Винницкий областной художественный музей
li_ga2014 — 17.02.2022Сегодня Лувр,Мет , Эрмитаж отдыхают...
Винницкий областной художественный музей,
созданный в 1919-ом году. Музей расположился в двухэтажном здании,
насчитывает 7319 экспонатов, датированных XVII-XX столетиями.
У истоков его основания были художники - В. Ф. Коренев и Г.В. Брилинг. Музейная коллекция в 1920-ом году пополнилась художественными ценностями дворца М. Г. Щербатовой – представительницы семейства Потоцких.
Среди них были полотна XVII-XIX веков, созданные замечательными западноевропейскими и восточноевропейскими мастерами. Также музею было передано собрание Грохольских. В 1921-1923-ьих годах директором музея являлся художник С. Слободянюк-Подолян, который пополнил экспозицию ценными коллекциями живописи, монет и книг.
Картинная галерея музея включает полотна художников: Ромбоутса и Ф. Воувермана. Е. Бертье и Марчелло Баччарелли. Ж. Лампи Старшего и Г. Шустера. Б. Роде и А. Шрейера. Л. Майя и А. Фроммеля. Александра Рослина и М. Квадаля. Г. Кюгельгена и других.
В музее также хранится коллекция графики XVIII-XX веков мастеров: Ж.П. Норблена и А. Орловского. К. Тинти и Д. Вольпато. Н. Орды и К. Трутовского. В. Касияна и Г. Якутовича.
В Художественном музее представлены коллекции: итальянской майолики XVII века;
народного декоративно-прикладного искусства.
Здесь можно увидеть фарфоровые изделия XVII-XX веков, скульптуру и старинную мебель.
Золотой фонд музея
Легкость движения фигур, грациозность жестов, декоративность делают каминные часы со скульптурной композицией «Влюбленные» одним из лучших произведений художественной бронзы коллекции музея.
Работа выполнена в стилистике раннего историзма, для которого характерно переосмысление художественного наследия прошлых эпох. Тонко и виртуозно смоделирована, чрезвычайно пластична и изысканна, композиция переносит зрителя в эпоху изящного и грациозного рококо. Образы влюбленных олицетворяют поэзию чувства, зародившееся в юных сердцах.
Музейный экспонат создан в конце 30 – начале 40-х гг. XIX в. в мастерской Самуила Веля.
Работы мастера отличаются высоким художественным уровнем, удивительным качеством литья, чеканки и золочения.
Кроме стилистического, тематического и жанрового соответствий, аналогии также прослеживаются в средствах выразительности: композиционном устройстве объектов изображения, характере передачи освещения, применении колористических, пропорциональных, смысловых контрастов, способов моделирования объемов и пространства на плоскости, колористики, предметных лейт. пластических нюансов самого написания.
В ксилографии Exlibris Krystyny Kurowskiej известный польский график и педагог Эдвард Кучинский (Edward Kuczyński, 1905 – 1958) воспроизвел образ cв. Христофора, который в произведениях малой графики встречается очень редко.
Предание рассказывает о римлянине-великане по имени Репрев, который, выполняя обет, переправлял путников через опасный поток. Однажды, взявшись переносить маленького мальчика, Репрев был поражен огромным весом этой ноши. Для своих лет ребенок показался ему слишком тяжелым. На берегу путник открыл Репреву, что он Христос и несет на себе все бремя человеческих грехов. Затем Иисус окрестил великана в реке и дал ему новое имя – Христофор (гр. «Несущий Христа»).
Христофор – покровитель путешественников, моряков, перевозчиков, садоводов; он предохраняет от удара молнии, эпилепсии, внезапной смерти и зубной боли; к его молитвам прибегают при заразных болезнях. Является святым покровителем городов, в частности, Вильнюса.
Святому посвящали свои работы Ян Ван Эйк (1432 г., деталь Гентского алтаря), Дирк Боутс (1467-1468 гг.), Ганс Мемлинг (1480 г.), Иероним Босх (1504-1505 гг.) и многие другие выдающиеся художники. Существует и скульптурное воспроизведение образа св. Христофора – деревянная статуя в Кёльнском соборе (1470 г.). Изображениями святого часто украшали мосты, ворота и входы в церкви.
Портрет Генриха III Валуа написан на тонкой пластинке из слоновой кости масляными красками, – масляными красками по шелку.По одной из версий, в музей эта загадочная коллекция миниатюр могла попасть из дворца магнатов Потоцких, с 1792 по 1819 годы принимавших в Тульчине 18 представителей дома Бурбонов.
Ян Симон «Портрет Марии Потоцкой и Софии », 1847
В парном портрете кисти польского живописца Яна Симона ярко воплощена высокая культура салонного портрета I пол. ХІХ ст. Произведение насквозь проникнуто романтическим настроением, так характерным для эстетики аристократических кругов польского дворянства.
Насыщенный красочностью, торжественной праздничностью, локализован сдержанной от игры рефлексов цветовой подачей, ярко подчеркнутой характеристикой моделей, указывающей на господствующий к тому времени уровень требований заказного портрета.
В каменной пещере в белых пеленах изображен маленький Иисус на коленях Богородицы. Пресвятая Дева Мария с материнской нежностью смотрит на своего Сына. Справа стоит Иосиф, за ним виднеется пейзаж с дорогой к городу и яркой звездой наверху, извещающей о рождении Спасителя. Икона полна спокойствием и радостью.
В произведении ощутимо влияние западноевропейской живописи: композиция напоминает сакральные работы итальянских художников XV – XVI, воспроизводящих Евангельское повествование о рождении Христа.
Среди скульптурных произведений, представленных в экспозиции нашего музея, внимание посетителей непременно привлекает мраморный бюст Девы Марии.
Музейная скульптура восхищает тихой созерцательностью, нежностью, волшебной женственностью характера. Мастер удивительно гармонично соединил в нем неземную красоту с мягкой человечностью и простотой. Композиция и утонченная стилистика произведения обозначены ясностью, гармоничностью и величественным спокойствием, что придает образу еще большую глубину и целостность.
Нельзя не отметить мастерство, с которым обыграна красота материала. Кажется, что из мрамора извлечены все его пластические и фактурные средства. Поражает богатым нюансированием светотеневая игра, создающая иллюзию живого дыхания Девы Марии.
София Главани-Витт-Потоцкая 1765-1822.
Валентин Эренс "Жозефина Потоцкая с дочерью Пелагеей".
"Портрет Станислава Феликса с сыновьями", написанный в 1791 г.
австрийским живописцем Иоганном Лампи Старшим.
Эжен Бертье «Портрет Франциска Салезия Потоцкого».
Франциск Салезий 1700 – 1772 г. происходил из Серебряной ветви рода Потоцких, он возвел в Кристинополе, а сейчас г. Червоноград Львовской области семейный дворец, архитектором был Пьер Рико де Тирреджели. Дворец создан во французском стиле.
Привычку восхищаться прекрасным граф Потоцкий привез из Версаля. Он приказал вокруг сооружения насадить парк с самыми разными породами деревьев, кустов и цветов. Среди них – искусственные каскады, весь парк был пронизан десятками водных каналов и фонтанов. Вдоль дороги через городок – ансамбль скульптур. Многие из них радовали глаз и у дворца. Нарядными и чистоплотными были дома горожан, они занимались не только земледелием, но и ремесленничеством, торговлей, плотничеством. В городе работали винокурня, кузнечик, седельная мастерская, ткальная полотна и мыловарня. Это был настоящий рай над Западным Бугом. Здесь в распоряжении Франца Салезия была пехота, кавалерия и артиллерия, составлявшая несколько десятков пушек.
Рекомендую посетить..
facebook.
http://artmuz.org.ua/
.
|
</> |