Выставка "Русское невероятное". Фото- и видеообзор
classic_art_ru — 08.01.2025 Искусственные параллели по средамЦентр «Зотов» в честь своего второго дня рождения представляет выставку-эксперимент «Русское невероятное», посвященную конструктивизму. Выставка разделена на несколько глав: «Безмерно», «Навеки», «Вот-вот», «Посреди», «Живо», «Ввысь», «Лихо», «Неудержимо», «Запредельно», «Вопреки». Каждая из них рассказывает о том, чем вдохновлялись конструктивисты и как их работы отражаются в современном искусстве.
Начало. Среди круга вопросов, что такое конструктивизм и как его понимать, есть ещё один - откуда конструктивизм возник. На выставке, глядя «в широкий объектив» на русский культурный ландшафт, мы исследуем (и расследуем), почему конструктивизму было суждено родиться именно в России. Благодаря трудам многих исследователей историческая картина возникновения конструктивизма воссоздана достаточно точно и полно, но она противоречива. Конструктивисты в начале 1920-х стремились к единой теоретически обоснованной концепции, заявляли: конструктивизм - это метод. А он оказался многоликим и неоднозначным. В чем причина противоречивости конструктивизма, почему он получился именно таким, каким получился?
1.
Безмерно. Бескрайнее необозримое пространство, отсутствие видимых границ, своего рода горизонтальная бесконечность формируют русский ландшафт. Образ пространства и простора, безграничности и близости природным стихиям отражается в огромной территории страны сурового климата и рискованного земледелия. Сложность выживания человека и его способность к деятельности в условиях риска сформировали привычку надеяться на удачу. Она метафорически выражена в понятии «русский авось». Пространство - одна из причин блужданий и устремлений неуемности и неделания, космизма намерений и несбыточности надежд. Пространство формирует модель мира, а отсутствие у него четких очертаний приводит к абстрактному мышлению, свободе от организующих конкретностей и надежде, что «всё как-то само обойдется и сбудется». Последствия противоречивы - от бессмысленного подкования блохи до планетарных намерений русского авангарда. Большинство достижений в различных областях человеческой деятельности - это преодоление границ: границ знания, культуры реальности. Для осуществления этого преодоления необходимы желание, талант, вера, терпение, жертвенность.
2.
3.
Неизвестный мастер. Дуса (тигр), изображение духа -хозяина тайги, начало XX века
4.
Георгий Нисский. Над снегами. 1960. Холст, масло. ГРМ
Навеки. Среди художников-новаторов в 1909-1911 годах стремительно распространилось увлечение примитивизмом - обращение к поискам возрождения искусства из «самых родников - в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта». Народный лубок, подносы и вывески увлекают художников крепкой расцветкой, композиционной выдумкой, плотностью цвета, остроумием и меткостью решений. Увлечение предметами народного творчества дает молодым авангардистам возможность уйти от академического подражательного образа и обратиться к «чистой живописи».
5.
В центре справа - Давид Штеренберг. Тетя Саша. 1922-1923. Холст, масло. ГРМ
6.
Евгений Эвенбах. Студенты, 1922. Холст, масло. ГРМ
7.
Виктор Пивоваров. Длинная-длинная рука, 1972. Оргалит, эмаль. ГРМ
8.
Кузьма Петров-Водкин. Мадонна с ребенком. «Пробуждающаяся». 1922. Дерево, масло. ГРМ
9.
Владислав Некосов (р. 1940). Панно «Обряды и праздники советского села», 1983-1986. Дерево, лак, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
10.
Николай Суетин. Женщина с пилой. Вторая половина 1920-х. Дерево, масло. ГРМ
11.
Икона «Апостольская проповедь», XVII в. Дерево, левкас, темпера. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
С приходом новой власти народные художественные промыслы начинают восприниматься еще и как экономическое явление, как потенциальный экспортный товар Советской страны для пополнения стремительно пустеющей золотой казны. В 1917 году в органе государственного управления - Народном комиссариате просвещения РСФСР (Наркомпросе) - складывается уникальная ситуация: в Музейном бюро и Художественно-промышленном подотделе ИЗО работают художники-авангардисты, беспредметники и будущие конструктивисты. Они стремятся, с одной стороны, сохранить коллективизированные исторические и художественные ценности, а с другой - переосмыслить и актуализировать кустарные промыслы. Ольга Розанова с 1917 года работает заведующей в Москве и заместителем заведующего в Петрограде в отделе ИЗО Наркомпроса РСФСР. Она занимается вопросами художественной промышленности всей страны: управляет творческими процессами на стекольных, фарфоровых и керамических фабриках, заводах и в мастерских. Организует кустарное производство и помогает ему развиваться, отвечает за оборудование и обстановку народных домов, а также за художественное оформление предметов быта, посуды, игрушек и многого другого.
12.
13.
Вот-вот. Порыв - это внезапное резкое усиление какого-либо действия, например порыв ветра, порыв души. Среди синонимов слова порыв обнаруживаем поэзию разнообразного движения: тяготение, устремление, напор, вспышка, шквал, включая творческие - вдохновение, запал, подъем, энтузиазм. Время от времени стремление к переустройству жизни приобретает форму творческого порыва, то есть попытки выйти за рамки привычной нормы. Характерным примером такого прорыва и стал конструктивизм. Отчего на необозримых российских просторах регулярно возникает потребность в прорывах? Видимо, в основе этого - выход за рамки возделывания бесконечного поля повседневности к естественной потребности в поиске правды.
В этом разделе демонстрируется управляемая скульптура Романа Сакина «Лес»: красные палочки на веревочках можно рычагами устанавливать в самое разное положение.
14.
Роман Сакин. Лес, 2008. Смешанная техника. Частная коллекция
15.
Вячеслав Колейчук. Мёбиус, 1993. Дерево, латунь, металл. Московский музей современного искусства
16.
Слева - Михаил Матюшин. Геометризация пространства (кристалл), 1918-1919. Бумага на холсте, масло. ГТГ
Иван Клюн (Клюнков). Беспредметная композиция, 1917. Картон, масло. ГТГ
17.
Автор неизвестен. Икона "Троица новозаветная", 1812. Дерево, масло. Музей истории религии, Санкт-Петербург
18.
Иван Клюн (Клюнков). Автопортрет, 1909-1910. Картон, масло. ГТГ.
Владимир Стерлигов. Мы живём внутри купола, 1960. Бумага, акварель. Музей AZ
19.
Неизвестный художник. Икона Всемирный потоп, первая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
20а.
Фрагмент
20б.
Фрагмент
21.
Александр Самохвалов. Головомойка. 1922-1923. Холст, масло, темпера. ГРМ
22.
Посреди. Основной парадокс творческого мышления конструктивизма - переход от неограниченной свободы воли проектировщика к жестким плановым схемам. Оказывается, что человек-индивид вследствие своей «малости» может быть легко упразднен, а ареал распространения отчужденного мира расширяется до абсолютных размеров. В центр всего помещается идея, обладающая своим гравитационным полем, притягивающим и подчиняющим, закручивающим всё и всех вокруг себя. Однако если попытаться заглянуть в центр Всего - то вполне может оказаться, что мы там обнаружим великое Ничто, Ноль-объект Казимира Малевича, Даниила Хармса, Тимура Новикова, Ильи Кабакова.
23.
Эдуард Штейнберг. Композиция, 1977. Частная коллекция
Живо. По Филонову, вечное безостановочное движение времени адекватно бесконечности процесса работы над произведением искусства. Аналогично и поэт Велимир Хлебников «многократно перерабатывал свои стихи не только для того, чтобы придать им более "законченную" или "совершенную" редакцию, но и потому, что он ощущал каждую свою словесную конструкцию не как вещь, а как процесс». Подобно тому как Филонов представляет мир как единую, развернутую во времени и пространстве ткань живого организма, понимает пространство и архитектор Иван Леонидов. Архитектурные формы могут развиваться независимо друг от друга, непредсказуемо, но на любом из этапов своего развития оказываются в единстве, в некотором неуловимом равновесии, когда ничто не выпадает из композиции. Фокус внимания смещается с конечного результата - организованного механизма - на процесс организации формы, ее изменение, рост, преобразование. Павлу Филонову, Велимиру Хлебникову, Ивану Леонидову, Якову Чернихову удается увидеть прошлое и будущее одновременно, проследить их эволюцию, совершить переход от механически организованного пространства к органически созданному.
24.
25.
Ирина Нахова. Окна, 1987. Холст, дерево, масло. Частная коллекция
26.
Управляемый летающий снаряд конструкции Л.А. Тишкова. Летишков, 1998. Дерево, парашютный шелк, стальная проволока
Ввысь. Не ограничиваясь преобразованием пространства в горизонтальной бесконечности, творец стремится вверх, покорить и небо, и космос и их переделать по своему разумению. Устремление в небо, одновременно недостижимое и манящее, как часть реального и мифологического, на протяжении всей истории человечества было движущей силой прогресса и духовности. В своих проектах небоскребов супрематисты, рационалисты, конструктивисты делали все возможное, чтобы преодолеть земную гравитацию и оказаться в космической невесомости, которую придумал Казимир Малевич. Продолжая отрываться от земной поверхности, архитектура устремилась в космическую бездну в проектах Георгия Крутикова, Исаака Иозефовича, Виктора Калмыкова.
27.
28.
Эрик Булатов. Вверх-вниз, 2012. Холст, масло. РОСИЗО
29.
Александр Лабас. Дирижабль и детдом, 1930. Холст, масло. ГРМ. - Город будущего. 1935. Бумага, акварель, белила. ГМИИ
Лихо. Глубинные черты русского мировоззрения и характера - ощущение непредсказуемости жизни и невозможности ее логического и рационального осмысления, пассивность и фатализм в парадоксальном сочетании с удалью, склонностью «плыть против течения» и тенденцией к крайностям («всё или ничего», «пан или пропал»). Художественная практика русского авангарда 1910-х годов опиралась на принцип внутренней свободы личности и творчества - «свободы художественной совести». Философия свободы нашла отражение в размышлениях таких мастеров как Николай Кульбин, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталия Гончарова, Ольга Розанова и Александр Родченко, которые под воздействием идей Бакунина, Ницше и Штирнера искали суть «нового» искусства, отмечая его анархическую природу. Эстетика раннего авангарда несет в себе мощный анархический заряд, выраженный в желании постоянно обновляться через преодоление традиционных канонов устоев, а также в широком использовании принципов провокации и манипуляции. Идеологически провокация и манипуляция имеют разные корни, особенно в вопросах целей и методов влияния искусства на зрителя. В идеологии раннего авангарда основной категорией, определяющей равноценную «двусторонность» этих отношений, стала категория свободы: не только свободы творчества, но и свободы выбора, когда зрителю, который воспринимается в качестве свободного агента, делегирована доля ответственности, равная авторской. В противоположность этому авангард 1920-х годов строит свои отношения со зрителем на основе узурпации, манипуляции сознанием аудитории с целью эмоционально-организующего воздействия на психику, согласно задачам классовой борьбы.
30.
Иван Фомин. Проект монумента революции, 1921. Музей архитектуры
31.
Эрик Булатов. Свобода есть свобода, 1997-1998. Бумага, цветные карандаши. РОСИЗО
32.
Юрий Аввакумов (р. 1957). Черный костяной мавзолей, 2008. Домино, стразы Сваровски. Собственность автора
33.
Игорь Макаревич (р. 1943). Избушка Малевича, 2004. Холст, акрил, дерево, лак. Московский музей современного искусства
34.
Елена Губанова. Иван Геворков. Пустота, 1997. Дерево
35.
Неизвестный художник. Икона "Апостольская проповедь", XVII в. Дерево, левкас, темпера
И икона, и культовая архитектура осуществляют единение земного и небесного, людей и небесных чинов, являются воплощением соборности. Отсюда и принципиальная анонимность - неизвестность имен конкретных иконописцев и зодчих и их жизнеописаний. Иван Леонидов именно так формулировал задачу мастера: «Художник не от себя делает, но узнаёт и отдает». По его убеждению, архитектор только закладывал идею. Многие творцы авангарда получали художественное образование еще в дореволюционной России, в том числе в иконописных мастерских, у богомазов. Так было и с Иваном Леонидовым, использовавшим иконописную технику в ее различных вариациях в подаче своих проектов. Он работал гуашью на незагрунтованном дереве, а яичной темперой - по левкасу с накладным золотом и серебром на фанере из разных сортов дерева. Однако следование традициям у Леонидова не ограничивалось лишь использованием технологий древнерусской живописи. Параллели между работой «Город солнца» Ивана Леонидова и традиционными иконами подчеркивают взаимосвязь авангардного искусства с историческими корнями.
36.
Судьба Ивана Леонидова, не смотря на гениальность и новаторство его творчества, полна трагизма. В начале 1930-х «пролетарские архитекторы» (члены группы ВОПРА - Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов) развязали кампанию против конструктивистов и рационалистов. Главный удар пришелся по самому талантливому конструктивисту - Ивану Леонидову. «Леонидовщину» заклеймили как «мелкобуржуазное» течение в архитектуре, а его наработки и он сам как архитектор были растоптаны. В последующие годы жизни Леонидов оказался в тяжелейшей ситуации запрета на профессию и почти полной изоляции. Одновременно с клеймением конструктивизма по стране прошла грандиозная антирелигиозная кампания 1927-1929 годов, В ходе этих событий на территориях церковных и монастырских комплексов создавались антирелигиозные музеи. Тогда же Совет народных комиссаров предложил Народному комиссариату внутренней и внешней торговли СССР «организовать вывоз из СССР предметов старины и роскоши». Многие образы, которые были признаны «не представляющими музейной ценности» и чудом уцелели от полного уничтожения, оказались забыты (изолированы) на долгие десятилетия.
37.
Иван Леонидов (1902-1959). Проект «Город Солнца»: Площадь народов. 1949. Памятник последнему солдату, погибшему в последней войне. 1948. Картон, карандаш, акварель, белила. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
38.
Неудержимо. Стремление к выходу за пределы и рамки - опыта, знания, здравого смысла - рождает идею полёта как функции, изначально человеку не свойственной. Именно это стремление лежит в основе познания и творчества, именно оно отражено в устойчивом языковом сочетании полёт фантазии, в наречиях ввысь, неудержимо, запредельно.
39.
40.
Кузьма Петров-Водкин. Фантазия, 1925. Холст, масло. ГРМ
41.
Александр Лабас. Летят. Из серии «Авиация»,1979. Холст, темпера. Ярославский художественный музей
Георгий Кадин. Самолет «Илья Муромец» на врангелевском фронте, 1924. Холст, масло. Собрание семьи художника
42.
Павел Голубятников. Крыши. Этюд, 1926. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
43.
Пётр Митурич. Летун, около 1927. Макет. Дерево, пергамент, металл. Собрание семьи художника
Запредельно. Бесконечность космоса как предельное воплощение идеи полёта была важнейшей темой и для художников русского авангарда, когда зарождались идеи космических полётов, и для искусства 1960-х, когда началось время практической космонавтики.
44.
Кирилл Лебедев (р. 1984). Звёздное небо внутри нас, моральный закон где-то рядом, 2017. Холст, акрил, смешанная техника. Коллекция Д. Химиляйне, Санкт-Петербург
45.
Сергей Шаблавин. Отражение, 1978. Холст, масло. ГРМ
46.
Александр Повзнер. Без названия. Из серии "Вещи", 2012. Смешанная техника. Частная коллекция
Вопреки. Полёты, особенно самые яркие и прорывные, на ближние и далёкие расстояния зачастую заканчиваются либо крушением воздушного судна (и мы верим, что с удачным катапультированием лётчика), либо постановкой летательного аппарата на вечную стоянку в ангаре. После этого наступает период затишья, когда эксперименты забываются, стихи и картины пишутся в стол, а жизнь становится тихой и избегающей рискованных виражей на поворотах.
47.
Юрий Аввакумов. Летающий пролетарий. Из серии "Временные монументы", 1989. Металл, пластиковые фигурки
Ольга Флоренская (р. 1960). Смерть авиатора. 1994. Холст, ткань, коллаж. ГРМ
48.
49.
Михаил Рогинский. Тут вот вопрос у меня, 1996. Холст, масло. Частная коллекция
50.
51.
Вадим Михайлов. Гражданин, пройдёмте, 1922. Настенный ковёр. Левкас, масло, сграффито. Частная коллекция
Выставка «Русское невероятное» продлится до 23 марта 2025 года.
Видеообзор "Русское невероятное":
Кураторы выставки: Анна Замрий, Татьяна Шулика, Андрей Чернихов, Александр Ермолаев.
Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах