Выносим из комментов

топ 100 блогов adunai27.12.2012 Есть наблюдение, что у меня серьезные проблемы с нравственной интуицией - на протяжении последних нескольких лет это не единожды было доказано практикой. Притом наличествует намерение все-таки поступать правильно (т.е. согласно с волей Бога обо мне - я правильность определяю именно так). Не имея возможности доверять собственному нравственному чувству, я могу поверять его только одним способом - через рациональное рассуждение, то есть через пополнение багажа знаний по проблеме, анализа этого багажа и сравнения его с известной мне информацией о том, что есть правильно, а что неправильно (это тоже элементы знания, а не нравственного ощущения). Единственный эффективный в моем случае способ для этого - формализовать свое нравственное ощущение и изложить его словесно, представив затем на растерзание людей, чье нравственное чувство, согласно тому же опыту, более развито, чем мое. Так сложились обстоятельства, что в качестве поверочной аудитории в последнее время выступает один вполне определенный человек и его ближнее окружение (кажется, больше выступать не собирается - я их таки, наконец, достал). На практике это выглядит как изложение своего мнения, часто сомнительного с точки зрения нравственной интуиции, и попытка добиться рациональных аргументов, доказывающих несоответствие моего мнения помянутой "правильности". Получая таковые аргументы, я стараюсь их уточнить, оспаривая аргументы собеседника и параллельно увеличивая свой багаж знаний - до тех пор, пока совокупность знаний и аргументов не окажется достаточной для принятия их в качестве доказанного факта. Доказанный факт становится одним из элементов багажа рациональных знаний, заменяющего мне нравственную интуицию. При таком подходе имеет место неприятный побочный эффект: со стороны собеседника я выгляжу как мерзкий и подлый негодяй, всеми силами цепляющийся за безнравственную концепцию - которая собеседником-носителем развитой нравственной интуиции осознается как безнравственная на иррациональном уровне (типа "блин, это же должно быть очевидно каждому нормальному человеку!") Поэтому мой подход к задаче имеет своим результатом (а) пополнение моего багажа знаний, заменяющих нравственную интуицию, и (б) резкое ухудшение моей репутации в глазах носителей таковой интуиции. Я считаю репутацию менее ценным фактором своего существования, чем правильность мыслей и действий, поэтому считаю, что даже при учете побочного эффекта я выхожу из подобных дискуссий с пользой для себя.

В контексте обсуждаемой темы о т.н. "законе Ирода", я действую исходя из одного из уже имеющихся факторов в помянутом багаже - костыле для атрофированной интуиции - из установки, что нельзя принимать дурное мнение о мотивах и намерениях человека, если не доказана несостоятельность всех возможных толкований его действий в сторону доброго мнения. Это правило не избирательно: к Путину его так же необходимо применять, как к Алану или к Нэльдору, так что оно не является следствием лоялизма - напротив, лоялизм в значительной мере обусловлен широким применением данного правила. Отсюда растут ноги у позиции, занятой мной в этой дискуссии: я отыскиваю все возможные оправдания действиям российской власти, пока фантазия не отказывает окончательно. Только по факту полного опровержения всех моих выкладок я, согласно вышеуказанному правилу, могу позволить себе принять как факт тезис моих оппонентов: что принятие данного закона имеет мотивом мелочную обиду, а намерением - месть Штатам за счет страдания несчастных детей. Разумеется, из-за неразвитости моей нравственной интуиции часть тех оправданий, которые я подбираю для действий власти, оказываются сомнительными с точки зрения нравственности сами по себе - я допускаю такую вероятность, но, как сказано выше, нуждаюсь в рациональном разборе этих оправданий, а не попытках воззвать к слаборазвитой совести. Итог, в общем, налицо.

Возможно, и в самом этом подходе есть нечто нравственно сомнительное, но этот тезис также нуждается в рациональном обосновании, а не в констатации сомнительности. Вот так как-то. Надеюсь, я объяснил свой подход не слишком сложно.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Кладовка Левконои - ...
Виктор Брегеда. Родился в 1963 в Таганроге в семье художников."Мое кредо - стараться жить без кредо. А вообще, когда-то мне понравились слова БГ: "Все идут на работу, а я просто стою". Вот так и мне нравится "валять дурака" и ничего не делать, когда есть ...
Давно не секрет, что красота - понятие условное. Сегодня в моде один тип фигуры доска , завтра появляются формы, послезавтра опять усыхают до неприличия. Чулки вечны. Всегда. На всех женских ножках. Ну, почти на всех)) ...
На этот пост вдохновила фотография esperitlliure Уж больно на атмосферная ...Вид с берега на морскую даль,ожидание ,голубки Содержание песни базируется на мифе, по которому белые голуби приносят домой последнее послание любви от моряка, потерявшегося в море. В 492 г. до ...
Из цикла «Былины бабы Тины». Таня и Маша учились вместе, в одном классе. Татьяна уже с детства чувствовала какое-то превосходство над другими детьми, насмехалась над одной девочкой -тихой серой мышкой, троечницей, по имени Настя. А, в те времена, имя Настя выглядело очень не модно, ...