
Высшее образование: получать или не получать, вот в чем вопрос.

Учеба
После школы я пошел в банковский колледж. Пошел не потому, что хотел стать экономистом, а потому что "все побежали и я побежал". На тот момент у меня не было ни малейшего представления о том, за какой труд я хочу и могу получать деньги. Единственной моей мотивацией была возможность покупать чипсы и колу каждый день. Да, такой был тогда период у нашей семьи.
Ездить в колледж нужно было с пересадками на 2-х автобусах. Сначала на 107 автобусе, а потом на 178 (Питер). Мама давала 15 руб. в день и зимой, особенно в мороз, у меня была дилемма - либо я еду на 191 маршрутке прямо до колледжа, либо экономлю, мерзну, но покупаю булочку на большом перерыве.
Вот на этой почве я еще больше стал хотеть заработать на "чипсы и колу каждый день".
Учеба в колледже проходила относительно легко, т.к. точных предметов типа физики не было, а в остальном требовались только память и элементарная логика. Проучился я там два года, причем на втором курсе параллельно стал учиться в универе на вечернем отделении.
Закончив колледж, я устроился в самый крупный на тот момент частный банк страны со скромным названием Альфа и продолжил учебу в универе по вечерам.
Практика
Меня взяли на работу прямо с преддипломной практики, на которой я впервые столкнулся с выпускниками "престижных вузов". Сперва я им сильно завидовал. Дорогие итальянские костюмы ("сына в банке работает!"), отдых на
Я стал к ним присматриваться и очень быстро понял, что внутри этих итальянских костюмов зияющая пустота. А именно - отдых на юге Франции, ночные тусовки и деньги.
Вообще, они забавными очень были и далеко не всегда на понтах. Ну не виноваты они, что родителям вместе с деньгами в 90-е ума не привалило. Понты все же проявлялись, хоть и не преднамеренно. Например, по окончании практики они ожидали автоматического приглашения на работу и сразу на "хорошее место" - отдельный кабинет, кофемашина и прочие плюшки. "У меня диплом Финэка!", любили они повторять. "И не для того я туда поступал(а), чтобы бумажки ксерить!".
А я в это время молча ксерил все "бумажки" и втихаря давился бутербродами. Потому что у меня, сука, не было во время практики денег на обеды в ресторане "ТутЕстьПриличноеМестоЗаУглом".
Работа
Моему первому начальнику было наплевать на мой диплом (к тому же его еще и не было), зато ему было не наплевать на отношение к работе. Поэтому он взял меня к себе не дожидаясь конца практики. Большая часть "престижных" слилась сама по себе, остальных, за редким исключением, забраковали.
На свою первую зарплату я купил Nokia3310 и старался уложиться в первые бесплатные пять секунд. И да, я купил годовой запас чипсов республики Молдовы.
Практически каждый год я получал повышение и только спустя 4 года с момента старта трудовой биографии (официально, а так я еще грузчиком до этого работал) получил диплом о высшем образовании. В тот год я ушел из Альфы в должности менеджера по работе с вип клиентами центрального офиса.
Как отразилось получение диплома на карьере? Никак, я отнес его в отдел кадров, где с него сняли копию и подложили в личное дело.
В следующих банках я работал уже на руководящих должностях в корпоративных блоках. Помог ли диплом в этих случаях? Отчасти да. Дело в том, что банковские инструкции предписывают банковским начальникам иметь высшее образование. Любой формы, даже вечерней. И не важного какого ВУЗа.
Сейчас я работаю региональным руководителем лучшего IT стартапа 2012 года.
Мнение
Надеюсь, мне не нужно объяснять какую именно позицию я занимаю в вопросе необходимости высшего образования?
Есть ряд профессий, которым нужно обучаться 3-6 лет. Это, прежде всего, врачи, кадровые офицеры, инженеры и т.п. Для обучения остальным профессиям достаточно ввести 1-2х годичные курсы при ВУЗах.
Давайте возьмем ярчайший пример - журналистику. Вот чему журналиста можно обучать 5 лет?! Я сейчас в рамках нового проекта примерил на себя роль журналиста-интервьюера, взахлеб читаю интервью на форбсе, слоне, снобе и других интересных площадках и совершенно не понимаю как этому можно учить 5 лет.
При этом профессиональные журналисты часто задуют фантастически идиотские вопросы предпринимателям, на которые последние даже не знают, что и ответить. Типичный вопрос - "в чем секрет вашего успеха?". Ну не мыслят они такими категориями! На пенсии, возможно, и будут оценивать свои достижения, но сейчас они просто делают свое дело. Скажи, что ты достиг успеха и тебя тут же собьют с ног молодые и резвые конкуренты. Успех для предпринимателя это постоянное движение вперед и вставание с колен после неудач.
Извините, отвлекся.
Недавно наткнулся на интервью с Ашотом Габреляновым (редактор LifeNews), в котором он замечательно ответил на такой вот вопрос:

"То есть журналистика - не профессия, а ремесло?
Ремесло, конечно. Профессии можно научить, а ремеслу - нет. На журфаке очень хорошо учат обрабатывать большие объемы информации и много читать, но журналистике не научат. Как можно научить брать интервью? Мне кажется, что это вообще что-то из отрасли психологии. И нет одной модели, подходящей для всех людей."
Что предлагаю
1. Основную школьную программу нужно сократить до 9 классов. Субъективные оценки по таким предметам как физкультура, рисование, музыка и тп нужно отменить.
2. В старших классах предметы следует распределить по блокам - гуманитарные, технические, естественно-научные, спортивные (да-да-да!). Учителей следует премировать за каждого ученика, выбравшего его предмет, входящий в тот или иной блок - отличная мотивация, согласны? Задача этих двух лет - сформировать у ученика понимание того, чем он хочет дальше заниматься. Уже на этом этапе ученикам необходимо организовывать ознакомительные экскурсии на предприятия.
3. Следующий этап - колледж. Здесь уже нужно погружать в специальность, никаких посторонних предметов. Учишься на филолога? Никакой химии и прочей геометрии! Крайне важно воссоздать условия, максимально приближенные к реальности. Первый год должен на 20% состоять из практики, второй на 50%, последний на 80%.
4. В ВУЗах классическую модель обучения нужно оставить только для важнейших специальностей (см.выше), для остальных - годичные курсы после колледжа. Если идешь в ВУЗ, минуя колледж - 3 года.
Новые технологии
Я по своему телефону могу общаться через скайп (будущее наступило, ау!), так почему меня заставляют тащиться через весь город и конспектировать лекцию?
Залейте видео на школьный сайт, дайте возможность скачать pdf версию, а проверку знаний устраивайте традиционным способом. Представляете, сколько времени можно сэкономить за счет этого?
Личное общение обязательно должно остаться - учитель будет отвечать на вопросы по просмотренному материалу, так он легче будет усваиваться + ученики будут совершенствовать коммуникативные навыки.
Фух, вроде бы все.
Друзья, надеюсь на дискуссию, давайте поговорим на эту тему! С чем согласны, с чем не согласны? Велкам!
PS В школе я оставался на второй год. Считаю это событие одним из самых счастливых моментов в жизни, благодаря которому у меня сейчас есть все, что есть и делает меня счастливым.
|
</> |
