Выставка графики на Козлова. Часть 2
sketchschool — 23.04.2023Ну что же, сегодня выставка графики закрылась, так что, если у вас не было возможности ее посетить, смотрите картинки дальше, они, кстати, кликабельны. И, даже если вы ее посетили, можете немного узнать о художниках.
Сегодня у нас следующая десятка. Среди тех, кого буду демонстрировать, есть ныне живущие и умершие, белорусы и иностранцы. В общем смотрите и наслаждайтесь.
Начну я сегодня с Лазаря Рана. В Беларуси он известен не только в качестве графика, но и как живописец и скульптор. Когда будущему художнику исполнилось 6 лет, его семья поселилась в Полоцке, образование он получил в Витебском художественном училище, позже работал иллюстратором в издательстве. В 30-е годы судьба Рана начала складываться типично для советского интеллигента еврея. Он был арестован и осужден, однако, что нетипично совсем, в заключении провел всего несколько месяцев и после этого уехал в Москву. В Минске художник оказался уже 1944, после освобождения белорусских территорий, там же узнал, что вся его семья была помещена в гетто и погибла.
В середине 50-х Лазарь Ран начинает работать над серией офортов «Минское гетто», работа над ними продлилась около 20-ти лет. Итоговый альбом состоял из 17 листов. В 70-х годах такой альбом приобрела Дрезденская галерея. Работы, представленные на выставке, как раз принадлежат к этому циклу.
Следующий художник почти на 70 лет моложе, и с Раном его роднит лишь то, что детство его также прошло на Витебщине. Учился Андрей Петкевич в Минске, сначала в гимназии-колледже им. Ахремчика, а позже на отделении монументальной живописи БГАИ. Работает в самых разных техниках вплоть до витража и мозаики. Другие его работы можно посмотреть вот здесь.
Следующий художник из наших, лицейских, о нем могу рассказать кое-что от себя. Всеволод Швайба окончил 26 художественный лицей, ныне гимназия-колледж при БГАИ, а потом отучился в академии на отделении графического дизайна. Большой фантик рисования. У нас была очень серьезная нагрузка, когда мы учились с лицее, были дни, когда мы стояли за мольбертами по 4 пары. Сева умудрялся еще съездить порисовать в студию вечером.
Вообще, сколько я наблюдаю за севиным развитием как художника, могу сказать, что у него уже давно выработался очень узнаваемый стиль. Для него характерна маниакальная любовь к деталям даже в том, как он подписывает работы. У некоторых это вызывает едва ли не осуждение, потому что за таким продракониванием чувствуется больше педантичного продумывания, чем полета. Лично мне его работы нравятся, в них есть класс, а еще они хорошо отражают спокойный в меру жизнерадостный нрав Севы. Серию «Внутренние дворы» можно рассмотреть на личном сайте художника. Там же есть и остальное портфолио во всех техниках.
Минская художница Юлия Мацуро тоже из наших, училась со мной в одном классе в 26-м лицее, а после него закончила графику в БГАИ в 2008 году одновременно с Елизаветой Пастушенко. Юля тоже один из тех крепких профессионалов, кто рисует постоянно. Хотя в Минске ее больше знают как живописца. Мы случайно встретились на выставке через пару дней после открытия, разговорились, и она честно сказала мне, что неочень любит всю эту канитель с графикой, к которой нужно привлекать печатников, стоять в очереди к какому-то оборудованию, поэтому уже много лет она предпочитает взять под мышку этюдник и идти писать. У нее очень классные атмосферные пейзажи и вкусные натюрморты.
С работами Софии Пискун я знакома хорошо, а вот о ней самой знаю не так уж много. Живет и работает она в Минске, у нее есть мастерская в центре, где она занимается офортами. Насколько я знаю, она преподает в довольно известной в Минске 75-й гимназии с художественным уклоном. Кое-что из ее портфолио можно посмотреть на сайте артцентра. Кстати, сейчас в Минске проходит выставка укие-э, на которой представлены ее работы (туда я тоже торжественно клянусь съездить, чтобы показать вам, что там есть).
Со следующим художником у меня тоже сплошные белые пятна. Лео Беднарик родом из Словакии, и это практически все, что я о нем нашла, помимо фотографий работ. Везде было указано, что родился он в 1938 году в Словакии, работал графиком, создал многочисленные экслибрисы. Еще мне удалось найти видео, посвященное памяти художника, в котором указывалось, что умер он в 2016 году. Фотографии Лео Беднарика мне найти так и не удалось. Скромные они, графики из Словакии.
Далее у нас чех Владимир Суханек. Найти информацию про него оказалось проще. Этот чешский график создавал марки, и в целом довольно хорошо известен. Из любопытных фактов о нем: начинал учиться на педагога, выдержал целый год в Карловом университете в Праге, однако в итоге оказался в Чешской академии изящных искусств, где и прошел в полный курс обучения.
В самой чехии его знают как книжного графика и художника, создающего изображения для марок. За пределами своей страны в 70-х годах он стал олицетворением чешской графики. Был удостоен около 30 различных наград и премий, избран членом Европейской академии искусств в Вене. За свою жизнь имел около 150 персональных выставок.
Петер Августинович родом из Словакии. Родился в Трнаве. В конце 70-х окончил художественный лицей, после которого поступил в Академию Изящных искусств и Дизайна в Братиславе, учился на отделении графики и книжного дизайна у профессора Альбина Бруновского. С 1993 года начал преподавать в Академии, я даже нашла какие лекции он чиает сейчас.
Некоторые его работы, внушительный список наград и персональных выставок можно посмотреть по ссылке.
Украинский график Олег Денисенко — фигура одиозная и широко известная не только в кругах профессионалов. Но, обо всем по порядку. Родился во Львове, образование получил во Львовском полиграфическом институте. С начала 90-х выставлялся по всему миру.
По сведениям из Википедии «Художник завоевал более 30-ти международных наград в области гравюры, в том числе Гран-при Девятой Всемирной Триеннале эстампов и оригинальной гравюры в 2014 году в Шамальере (Франция). После триумфальной выставки в Италии Денисенко был избран Действительным членом Академического Сената Римской Академии Современных Искусств». Работы Олега Денисенко можно посмотреть в том числе и вот здесь.
А вот этот человек фактически стоял у истоков современной школы белорусской графики. Родился он под Новогрудком, закончил педагогическое училище и отправился получать художественное образование в Вильнюс.
Буквально через год после окончания Вильнюсского художественного института его пригласили в Минск для создания в Белорусском театрально-художественном институте кафедры графики и эстапной мастерской. Семен Герус стал первым преподавателем графического отделения художественного факультета, обучал техникам графического искусства — линогравюре, ксилографии, литографии, офорту, сухой игле и акватинте.
Надеюсь, что вам было и в этот раз интересно. Предполагаю, что будет еще 2 части.