
Вышел В Тираж

Странная все-таки штука — жизнь человеческая.
Когда желаешь человеку дожить до 100 лет, меньше всего думаешь о
том, чтобы он дожил до, мягко говоря, «возрастных изменений
личности». Но бывает всякое.
Прорвало обшuвочky
немножkо... (С)
Вот, например, кинорежиссер Юрий Любимов.
Знаменитый долгожитель (уже 93 года), лауреат Сталинских
премий, основатель собственного Театра на Таганке, почетный
если не диссидент, то эмигрант уж точно, в общем, перечисление же
всех его заслуг может занять очень продолжительное время. Но это,
так сказать, одна сторона медали. Вторая сторона медали выглядит
гораздо менее приглядно. По признаниям людей, которым довелось с
ним иметь дело, это всероссийское хамло. Неуравновешенный, орет
на всех и вся, не разбирая пола, возраста и заслуг. В общем,
характер тот еще. Масла в огонь подливает его жена, венгерка
Каталин Кунц, которая фактически взяла на себя все
руководство театром.
Совеm gа
любовь...
На прошлой неделе случилось то, что неизбежно
должно было случиться при таком стиле управления театром. В театре
практиковались, помимо прочего, задержки с выплатой гонораров и
постоянное оскорбление актеров. Исполнители, занятые в постановке
«Добрый человек из Сезуана», будучи на гастролях в
Чехии, потребовали
выплаты причитающихся им денег. Любимов, который считал, что
деньги якобы будут отвлекать актеров от репетиции, платить не
хотел. Возник скандал, репетиция и последующие спектакли
оказались под угрозой срыва. Но самым неприятным для Любимова и
Кунц было то, что инцидент происходил на глазах у чешских коллег.
Дома бы они показали всем кузькину мать, благо все актеры этого
театра, судя по всему, видели ее уже не по одному разу. Но тут на
кону была репутация, так что Любимов нехотя дал отмашку жене и
та, назвав актеров быдлом и покрыв их беглым матерком, швырнула
им конверт с деньгами.
Временu на размышленuя
mеnерь бygеm больше...
После инцидента режиссер разобиделся. Он-то в
простоте душевной считал, что актеры работают на него исключительно
из любви к искусству, а выяснилось, что из-за денег. Поэтому он
решил больше не работать с такими людьми, которые без денег не
готовы терпеть совковое хамство и обращение с собой, как с быдлом.
Он заявил,
что с 15 июля уйдет в отпуск, из которого уже не вернется.
Однако, как это часто бывает в таких случаях, его заявления об
отставке официальные инстанции еще не получали. Так
что вполне может быть, что это очередная попытка блефа со стороны
маститого режиссера. И хотя еще не ясно, чем закончится вся эта
история, уже интересна мотивация Любимова. Что же это —
возраст так действует, или это вполне осознанная жизненная позиция
барина, чем-то очень напоминающая михалковскую?
UPD. Как оказалось, 28 июня Департамент
культуры Москвы все-таки получил
любимовское заявление об отставке.
UPD2. А вот мнение авторитетного ценителя искусства:
Играли они в Чехии «Добрый человек из
Сезуана» — спектакль 60-х годов... Сам же ЮП после возвращения из
эмиграции в 89-м ставил, конечно, какие-то спектакли из разряда
«Классика в полчасика» Обе части «Фауста» продолжительностью 1 ч 50
м, или «Хроники» (4 исторических пьесы Шекспира в один вечер). Но
он очень быстро разогнал большинство звезд из своего театра, набрал
молодежь и работал с нею. Тогда ушли Демидова, Смехов, Филатов,
Бортник, Фарада. Боготворившую его З. Славину он просто
выгнал. Оставил одного Золотухина и сейчас позволяет себе называть
его публично «ничтожеством». Что до денег и жены: понятно, что
венгерочка понимает, что ему остались считанные годы, и стремится
выжать из него все, что можно, в смысле бабок.
Насчет барства — а он и есть барин! Лауреат Сталинских премий,
снимался у лучших режиссеров, играл главные роли в театре им.
Вахтангова. Когда он сделал со студентами хороший спектакль — тот
самый «Добрый человек из Сезуана», то ему позволили взять весь этот
курс и с ними возглавить захудалый театр драмы и комедии на Таганке
(он его не создал, он сделал его тем, чем тот был). Решение об этом
пробивала в инстанциях его тогдашняя жена — Людмила
Целиковская.
Легенда театра на Таганке создавалась фигой в кармане во всех
спектаклях, тогдашней новизной — немхатовостью (минимум декораций,
возврат к Мейерхольду) и «театром, где играл Высоцкий». Уже
запрещенный «Борис Годунов» 82-го года лично мне не понравился в
89-м. Хотя его играли все те, на кого он поставлен.
И его эмиграция в 1984 не столько из-за того, что его выживали,
сколько из-за творческого кризиса. Он понял, что держаться на
прежнем уровне не может, и сбежал, предав и бросив театр. А они
играли его спектакли (без его фамилии в программках) и ждали его...
и боролись за его возвращение, и травили А.В.Эфроса, брошенного им
на съедение — он же умер накануне того дня, когда, по сплетням,
Любимов должен был вернуться. И вот возвращается Любимов и... нет,
он ставит, названия громкие, но... народ-то не идет... А сейчас
выросло поколение которое ни Любимова, ни Высоцкого не знает...
Любимов не понимает, актеры без него обойдутся, а вот как он будет
ставить спектакли без актеров? А уж антрепризную труппу он не
наберет точно — там любят другой репертуар и умеют считать
деньги.
Вот кстати еще один режиссер-долгожитель — Борис Александрович
Покровский — тоже характер был не подарок, мог так обложить матом
на репетициях! Но при этом очень любил своих артистов, когда
настали тяжелые времена перестал экспериментировать и начал ставить
то, что позовут на зарубежные гастроли — классику (Моцарта,
Чимарозу). И жена его не лезла в финансы, а, наоборот, давала уроки
вокала и делала отменные переводы на русский язык текстов опер. В
результате театр считал себя осиротевшим, когда его не
стало.