ВИШНЯ СОРОК ПЯТОГО
ser_stepanov — 11.11.2022Зашёл разговор с товарищем об аэрографе, и я упомянул о художнике из той
советской жизни, который писал свои картины аэрографом.
Это Константин Худяков:
Почитать по жизнь Константина Васильевича Худякова, которому 77 лет можно в Википедии:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Я же помещу здесь рассказ человека, который купил эту картину-триптих:
Отрывок Сценария – История №2: «Малый Подвиг Большого Возвращения или «Вишня 45-го».
— Впервые эту картину Константина Худякова я увидел весной 1985-го, на выставке на Малой Грузинской улице в Москве;
— Константин Худяков родился в год нашей Победы: в начале 1945-го;
— Он — «Дитя Победы» и в свой сорокалетний юбилей и в честь 40-летия Победы написал этот триптих, куда поместил и себя самого, очевидно имея ввиду всех нас…
— Картина выполнена в стиле сюрреализма. Не знаю, писал ли кто-нибудь ещё эту войну в таком стиле, но масштабная грандиозность и обволакивающяя глубина всех возможных для этой темы сакральных смыслов вложена в нее. Сюрреализм, как бы удивительно это не звучало, передал мистический сюжет картины, как никакой другой стиль, не до, не после него.
Если пытаться вербализовать, что же здесь изображено, то лично я вижу здесь Руки Бога, освобожденные от перекладины креста, которые принимают в свои объятия Жертву Войны. Символические изображения душ погибших, возносящихся к Богу, показаны в виде окровавленной вишни. Внизу же, на бескрайнем как глобус столе — скатерть с прогоревшими и выжженными проталинами, словно это места сражений на карте фронтов. Это центральная часть триптиха.
На левой части его изображен висящий над «скатертью Побед», на фоне бесконечного голубого неба, гранёный стакан с водкой и черным хлебом на нём – наш символ поминания погибших. Всех погибших на войне.
На правой части триптиха – такой же стакан, но в водку уже погружен Орден Славы. Так наши солдаты и офицеры «обмывали» свои боевые награды — свою боевую славу…
— В начале 90-х картина была выкуплена из коллекции Музея-Галереи МАРС и вывезена из России в США. Участвовала там в различных выставках и особо была отмечена на Nassau County Museum of Art в Нью-Йорке в 1992 году. Выставка была посвящена Современному Сюрреалистическому Искусству конца 20-го столетия. Затем картина много путешествовала: Нью-Йорк – Аризона – Майами и т.д. и т.п., и в конце 2006–го года след ее пропал;
— Как-то, отмечая очередное 9-е мая, я вдруг подумал, если бы мой Дед Гвардии Полковник СПЛОШНОВ АЛЕКСАНДР НИКИФОРОВИЧ (09.06.1905-28.05.1986) был бы жив, какой бы я сделал Подарок ему к этому празднику, чтобы он проникся моим отношением к нему? Ответ пришел сам собой – ту самую картину «Вишня 45-го».
— С этого момента я решил снова отыскать её следы…;
— Выяснилось, что следы картины к этому времени основательно затерялись, а ощущение необходимости стало усиливаться и усиливаться и…. Иногда мне казалось, что оригинал картины не удастся увидеть уже никогда. Тогда же была предпринята попытка создания её копии. Для этого с сохранившихся у автора слайдов было отсканировано изображение, все три части триптиха были объединены в одну единую картину и далее напечатан цифровой холст.
— 9 мая 2015 года на открытии «Обелиска 240» мной была представлена публике принт – копия этой «Вишни»;
— Помню, я сильно болел (грипп или простуда?) и все за мной «судорожно» ухаживали;
— В 2016 году, когда я собрался в Майами к друзьям и стал выяснять, где может проживать Коллекционер, который приобрел «Вишню», к моему удивлению, мне дали адрес в городе Бока-Ратон, в котором я изначально и планировал остановиться…Неслучайная случайность, которая есть непознанная Закономерность, что само по себе Не Просто Так. Мне так же дали телефоны, по которым я позвонил, прибыв в США, но они оказались нерабочими. Тогда я поехал по адресу, но уперся в шлагбаум перед огороженной территорией;
— Пришлось звонить из Майами в Москву и через своего хорошего знакомого, Алексея Штурмина (того самого Каратиста № 1 в СССР), вернее через его бывшую супругу, проживающую в Нью-Йорке, я узнал новые телефоны Коллекционера. «Круг замкнулся»;
— Мы встретились. Картина висела у хозяина в спальной комнате. «Расстанется ли он с ней? Торговаться или нет? Как не выдать моей личной заинтересованности?» — эти вопросы стучались в моей голове. Я так убежденно рассказывал о своей любви к творчеству Константина Худякова (что, впрочем, абсолютная правда), чтобы не выдать особый интерес именно к этой картине, но Коллекционер всё же «просек» и любезно предложил мне выкупить всю его коллекцию Худякова, а уже в конце «Его самую любимую Вишню». Это было невозможно. Другая история, другой бюджет;
— Через неделю переговоров мы пришли к Соглашению, что сперва «Вишня», а потом, по мере поступления средств, – вся остальная коллекция. Без «вишен» же – н-и-ч-е-г-о!
— Были проблемы: денег не хватало, пришлось просить друзей чтобы прислали недостающее. Банковские переводы из Москвы пришли под конец моего путешествия в Америку: оставалось около полутора дней на поиск материалов и сборку ящика для упаковки картины (а это триптих, на секундочку). Холсты в жарком Флоридском климате «высохли» и никак не хотели сворачиваться для упаковки, пришлось их размачивать пульверизатором «с изнанки» теплой водой, чтобы грунт на холсте размягчился и холст без трещин можно было бы свернуть на тубу в 1 метр 60 сантиметров длинной и упаковать в ящик.
Потом таможня обнаружила перевес и никак не могла понять, что это за странный негабаритный ящик такой;
Пришлось наплести, что это хрупкая как стекло вещь и не дай Бог им ее повредить, на что американцы организовали «спецпогрузку» и понесли всё на своих руках в самолет. Далее уже наша, российская таможня. Пришлось сильно поволноваться, т.к. доверенности на перевозку от художника у меня не было (сюрприиииз!);
Пассажиры авиарейса разобрали свои вещи, а наш ящик взял и пропал; Поиски;
Оказалось, что как негабаритную и особо ценную вещь, его приняли отдельно;
Уже русские вручную перенесли ящик на тележку и провели меня с ним через «Зеленый коридор». В общем, операция «Возвращение» прошла «как по маслу»; только к последнему моменту и нервы, и деньги, и все слова кончились вообще.
А. Сплошнов
Май 2016 год.
— Я увидел картину «Вишня 45 года» в 1985 году на очередной выставке 20 молодых художников в подвале дома, на Малой Грузинской улице, где жил и умер великий Владимир Высоцкий.
Увидел и полюбил её навсегда.
Есть чёрно-белые фотографии с этой выставки, весьма посредственные по технике:
Потом, совершенно случайно, я узнал, что в выставочном зале в Давыдково весной 1987 года будет проходить персональная выставка Константина Худякова. И мы с женой пошли на эту выставку, благо Давыдково было недалеко от места, где мы жили.
Полный восторг от увиденных работ.
И на выставку приехал сам мастер, Константин Худяков:
Пока всё, но буду добавлять ещё материалы.