился первой выставкой "Нового художественного объединения", которая вдохновила Франца Марка, пребывавшего в некоторой творческой изоляции, смелее воплощать свои оригинальные идеи. В начале 1910 года Марк решается на скромную персональную выставку, посетив которую Август Маке и еще несколько художников отправляются к нему в мастерскую, - так завязывается дружба Марка и Маке, которую прервала только Первая мировая война.


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк

"Я никогда не писал синий куст только ради дектративного эффекта, я это делал лишь для того, чтобы полнее выразить сущность лошади, которая стоит перед этим кустом".
Франц Марк, 1911

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Мечта. 1912
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Собака, лежащая на снегу. 1911
Музей Штедель, Франкфурт на Майне


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Фоанц Марк. Ландшафт с лошадью. 1910
Музей Фолькванг, Эссен.


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Белый бык. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк



Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Чернобурая лиса. 1911
 Von der Heydt-Museum, Вупперталь, ФРГ


Меж тем вторая выставка "Нового художественного объединения" в сентябре 1910 года вызвала довольно жесткую критику, одну из немногих положительных рецензий написал Франц Марк. В конце года Марк и Маке познакомились с художниками "Нового художественного объединения", за исключением Кандинского, который был в это время в отъезде.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Август Макке

"Непостижимые идеи выражаются в постижимых формах"
Август Макке. 1912

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Август Макке. Прогулка среди цветов. 1912
Государственная художественная галерея, Берлин

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Игрушки  сына художника, маленького Вальтера. 1912
Музей Штедель,  Франкфурт на Майне

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Авгут Макке. Променад: люди в саду. 1914
Дом-музей Франца Марка, Кохель ам Зее, ФРГ


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник

Август Макке. СКачущие гусары. 1913
Музей Тиссен-Борнесмиса, Мадрид


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Генрих Кампендонк. Балкон. 1913
Собрание Мецбах.


1 января 1911 года на новогоднем вечере в Марианны Веревкиной Кандинский, наконец, встретился с Францем Марком. Вскоре Кандинский отказался от должности председателя "Нового художественного объединения" из-за непримиримых противоречий, а в июне он поделился с Марком идеей издавать ежегодный иллюстрированный альманах, с серьёзными статьями и хроникой, который они оба будут редактировать.
Над этим проектом соавторы, при живом участии друзей и единомышленников, работали все лето и осень 1911 года.Элизабет Эрдман-Маке, жена Августа Маке, вспоминала о незабываемых моментах этой общей работы, обсуждениях рукописей, жарких спорах, воодушевлении, которое охватило всех, причастных к изданию альманаха.


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский и Франц Марк с обложкой альманаха "Синий всадник"
на террасе дома Кандинского в Мюнхене. 1911


"Вся эта деятельность, которую называют искусством, не знает границ
и нацинальностей, она принадлежит только  человечеству"
Василий Кандинский и Франц Марк, 1911


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Обложка альманаха "Синий всадник". 1912

Меж тем в декабре 1911 года  картина Кандинского " Композиция 5" была отклонена организаторами третьей выставки "Нового художественного объединения" по формальным причинам. В ответ Кандинский вышел из объединения, за ними из солидарности последовали некоторые друзья. Редакция "Синего всадника" решила устроить собственную выставку. "Мы постараемся встать в центре современного движения", - писал брату Франц Марк.
В это же время мюнхенское издательство " Piper" выпустило концептуальный труд Кандинского
"О духовном в искусстве".


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Страницы альманаха "Синий всадник"

На рубеже 1911-12 годов Кандинский и Марк за две недели организовали свою, альтернативную "Новому художественному объединению", выставку "Синего всадника". В каталог были включены 43 работы четырнадцати художников. В течение 1912 года выставка путешествовала по Германии, а затем по Европе: ее увидели в Кельне, Берлине, Бремене, Франкфурте, Гамбурге, в начале 1914 года она достигла скандинавских стран.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Страницы альманаха "Синий всадник"

В феврале 1912 года открылась вторая выставка "Синего всадника" с акцентом на рисунки и печатную графику, и почти одновременно, тиражом 1 200 экземпляров, вышел четырёхстраничный проспект, посвященный будущему альманаху.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Страницы альманаха "Синий всадник" с трактатом Кандинского "К вопросу о форме"

11 мая 1912 года альманах "Синий всадник", выпущенный мюнхенским  издательством "Piper", увидел свет. Альманах был опубликован в трех вариантах: "обычном", "люкс" (для редакторов - Кандинского и Марка - с  авторской росписью страниц  и ручными оттисками гравюр) и "музейном" (в 10 экземплярах, с приложением оригинального произведения одного из художников-участников).


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Зал выставки, посвященный альманаху "Синий всадник"
Оригинал туземной маски (Габон, 19 век), та же маска на странице альманаха



Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Владимир Бурлюк. Весенний пейзаж с цветущими деревьями. 1911
Частное собрание


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Зал выставки, посвященный альманаху "Синий всадник"

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Аналогии: рисунок Франца Марка и  гравюра Ганса Бальдунга Грина,
немецкого
художника  эпохи Возрождения



Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Фантастические животные. Китай, 18 век
Дом-музей Франца Марка, Кохель ам Зее, ФРГ



Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Две кошки. 1913
Почтовая открытка для Лилли Клее. Частное собрание

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Четыре лисицы.1913
Почтовая открытка для Василия Кандинского.
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен


Началась подготовка второго выпуска альманаха, но он так и не был опубликован. Причиной стали не только наметившиеся разногласия в редакции: 1 августа 1914 года разразилась Первая мировая война. Русские художники, как граждане враждебного государства, должны были срочно покинуть Германию. Кандинский возвращается в Россию, Явленский и Веревкина находят приют в Швейцарии. Марк и Макке были призваны на фронт. Деятельность объединения "Синий всадник" резко обрвалась.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Малая композиция 1. 1913
Частное собрание, Швейцария


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Конюшни. 1913
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник

Франц Марк. Желтая корова. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Мировая корова. 1913
Музей современного искусства, Нью-Йорк

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник


Франц Марк. Собака, кошка и лисица. 1912
Художественный музей, Манхайм, ФРГ


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Ужас зайца. 1912
Частное собрание, Зальцбург


26 сентября Август Маке погиб на Западном фронте. Ему было 27 лет.
В октябре 1914 года потрясенный гибелью друга Франц Марк писал Кандинскому: " У меня ужасное чувство, что эта война, как мощный бурный поток, пролегла между нами и разлучила нас. Мы вряд ли различим  друг друга на противоположных берегах". Так и случилось: 4 марта 1916 года тридцатишестилетний Франц Марк был смертельно ранен в битве под Верденом.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Франц Марк. Волки (Война на Балканах). 1913
Художественная галерея Албрихт-Кнох, Буффало

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник


"Форма — внешнее выражение внутреннего содержания".
Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912



Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Импровизация 35. 1914
Художественный музей, Базель.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Фуга. 1914
Фонд Бейлер, Базель


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Композиция VII. 1913
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Кандинский вернулся в Германию в 1921 году как преподаватель веймарского Баухауза, но ни в Мюнхене, ни в Мурнау он больше никогда не бывал. Габриэле Мюнтер после разрыва с Кандинским некоторое время жила в Стокгольме, а потом снова поселилась в Мурнау. Уникальное собрание произведений Кандинского и других участников объединения "Синий всадник" она в 1957 году подарила мюнхенской галерее Ленбахаус (Städtische Galerie im Lenbachhaus). Знаменитый "Русский дом" в Мурнау воссоздан в первоначальном виде и превращен в музей.

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Импровизация "Наводнение". 1913
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен


Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник
Василий Кандинский. Картина с тремя пятнами. 1914
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид


Выставку в Базеле можно считать вдвойне юбилейной: в 2016 году исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Кандинского и 100 лет со дня смерти Франца Марка. Но и в наши дни  абстрактное искусство, уже ставшее классикой, принимают и понимают далеко не все зрители. Им в напутствие - мудрые слова Василия Кандинского:

"...каждая новая ценность принимается людьми в штыки. С ней пытаются справиться насмешкой и клеветой. Человека, принесшего эту ценность, изобразят смешным и бесчестным. Она будет осмеяна, она будет поругана. Это ужас жизни.
Радость жизни — неудержимая постоянная победа новых ценностей. Эта победа медленно прокладывает себе путь. Новая ценность очень медленно покоряет себе людей. Когда же в глазах многих она станет непреложной, тогда из неизбежной сегодня она станет препоной на пути в завтрашний день."

Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник

Материалы по теме:

Моя статья о Франце Марке
http://marinagra.livejournal.com/5804.html

Моя статья об Алексее фон Явленском
http://marinagra.livejournal.com/9223.html

Статья Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник virginian о Марианне Веревкиной
http://virginian.livejournal.com/17778.html

Статья Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник virginian об Августе Макке
http://virginian.livejournal.com/12984.html

Статья Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник kuzdra "Мурнау в картинках. Кандинский и Мюнтер"
http://kuzdra.livejournal.com/35612.html

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и Синий всадник almanach_74_75_detail_940.jpg

Выстака открыта до 22 января 2017 года.
 20 января - Ночь Музеев с особой программой!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нахожусь в Шереметьево. Готов к перемещению в Новосибирск. На три дня. Возможно, буду появляться. Всем привет. Да здравствует советская наука и отечественные ...
Друзья, я обещала вам повторение лучших заданий первого летнего марафона . Встречайте легенду!! Первое из «винтажных» заданий. Текст привожу уже в в новой редакции, с корректировками.  Сегодня поговорим о приятном! ...
В 1960-х гг. она была одной из самых красивых советских актрис, но ее творческая судьба сложилась не очень успешно – в ее фильмографии было всего около 20 работ. В последний раз она появилась на экранах в середине 1980-х гг. в фильме «Инопланетянка». Ее красота действительно была ...
У меня скопилось много новостей про всех, мелких, не хочу их подолгу обсасывать. Но в целом сразу скажу – больше негатива. Хочется хорошего, но его не так чтобы много. В основном ...
В годы блокады, бегемотиху Красавицу, которая жила в осушенном бассейне (водопровод не работал), ежедневно поливали водой, которую набирала в Неве, привозила и нагревала служащая зоопарка Евдокия Ивановна Дашина. Благодаря ей Красавица, которая к началу войны была уже весьма немолода, ...