Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения

топ 100 блогов uctopuockon_pyc23.11.2020
Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения Pin by Aki Alanko
Pin by Aki Alanko

Джеймс Бонд – один из моих любимых сказочных героев. В раннем детстве на глаза постоянно попадались какие-то статьи или картинки из фильмов о нём, но посмотреть их было негде – власть не позволяла! Все фильмы считались антисоветскими и были строжайше запрещены на территории СССР. Но нелегальный рынок видеокассет из безвозвратно ушедшей эпохи VHS жил своей, отдельной от политбюро, жизнью, и наконец мне в руки попала кассета с надписью сбоку «Никогда не говори «никогда». Вот с этого всё и началось.

Бондиана – самая успешная в истории кино франшиза. В смысле долголетия. Более успешная, чем «Звёздные войны», «Индиана Джонс» и даже «Стар Трек»! В финансовом плане, разумеется, агент 007 не так прибылен, как Дарт Вейдер или капитан Спок, однако долговечнее уж точно. Бондиана – отдельное явление в истории кинематографа. По ней можно изучать историю развития и шпионского кино как отдельного жанра, и технологического прогресса вкупе с трансформациями моды в мире одежды и причёсок, и отношений между Западом и СССР/Россией.

Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения

После 1985 года, когда вымирающее политбюро ослабило хватку, кассеты с фильмами об агенте 007 стало достать гораздо проще, чем раньше, поэтому очень быстро почти все фильмы собрались у меня дома. К вопросу перевода фильмов я подходил очень выборочно – отбирались исключительно работы мэтров жанра – Василия Горчакова, Михаила Иванова, Леонида Володарского и Андрея Гаврилова. Все остальные переводчики отбраковывались. Исключения пришлось сделать лишь дважды. Первое – всё для того же «Никогда не говори «никогда». Как раз тогда я и узнал, что в «официальную» бондиану фильм не входит, поскольку снят был в результате продюсерских раздоров, когда права на уже экранизированную в 1965 году «Шаровую молнию» оказались у продюсеров Драйхёрста и МакЛори, и они выпустили новый фильм по тому же сценарию уже в 1983 году, пригласив на главную роль вновь Шона Коннери, который в роли Бонда не снимался уже двенадцать лет. Этот фильм попался мне в переводе великого Алексея Михалёва, поэтому возражать было просто бессмысленно. Второе – для самой первой картины, «Доктор NO», вышедшей в 1962 году. Найти её почему-то на кассетах оказалось делом крайне сложным, и когда, наконец, это событие всё-таки случилось, оказалось, что мне в руки попал очень редкий перевод Юрия Живова, тоже очень классного и профессионального переводчика. Так что я смирился с этим. Кстати, если кто-то интересуется темой перевода кино тех лет, есть прекрасный ресурс обо всех переводчиках эпохи VHS с образцами голосов и даже фотографиями - http://oltretomba.net/interpreters.html.

Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения

К переводу Живова впоследствии мне пришлось прибегнуть ещё раз – речь о фильме «Казино Руаяль» 1967 года. Разумеется, в «официальную» бондиану он тоже не входит, поскольку снят как пародия на бондовские фильмы, причём пятью режиссёрами, включая великого Джона Хьюстона. Продюсеры никак не могли найти подходящего постановщика, постоянно увольняя предыдущего и нанимая нового, в результате чего фильм склеили из отснятого совершенно разными людьми материала. В итоге получился полнейший сумбур и буффонада, хотя это, скорее, фильму даже на руку. Там даже Джеймсов Бондов два! Оригинального играет знаменитый английский актёр Дэвид Найвен, а клерка, который лишь изображает Бонда – не менее знаменитый и великолепный Питер Селлерс. На роль девушки Бонда, недолго думая, пригласили Урсулу Андрес, исполнительницу этой же роли из первого фильма - «Доктор NO». В остальном это полнейший кинокапустник, поскольку в картину заманили всех звёзд тогдашнего кинематографа – здесь вам и Орсон Уэллс, и Вуди Аллен, и Шарль Буайе, и Дебора Керр, и Уильям Холден, и Питер О'Тул, и Жан-Поль Бельмондо, и Жаклин Биссет, и даже сам Джон Хьюстон и его дочь Анжелика.

Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения

Самое интересное в истории бондианы – изучать развитие отношений между нашей страной и странами Запада, в первую очередь США. Да, несмотря на то, что агент 007 работает на британскую разведку, кино-то про него снимали в Голливуде на студии United Artists/MGM. Имеющие изначально под собой литературную основу, фильмы эти к 80-м годам ушли далеко от первоисточника. К слову, произведения Яна Флеминга шедеврами никак не назвать. Я прочёл лишь два первых – «Казино Руаяль» и «Доктор NO», и этого мне хватило. Достаточно посредственная литература, тем не менее, нашла прекрасное воплощение в кино и прочно заняла там свою нишу. Именно тот случай, когда киноверсия спасает литературный оригинал. И, если в первом фильме, «Доктор NO», главным злодеем является маньяк-полукровка с Ямайки, основатель знаменитого СПЕКТРа, то уже в следующей картине Бонду предстоит столкнуться с СССР.

Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения

«Из России с любовью» вышел на экраны в 1963 году, когда ещё «работала» хрущёвская «оттепель», поэтому СССР здесь пока не враг для Запада. Главный враг – организация СПЕКТР, имеющая своих людей всюду, включая советскую разведку. Поэтому Бонд пока ещё сотрудничает с коммунистами, а его девушка – сотрудница советского консульства в Стамбуле Татьяна Романова. Кроме прочего, фильм прославился одной из лучших в истории мирового кино сцен драки в замкнутом пространстве с минимальной площадью – в купе поезда.

Дальше командор Бонд противостоит целой плеяде международных маньяков-террористов – Аурик Голдфингер («Голдфингер», 1964), Эмилио Ларго («Шаровая молния», 1965), Кананга («Живи и дай умереть», 1973), Франсиско Скараманга («Человек с золотым пистолетом», 1974), Карл Штромберг («Шпион, который меня любил», 1977), Хьюго Дракс («Мунрейкер», 1979), японские якудза («Живёшь только дважды», 1967), а также Джон Ставро Блофелд, глава СПЕКТРа, который присутствует почти в каждом фильме, становясь главным антагонистом Бонда в «На тайной службе Её Величества» (1969) и «Бриллиантах навсегда» (1971).

С наступлением 80-х и приходом в США к власти Рейгана риторика меняется – начинается активная фаза холодной войны. Первый переходный фильм этого периода – «Только для ваших глаз» 1981 года. Блофелда как устаревший атавизм убивают, и появляется генерал КГБ с оригинальной фамилией Гоголь (в 1987 будет ещё один генерал с не менее экзотичной фамилией Пушкин), пытающийся с Бондом сотрудничать. А дальше – эпоха полнейшей антисоветской клюквы с генералом-психопатом Орловым («Осьминожка», 1983) и двинутым бывшим агентом КГБ Зориным («Вид на убийство», 1985). Перестройка несёт свои веяния – в «Искрах из глаз» (1987) Бонд уже организовывает бегство на Запад советского генерала Пушкина, а в «Лицензии на убийство» (1989) и вовсе забывает о существовании СССР, дни которого сочтены – сражается с мексиканской наркомафией.

Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения

Активно отмусолить уже постсоветскую тему Бонд берётся ещё лишь раз – в «Золотом глазе» (1995). Фильм частично даже снимался в России и своеобразно прощался с главным противником западного мира – Советским Союзом, хороня в лице его героев годы противостояния, безумие красных генералов и безжалостное отношение НКВД/КГБ к своим гражданам. С 1997 года враги Бонда – корейские коммунисты, международные синдикаты – кто угодно, но уже не Россия.

Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения

На примере развития бондовских сюжетов можно проследить целую человеческую жизнь. Ведь новости, которые слышны из телевизора или напечатаны в газетах, отражали свои эпохи. А Джеймс Бонд, живя на экране уже без малого шестьдесят лет, через все эти эпохи прошёл, становясь свидетелем и участником менявших мир событий. Пересматривая фильмы о непобедимом агенте 007, мысленно можно вернуться и прожить жизнь ещё раз.

Когда в 2017 году умер Роджер Мур, третий и, на мой взгляд, лучший исполнитель роли Бонда (единственный англичанин как никак; Коннери и Крейг шотландцы, Броснан ирландец, Долтон валлиец, а Лэйзенби и вовсе австралиец), я лишь с сожалением вздохнул. Когда недавно не стало измученного Альцгеймером Шона Коннери – задумался. Бонды начали массово вымирать – это значит, что моё поколение тоже стареет. На очереди Джордж Лэйзенби – ему за восемьдесят. А мы будем вновь пересматривать все серии бондианы, провожая её главных героев в мир иной и ожидая новых серий и новых героев. Ведь жизнь всегда продолжается))

Вымирание Джеймсов Бондов как признак старения поколения

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Расскажите пожалуйста про интернетовские аукционы.Там реально что-то купить по дешёвке или это ...
К началу осени власти КНР приняли меры по ограничению времени, которое несовершеннолетние граждане могут проводить за компьютерными играми. Три часа в неделю — такой был установлен лимит. Как выясняется, данные ограничения оказали негативное влияние на серверный бизнес компании Intel. ...
2 сентября моей Василисе исполнилось три года. А я, мать-ехидна, пишу о ней, мышке моей прекрасной и взрослой, только сейчас (когда уже три дня до моего собственного дня рождения осталось)... Итак, три года. Что у мышки есть? - Мотивация. Мышка очень любит учиться. Когда Игорь ...
11:00 Аэропорт Сэндай в префектуре Мияги был фактически смыт цунами 11:30 Приостановлена работа нескольких японских АЭС 11:40 На Курилах эвакуированы 11 тысяч жителей, информирует МЧС 12:00 Остановлена работа метро 12:04 На одной из АЭС в Японии объявлена ...
Республика Татарстан, городок Менделеевск. придорожное кафе.этот загадочный чай всего лишь чай ...