Выставка "A. В. Ступин и его ученики"
amarok_man">
К юбилею художника и педагога А.В. Ступина приурочена небольшая выставка в Третьяковской галерее - "A. В. Ступин и его ученики". Экспозиция рассказывает о судьбе и творчестве мастера и о наследии его наиболее одаренных воспитанников. Он первым в России в 1802 году основал в Арзамасе частную школу живописи по образу и подобию Императорской Академии художеств. За шестьдесят лет деятельности эта школа подготовила более 150 профессиональных художников. Четверо выпускников - Н.М. Алексеев, В.Е. Раев, A.Д. Надеждин и В.Г. Перов - были удостоены звания академика. Творческий путь в школе Ступина начинали живописцы П.П. Веденецкий, Е.Ф. Крендовский, Н.Е. Рачков. Ученики К.А. Макаров и А.Д. Надеждин по образцу Арзамасской основали собственные школы живописи в других губерниях. В 2026 году исполняется 250 лет со дня рождения Александра Васильевича Ступина (1776-1861).
Портрет А.В. Ступина был написан с натуры и подарен автором Ступину, включён в составленный Ступиным список картин русских мастеров, находившихся в его собрании. А.Г. Варнек подружился с А.В. Ступиным во время обучения в Императорской Академии художеств.

Александр Варнек (!782-1843). Портрет А.В. Ступина, 1804. Холст, масло
A.В. Ступин, не знавший своих настоящих родителей, воспитывался в мещанской семье со скромным достатком. Приемная мать пыталась сделать из него торговца, но Ступин «со слезами отказался, соглашаясь лучше есть один хлеб». С юных лет он проявлял склонность к наукам и художествам. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его за небольшую плату взял в ученики местный иконописец. Ступин позднее вспоминал, что «по краткости времени и за нетрезвостью учителя» занятия не принесли большой пользы. Фактически самоучкой он усвоил первые навыки живописного мастерства и уже с 16 лет начал подрабатывать помощником у местных художников. Вначале избранное ремесло приносило мало дохода. Вскоре Ступин стал мастером и начал получать первые заказы, но остро чувствовал недостаток систематического образования, что мешало ему считать себя настоящим художником. Скопив немного денег, он отправился в Петербург и поступил в ИАХ. Жить приходилось впроголодь, «питья, кроме невской воды, не знали». Однако за два года, проведенных в Академии, он получил звание классного художника и приобрел высокопоставленных покровителей и друзей в лице президента ИАХ графа А.С. Строганова, конференц-секретаря А.Ф. Лабзина, профессора А.Е. Егорова и других. Тогда же начал собирать книги и эстампы, которые положили начало его художественной коллекции. До конца жизни Ступин сокрушался, что не имел возможности с детства полноценно учиться. Тем не менее он стал талантливым педагогом и известным художником. Под руководством Ступина его ученики создали 137 иконостасов, расписали десять церквей, написали такое количество портретов, что их было «трудно исчислить». За заслуги перед Отечеством основатель Арзамасской школы живописи был удостоен звания академика, награжден орденами Св. Анны и Св. Владимира.

Н.Е. Рачков учился в Арзамасской школе живописи у А.В. Ступина и Н.М. Алексеева с 1838 по 1845 год. В !846-м помогал Ступину руководить школой. С 1860-го жил в Москве, был дружен с П.М. Третьяковым.

Николай Рачков (1825-1895). У калитки, 1871. Холст, масло.
В.Г. Перов учился у А.В. Ступина в 1846-1849 годах. Картина была написана в период обучения Перова в Московском училище живописи и ваяния. В основе сюжета лежат слова пословицы: "Мать плачет, как река льётся; сестра плачет, как ручей течёт; жена плачет, как роса падает, - взойдёт солнышко, росу высушит". По стилю произведение связано с традициями искусства начала XIX века и ступинской школы. Возможно, поэтому Перов, активно искавший свой собственный стиль, остался недоволен, несмотря на успех у зрителей.

Василий Перов (1833-1882). Сцена на могиле, 1859. Холст, масло

Николай Рачков. Кухарка, 1870-е. Холст, масло
А.В. Ступин познакомился с А.Е. Егоровым во время обучения в Императорской академии художеств. На тот момент Егоров уже занимал должность преподавателя и имел звание назначенного в академики. Они оставались близкими людьми до конца жизни. Автопортрет был подарен Ступину к его отъезду в Арзамас после получения звания свободного художника.

Алексей Егоров (1776-1851). Автопортрет, до 1805. Холст, масло
Портрет является одной из двух сохранившихся подписных картин А.В. Ступина.

Александр Ступин (1776-1861). Портрет неизвестной дамы в синем платье и чепце, 1817. Картон, масло
В.Е. Раев подружился с В.И. Штернбергом - вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств, а с 1840-го года - пенсионером академии, во время путешествия в Италию. Портрет написан в Риме. Там он исполнил много портретов художников, составлявших "русскую колонию" в Риме.

Василий Штернберг (1818-1845). Портрет В.Е. Раева, 1842. Холст, масло


Неизвестный художник. Семья художника А.В. Ступина. Вторая четверть XIX века. Холст, масло. Копия с одноимённой картины Н.М. Алексеева
Как работа Ступина, картина впервые была опубликована В. Дмитриевым в журнале Аполлон (1917, № 4-5). Вероятно, изображён один из учеников А.В. Ступина.

Александр Ступин. Мальчик с листком, 1830-1840-е. Холст, масло
В зрелом возрасте пейзажист В.Е. Раев увлёкся изучением религиозного искусства. В 1850-х в Москве он расписал в византийском стиле молельню в доме К.Т. Солдатёнкова. Создавал образа по официальным заказам, в том числе в технике мозаики, которую изучил в Риме. Представленный образ выполнен для казначея Императорской академии художеств.

Василий Раев (1808-1871). Спас Нерукотворный, не позднее 1852. Холст, масло
Алимпий Печерский (около 1065 или 1070) - преподобный, иеромонах Киево-Печерской лавры, первый известный по имени иконописец Древней Руси, прославился как целитель.

Василий Раев. Блаженный Алимпий (Алипий) Печерский и ангел, 1852. Холст, масло. Уменьшенное повторение картины Блаженный Алимпий, иконописец печерский (1848, ГРМ)

Василий Раев. Рим вечером. Вид на замок Св. Ангела и собор Св. Петра, 1843. Холст, масло
Картина написана на сюжет драмы А.А. Шаховского "Двумужница, или За чем пойдёшь, то и найдёшь" (1831). Представлена сцена, когда бывший возлюбленный ночью пробирается в дом героини и склоняет её к побегу, угрожая в противном случае убить её малолетнего сына.

Николай Алексеев. Похищение купеческой жены Груни Егором Башлыком, ставшим атаманом разбойников, 1833. Холст, масло

Николай Алексеев (1814-1880). Алеко. Автопортрет, 1859. Холст, масло

Николай Алексеев. Деревенский парень. Портрет сына художника, 1859. Холст, масло

Павел Веденецкий (1791- не ранее 1857). Портрет неизвестного, 1825. Бумага, итальянский карандаш.

Павел Веденецкий (1791- не ранее 1857). Портрет неизвестной, 1820-е - начало 1830-х. Бумага, итальянский карандаш


Николай Рачков. Женский портрет, 1860-1895. Бумага, акварель, графитный карандаш
А.Д. Надеждин учился в школе А.В. Ступина в 1810-х. В 1832 году он, по примеру своего учителя, основал школу в городе Козлов Тамбовской губернии, которая также находилась под покровительством Императорской Академии художеств. Произведений самого художника практически не сохранилось.

Афанасий Надеждин (1799-1879). Портрет княжны Л.А. Путятиной. Картон, акварель, белила
И.К. Зайцев (1805-1890) - художник и автор мемуаров, учился у А.В. Ступина с 1824 по 1827 год. Вероятно, миниатюра была написана Макаровым по акварельному автопортрету Зайцева (1825, ГРМ). Макаров в 1828 году основал собственную рисовальную школу в Саранске по образцу школы Ступина. Стал родоначальником целой династии художников.

Кузьма Макаров (1790-1862). Портрет И.К. Зайцева, 1825. Папье-маше, масло, лак
П.П. Веденецкий учился у А.В. Ступина в 1807-1809 годах. Он был одним из первых выпускников Арзамасской школы, кто смог продолжить образование в Санкт-Петербурге. Изображён в форменном сюртуке ученика Академии художеств.

Лев Горшенков (1793-?) Портрет П.П. Веденецкого, 1817. Бумага, итальянский карандаш, мел
|
|
</> |
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
30 потрясающих уличных фотографий Пьерпаоло Папини Папи
4.03.1942 пулеметчики 65 и 83 БАО vs. Bf-109F-2, 8/JG54
Точно
Люди еще в далеком 16ом году все знали!
про любовь
Коммуняки солёные уши, 100 лет назад
Парад овец и осень в каньонах
Анекдоты и шутки в картинках. 220. Чёрный юмор.

