Выставка "Осенний салон". Белорусы к таким проектам пока не готовы

Я, естественно, была там, на торжественном открытии. Но поговорить хочу с вами не про выставку. И не про художников. И даже не про белорусское искусство. А про людей. Про первых (и вторых, и третьих, и последних) посетителях выставки. Я бродила по просторным залам, смотрела на работы, глубоко спрятав телефон. Потому что когда иду в музей или в галерею, то настраиваюсь не телефон теребить и не фотографировать произведения искусства, а рассматривать их. Впечатляться, оценивать, вдохновляться, думать. Это сродни тому, что я не могу позволить себе прийти в театр в джинсах. Воспитание не позволяет.
Передо мной то и дело взмывали руки с телефонами. Я оглянулась и увидела грустную картину: и стар и млад смотрели не на картины современников и Сутина с Шагалом. Они смотрели в экраны своих смартфонов, снимали, фотографировали, делали бесконечные селфи. Зачем?! Большая часть посетителей не видела работ напрямую, потому что смотрели на них через свои камеры.

Я отошла в сторонку и начала наблюдать за посетителями. Они не смотрели выставку, нет. Они фоткались. Бегали от экспоната к экспонату, судорожно нажимая на кнопку камеры. Ловили резкость и просили других жаждущих запилить селфи с "Евой" Сутина отойти и не мешать создавать свои "шедевры", напрочь забыв, куда и зачем они пришли. А, может, они именно для этого и явились? Явить миру себя на фоне Шагала? Но кому это нужно и интересно? Почему сегодня так много людей воспринимают искусство как... фон? Я не могу понять.
Вся эта беготня отвлекала от выставки. Меня то и дело оттесняли от работ студенты и пенсионерки, желающие попасть в кадр на их фоне. Они говорили: "О, классно на фотке картина вышла". При этом они даже не интересовались подписями: что за работа и кто ее написал. Зачем? Они же пришли себя показать...



Мне стало очень грустно. Мои соотечественники, которые, как я думала, любят и ценят искусство, напомнили мне японцев, которые все время все фотографируют. Без перерыва. Познают мир через фотоаппарат, а не собственными глазами. Все должно быть в меру. Можно сфотографировать работу, которая запала в душу. Но зачем себя на фоне работы снимать? Зачем снимать все подряд?
Нет, это не тот осенний салон, который хотел привезти в Минск банк. Чтобы открытие выставки стало похожим на салон, куда люди приходят смотреть на произведения искусства и общаться, стоило сделать всего две вещи: повесить рядом с работами портреты их авторов и запретить вход с телефонами.
Представьте, как было бы здорово, если бы во время открытия, на которым были многие художники, выставленные там, мы узнавали их в лицо, знакомились, общались бы, высказывали свое мнение, обменивались контактами... Я наблюдала за некоторыми авторами, которых узнала: они с трепетом смотрели, как публика реагирует на их работы. Боюсь, что критерием успеха той или другой картины и скульптуры станет количество селфи на их фоне. Увы. Салона не вышло. Белорусы к нему просто не готовы.
Фото Евгения Ерчака, tut.by
|
</> |