Выставка "Салоны" Дидро

топ 100 блогов lovers_of_art12.08.2023

Выставка Салоны Дидро

Совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа посвящен истории выставочной деятельности Королевской академии живописи и скульптуры в XVIII столетии и охватывает разные её этапы: первые публичные экспозиции в Пале-Рояле и Большой галерее Лувра; выставки в луврском Квадратном салоне (1725-1757); экспозиции, о которых писал Дидро в своих критических обзорах (1759-1781); последний период выставок (до 1801 года). С 1725 года они стали именоваться "Салонами", получив название от Квадратного салона. Впоследствии это название стало использоваться для обозначения многих публичных экспозиций.
На выставке можно познакомиться с историей Салонов XVIII века, увидеть актуальное искусство того времени - лучшие образцы творчества художников, которые когда-то сами специально отбирали свои работы для показа. Экспозиция включает не только картины, но и произведения скульптуры, графики, нумизматики и шпалерного ткачества, связанные с выставками, организованными Академией.

Выставка Салоны Дидро


Кураторы включили в экспозицию картины, рисунки и гравюры старых мастеров, изображающие реальные и воображаемые картинные галереи, кабинеты коллекционеров или лавки торговцев искусством.

Выставка Салоны Дидро


Выставка Салоны Дидро
Гиллис ван Тильборг младший (ок.1625-ок.1678). Семья бюргеров в мастерской художника. Холст, масло. Угличский историко-архитектурный и художественный музей


Выставка Салоны Дидро
Андрей Зяблов ( ?-1783/84). Кабинет Шувалова, 1779. Копия с несохранившегося оригинала Ф.С. Рокотова. Холст, масло. Исторический музей


Выставка Салоны Дидро
Фламандский мастер первой трети XVIII века. Картинная галерея. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Панорама французского искусства XVIII века представляет культуру эпохи Просвещения - от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия. Помимо художественных произведений, представлены каталоги Салонов, редкие образцы художественной критики XVIII столетия, а также экземпляры рукописного журнала Фридриха Мельхиора Гримма "Литературная корреспонденция", для которого Дидро и писал свои "Салоны". Именно "Салоны" Дидро - одного из ведущих философов и критиков эпохи Просвещения, как образец жанра и документ эпохи формируют "сюжет" этой выставки. Благодаря русско-французским культурным связям XVIII века эту масштабную выставку удалось организовать исключительно на материале отечественных собраний.

Выставка Салоны Дидро
План Парижа, известный как План Тюрго. Париж, 1739. Комплект листов, наклеенный на ткань. Российский государственный архив древних актов

Под эгидой Королевской академии живописи и скульптуры в 1667 году была организована первая публичная художественная выставка в Париже. Главный министр Людовика XIV Жан-Батист Кольбер предложил проводить их регулярно. В то время Академия располагалась во дворце Пале-Рояль; именно там, во дворе, и размещались экспозиции. С этого времени официальные выставки Академии были доступны для всех желающих: плата за вход не взималась. В 1673 году впервые был напечатан краткий каталог-livret (книжечка) - небольшой буклет с указанием имен художников, участников выставки. Продажа каталогов была единственным источником дохода Академии от этих экспозиций.

Выставка Салоны Дидро
Пьетро Антонио Мартини (1739-1797). Выставка в салоне Лувра в 1787 году. Бумага, гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Следующая выставка - 1699 года, проходила уже в Большой галерее Лувра. Её подготовкой занимался директор королевских строений, архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Стены галереи были украшены шпалерами из королевской коллекции, служившими фоном для живописи. Салон 1704 года также проходил в Большой галерее Лувра (причем в его каталоге отдельно сообщалось, что Ардуэн-Мансар добился у короля разрешения выставлять там художественные произведения), а в 1725-м выставка переехала в Квадратный салон дворца. С 1737 года по инициативе продолжателя культурной политики Кольбера, директора королевских строений Филибера Орри, Салоны стали проводиться ежегодно (за исключением 1744-го, когда выставка не состоялась из-за болезни Людовика XV), а с 1751-го - уже раз в два года (вплоть до Французской революции). С 1745 года экспозиция неизменно открывалась 25 августа в девять часов утра. Таким образом, к середине XVIII века окончательно сформировались те основные принципы и условия, по которым функционировали парижские Салоны в дальнейшем.

Выставка Салоны Дидро
Пьетро Антонио Мартини (1739-1797). Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году. Бумага, гравюра резцом. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Салоны Дидро
Мартин Ван ден Богерт (1637-1694) Конная статуя Людовика XIV. Бронзовый отлив. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Салоны Дидро
Фрагмент


Выставка Салоны Дидро


Выставка Салоны Дидро
Пьер Миньяр (1612-1695). Портрет Кольбера. Холст, масло. Эрмитаж


Выставка Салоны Дидро


Выставка Салоны Дидро
Антуан Куазево (1640-1720). Людовик XIV. Бронза. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Салоны Дидро


Выставка Салоны Дидро
Клод Жозеф Верне (1714-1789). Закат, 1746. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Салоны Дидро
Жан Ресту (1692-1768). Отдых на пути в Египет, 1753. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Салоны Дидро
Неизвестный художник. Портрет Людовика XIV. Конец XVII в. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Салоны Дидро
Изгнание торгующих из храма. Королевская мануфактура гобеленов, Готлиссная мастерская Лефевра-сына, 1713-1723. Шерсть, шёлк, шпалерное ткачество. Эрмитаж

Выставка Салоны Дидро
Фрагмент

Инсталляция организована по правилам многоярусной, так называемой шпалерной развески, господствовавшей в Квадратном салоне Лувра в XVIII столетии. Работы различного формата полностью покрывали его стены подобно шпалерам. Самый верхний уровень располагался под карнизом, нижний - на уровне глаз зрителя; таких ярусов могло быть от трех до семи, в зависимости от размеров произведений. Их повеской руководил таписсьер (дизайнер-оформитель), чье имя до 1753 года указывалось в каталоге-livret. Таписсьеру приходилось нелегко: необходимо было заполнить стены огромным количеством картин разного формата и содержания, на столах разместить скульптуры, а гравюры и рисунки - между оконными проемами или на боковых сторонах столов-постаментов.

Выставка Салоны Дидро


Выставка Салоны Дидро
Венера в кузнице Вулкана. Королевская шпалерная мануфактура в Бове. По композиции Франсуа Буше, 1752-1772. Шерсть, шёлк, шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Экспозиция должна была представить зрителям структуру и идеологию Академии, основанную на незыблемом принципе иерархии жанров, сформулированном её почетным секретарем Андре Фелибьеном в предисловии к "Конференциям Королевской академии живописи и скульптуры…" (1667): в верхнем регистре располагались картины на исторические, мифологические и библейские сюжеты; ниже - портреты, бытовой жанр, пейзажи и натюрморты. Поскольку исторические полотна обычно превосходили по формату произведения «низких» жанров, вертикальная иерархия организовывала все пространство Квадратного салона. Подобное размещение картин было, конечно, вызвано отчасти и практической необходимостью: работы меньшего размера легче было рассмотреть, когда они висели внизу.

Выставка Салоны Дидро


Выставка Салоны Дидро
Этьен Морис Фальконе (1716-1791). Милон Кротонский, 1745. Гипс терракотированный. Эрмитаж


Выставка Салоны Дидро
Жан-Батист Сантерр (1658-1717). Девушка со свечой, около 1704. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Салоны Дидро
Жозеф Мари Вьен (1714-1789). Голова Анакреона. Холст, масло, воск. Эрмитаж


Выставка Салоны Дидро
Жан-Батист Удри (1686-1755). Охотничьи собаки рядом с убитыми зайцами, около 1750. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Салоны Дидро
Анри Антуан де Фаванн (1668-1752). Нимфы, сжигающие корабль Телемаха, 1746. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Салоны Дидро
Жан-Батист Грёз. Обманутый слепец. 1755. Холст, масло. ГМИИ

Успех этой выставки продолжал расти с каждым годом; зритель воспринимал Салон как публичное представление достижений Академии. Квадратный салон в XVIII веке стал самой престижной выставочной площадкой Парижа; другие были менее удобны и привлекательны для художников и публики. К 1759 году, когда Дени Дидро начал регулярно писать свои критические обзоры, каждый Салон на протяжении месяца оставался точкой социального притяжения и наиболее значимым явлением в культурной жизни города, которое продолжали обсуждать и после закрытия выставки.

Выставка Салоны Дидро
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.
Куратор: Анна Сулимова, заведующая отделом искусства старых мастеров.
Научный консультант: С.Я. Карп, руководитель Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН.
Продолжение будет!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
больно до слёз такое ощущение, что на меня одели корсет и затянули стальными ручищами так, что рёбра впились во все органы и сердце прыгает как бешеное голова кружится и больно дышать отсутствие одежды не ...
На 09-06-2013 записью, которая размещалась в Календарном Промо чаще всего, является пост travel_redigo 2 билета в Мюнхен на любую дату . В период с 08-03-2013 по 16-04-2013 запись занимала 55 двухчасовых слотов Промо, т.е. в общей сложности провела на главной странице ЖЖ 110 ...
Это все из-за того, что правильно отпраздновались Рождество и Новый год, я говорила)). И события, и погода - что тоже очень важно. Если холодрыга, то устроить себе идеальные выходные можно, но это challenge. Этим мы будем заниматься зимой. В субботу ездили в Спенсер парк на барбекю - ...
К 60-летию культовой личности, не нуждающейся в долгом представлении, а именно — королевы поп-музыки Мадонны, я подготовил небольшой тематический пост в своем киноблоге, в котором представлю те фильмы, которые не только доказывают, что титул «худшая актриса XX века» ей присудили ...
В дискуссии о запрете «Слова пацана», кроме банального поиска чиновными и нечиновными персонажами уцененной известности, присутствует менее очевидный и более любопытный подтекст: школьникам не преподают базовые принципы построения историй, отчего у взрослых массово остается досадная ...