Виктор Попков

топ 100 блогов bogachkova1957 — 07.12.2024

В Третьяковской галерее крупнейшая монографическая выставка Виктора Попкова (1932–1974) – одного из ведущих мастеров, определивших облик отечественного искусства второй половины ХХ века. В состав выставки вошло более 200 живописных и графических работ мастера.

Виктор Попков. Автопортрет. 1963. Картон, масло. Томский областной художественный музей. - Игорь (Обросов), Павел (Никонов) и я. 1974. Эскиз неосуществлённой картины. Картон, темпера. ГТГ.
Виктор Попков. Автопортрет. 1963. Картон, масло. Томский областной художественный музей. - Игорь (Обросов), Павел (Никонов) и я. 1974. Эскиз неосуществлённой картины. Картон, темпера. ГТГ.

Жизнь Виктора Попкова трагически и так нелепо (в конце напишу как) оборвалась, когда ему было всего лишь 42 года. Но за 15 лет своей творческой деятельности он сделал колоссально много. Произведения Попкова отличаются выразительной цветовой палитрой и мастерским владением формой, он умело сочетает традиционные техники с современными подходами, создавая полотна, которые взаимодействуют со зрителем на глубоком эмоциональном уровне. Каждая работа – это не просто изображение, а целая история, погружающая в уникальную атмосферу, полную символики и метафор. В картинах Попкова – острота видения окружающего мира, концентрация личностного переживания, особый уровень осмысления и художественного воплощения времени. Гелий Коржев называл Попкова художником «русской души и большой русской совести».

Виктор Попков. Рождение картины. 1974. Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Виктор Попков. Рождение картины. 1974. Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Пространство выставки поделено на несколько крупных разделов. В каждом из них есть центральное произведение, дающее тематически-экзистенциальный толчок для других работ художника на эту же тему. 

Строители Братска. Первый раздел открывают «Строители Братска» - картина, прославившая Виктора Попкова как мастера «сурового стиля». Естественно, что весь этот раздел посвящён возведению Братской ГЭС и другим крупным стройкам, где Попков отражает энтузиазм первых строителей, их радости и тревоги. Они изображены и во время работы («Весна в депо»), и в минуты отдыха («Бригада отдыхает»).

Виктор Попков. Строители Братска. 1960-1961. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Строители Братска. 1960-1961. Холст, масло. ГТГ.

Картина «Строители Братска» стала не только своеобразным манифестом «сурового стиля», но и одним из самых ярких творческих изображений сибирских строек — наравне с поэмой Евтушенко «Братская ГЭС». Пятеро строителей Братской ГЭС пристально смотрят на зрителя. Позади - тёмное небо, только едва угадывается силуэт стройки на закате. Но, если не вглядываться, кажется, будто это сцена: монументальные фигуры рабочих словно высвечены прожектором и оттого выглядят почти неземными.

А вот следующие работы Попкова ни по палитре, ни по тематике к «суровому стилю» отнести никак нельзя. Взять хотя бы картину «Весна в депо», где огромные колеса поезда, что протирает рабочий, походят на сочные арбузы, а перед трудовой сценкой возникает веточка молодого дуба.

Виктор Попков. Весна в депо. 1958. Холст, масло. Коллекция Арт Русь.
Виктор Попков. Весна в депо. 1958. Холст, масло. Коллекция Арт Русь.
Виктор Попков. На работу. 1961. Холст, темпера. Ульяновский областной художественный музей.
Виктор Попков. На работу. 1961. Холст, темпера. Ульяновский областной художественный музей.

К середине 1960-х годов Попков сменил яркую и динамичную живопись новым подходом. В его картинах появилось что‑то от палехских миниатюр: намеренно упрощённые формы, яркие цвета, искажённая перспектива, где ствол дерева, листва и трава почти становятся единым плоским пространством.

Виктор Попков. Полдень. 1964. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Полдень. 1964. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Лесорубы. 1962. Картон, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Виктор Попков. Лесорубы. 1962. Картон, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

В творчестве Попкова переплетаются влияние народной миниатюры, итальянского неореализма и даже полотен Александра Дейнеки, что демонстрирует следующая его работа.

Виктор Попков. На лесах Большого театра. 1959. Холст, масло. Переславль-Залесский музей-заповедник.
Виктор Попков. На лесах Большого театра. 1959. Холст, масло. Переславль-Залесский музей-заповедник.

Двое. Этот раздел посвящён темам для художника личным, интимным. Середина 1960-х годов в творчестве Виктора Попкова отмечена активным обращением к бытовому жанру, а взаимоотношения людей и эпизоды из повседневной жизни становятся для художника одними из центральных тем.

Виктор Попков. Двое. 1966. Холст, темпера. ГТГ.
Виктор Попков. Двое. 1966. Холст, темпера. ГТГ.

Вдохновил Попкова на создание картины «Двое» режиссёр Пьер Паоло Пазолини, который в своём фильме «Аккаттоне» («Нищий») показал жизнь обитателей римских трущоб. На картине - мужчина и женщина, в которых можно угадать актёров Франко Читти и Франку Пазут. Они лежат на траве, но ощущения близости в них нет. Наоборот — они напряжены, их свободные вроде бы позы при ближайшем рассмотрении кажутся неестественными. Взгляд мужчины направлен в землю, женщины - в небо, которого из‑за выбранной Попковым перспективы невозможно увидеть. На этой картине фирменный суровый стиль Попкова сталкивается с итальянским неореализмом, а романтические образы юности и нежности оборачиваются невысказанной драмой.

Виктор Попков. Июль. Семья. 1969. Холст, масло. Коллекция Арт Русь.
Виктор Попков. Июль. Семья. 1969. Холст, масло. Коллекция Арт Русь.

Воспоминания. Вдовы. В цикле «Мезенские вдовы» (1960-е) судьба русской деревни показана Попковым в ракурсе драматических коллизий ХХ века. Через скорбное повествование о старухах, доживающих в одиночестве свой век, художник рассказал о запустении северных селений, мужское население которых сгинуло в огне выпавших на долю России войн, а молодёжь разъехалась по городам. Его вдовий цикл стал важным элементом сохранения памяти.

Виктор Попков. Воспоминания. Вдовы. 1966. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Воспоминания. Вдовы. 1966. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну». 1966-1968. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну». 1966-1968. Холст, масло. ГТГ.

Шинель отца. Логично из предыдущей темы «вытекает» ещё одна краеугольная для Попкова - переживание трагедии Великой Отечественной войны и проблема исторической правды. Здесь программной стала картина «Шинель отца». Виктор Попков обладал уникальной способностью частное превращать в общее. Так он раздвинул рамки личных воспоминаний о погибшем во время Великой Отечественной войны отце и создал полотно о живой связи поколений, материальным воплощением которой стала та самая солдатская шинель, хранившаяся в семье художника.

Виктор Попков. Шинель отца. 1970-1972. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Шинель отца. 1970-1972. Холст, масло. ГТГ.

Шинель и палитра картины «Шинель отца» словно вступают в незримый диалог и воспринимаются разнозначными в борьбе за жизнь человека, его нравственность и духовность. Этот сложный переход в область символов и уподоблений художник продолжил в работах «Тишина» и «Майский праздник», где в одном ассоциативном ряду стоят памятники павшим солдатам, полуразрушенные храмы и дети.

Виктор Попков. Тишина. 1972. Холст, масло. Собрание семьи художника.
Виктор Попков. Тишина. 1972. Холст, масло. Собрание семьи художника.
Виктор Попков. Майский праздник. 1972. Холст, масло, темпера. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Виктор Попков. Майский праздник. 1972. Холст, масло, темпера. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

Работа окончена. Одноименная картина – одна из программных в творческом наследии Виктора Попкова. Этот автопортрет, написанный в мастерской у Киевского вокзала с узнаваемым видом на сталинскую высотку, отличается отсутствием привычного открытого взгляда автора, который смотрит на себя как бы со стороны. Художнику удалось воспроизвести на холсте особое эмоционально-психологическое состояние, когда сон уставшего, обессиленного художника, отдавшего своей работе всю энергию и волю, становится похожим на тяжкое забытьё. А встающая за его спиной ночная Москва в беспокойном и колеблющемся свете огней теряет привычные очертания и превращается в некий призрак, угрожающе надвигающийся и подавляющий своими размерами. Воплощение уязвимости, незащищённости, хрупкости бытия художника придаёт картине экзистенциальное звучание.

Виктор Попков. Работа окончена. 1970. Холст, масло, темпера. ГРМ.
Виктор Попков. Работа окончена. 1970. Холст, масло, темпера. ГРМ.

Метаморфозы ночи, когда сменяющая темнота с мистическим лунным светом преображает окружающую действительность, воплощены Попковым и в других работах. Его «ночные образы» неконкретны и бессобытийны, но очень экспрессивны.

Виктор Попков. В октябре. 1970. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. В октябре. 1970. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Новогодняя ночь. 1973. Холст, масло. Коллекция Арт Русь.
Виктор Попков. Новогодняя ночь. 1973. Холст, масло. Коллекция Арт Русь.

Мой день. Встреча. А эта картина занимает особое место в ряду многочисленных автопортретов, обилие которых стало проявлением присущего ему обострённого чувства сопричастности ко всему происходящему.

Виктор Попков. Мой день. Встреча. 1968. Холст, масло, темпера. ГТГ.
Виктор Попков. Мой день. Встреча. 1968. Холст, масло, темпера. ГТГ.

Но много у Попкова и аналитических автопортретов, где художник словно пытается поймать своих внутренних ангела и демона. Вот он загорает в одних плавках на крыше, наблюдая за проносящимися мимо белыми голубями (птицы частые символы на его полотнах). Вот Попков в жёлтой лыжной шапке, его лицо и туловище прорезает оконный свет, оставляя большую часть силуэта в теневой серой зоне. А вот его отрубленную голову держит полупрозрачный призрак ангела, а бездыханное тело лежит рядом, напоминая трагический ветхозаветный сюжет.

Виктор Попков. Воскресенье (Автопортрет). 1967. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Воскресенье (Автопортрет). 1967. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Мне 40 лет. 1972. Картон, темпера, масло. Собрание семьи художника.
Виктор Попков. Мне 40 лет. 1972. Картон, темпера, масло. Собрание семьи художника.

Времена года. Совершенно другим Виктор Попков открывается в пейзажной серии, собранной в основном из частных коллекций. Это многочисленные и чаще всего небольшого размера этюды и эскизы, сделанные художником в его поездках по России. Они необыкновенно выразительны и в цветовом решении, и в композиционном построении.

Виктор Попков. Зимний пейзаж. 1961. Картон, масло. Собрание М. Дорофеева.
Виктор Попков. Зимний пейзаж. 1961. Картон, масло. Собрание М. Дорофеева.
Виктор Попков. Велегожская осень. 1966. Картон, масло. Собрание В. Некрасова.
Виктор Попков. Велегожская осень. 1966. Картон, масло. Собрание В. Некрасова.
Виктор Попков. Ветлы в Боровске. 1974. Картон, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Ветлы в Боровске. 1974. Картон, масло. ГТГ.

Города и дороги. Попков получал образование как график, но стал выдающимся живописцем. Тем не менее, графика сопровождала его всю жизнь. На выставке представлены графические работы художника, исполненные во время поездок в Италию, Финляндию, Францию. К сожалению, графика Попкова экспонируется довольно редко.

Виктор Попков. Венеция. Женщина в красном. - Две гондолы. Оба: 1961. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника.
Виктор Попков. Венеция. Женщина в красном. - Две гондолы. Оба: 1961. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника.

Неизгладимое впечатление произвела на Виктора Попкова Венеция, уникальный облик которой запечатлён им в серии гуашей, передающих атмосферу города на воде с его многочисленными каналами и мостами.

Виктор Попков. Хельсинки. Евгений Евтушенко. - В музее Атенеум. Оба: 1962. Бумага, гуашь. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Виктор Попков. Хельсинки. Евгений Евтушенко. - В музее Атенеум. Оба: 1962. Бумага, гуашь. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

А графические листы, исполненные в Хельсинки, отличаются лаконизмом и декоративностью. В них заметно стремление к сильным эффектам, что выразилось в остроте и оригинальности композиционного и колористического построений.

Ротонда. В финале пути зритель оказывается перед ротондой с картиной «Хороший человек была бабка Анисья». Похоронный сюжет в красных тонах, наполненный символизмом и метафорами, стал одной из вершин творчества художника.

Виктор Попков. «Хороший человек была бабка Анисья». 1971-1973. Холст, масло, темпера. ГТГ.
Виктор Попков. «Хороший человек была бабка Анисья». 1971-1973. Холст, масло, темпера. ГТГ.

Эта работа своей графичностью напоминает народные промыслы. Печальный сюжет в ней озарён надеждой на новую жизнь: на фоне скорбящих людей выделяются несколько детских фигур, встревоженных, но не поглощённых горем. И сам осенний пейзаж, напоминающий об увядании, словно окутывает зрителя яркими тёплыми оттенками. Неспроста излюбленным выражением Попкова были слова, которые точно описывают его художественный метод: «трагичность радостная».

Осенние дожди (А.С. Пушкин). Эта картина стала последней работой Виктора Попкова. Именно она стояла на мольберте в мастерской художника после его трагического ухода из жизни. Работа над пушкинской темой началась ещё в конце 1960-х годов в Велегоже, где художник делал первые зарисовки фигуры поэта и наброски композиции. Осенью 1973 года он дважды приезжал в Михайловское и Тригорское и создал там несколько пейзажных этюдов.

Виктор Попков. Осенние дожди (А.С. Пушкин). 1974. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Попков. Осенние дожди (А.С. Пушкин). 1974. Холст, масло. ГТГ.

Бескрайние просторы России стали фоном для образа поэта, в одиночестве стоящего на веранде своего дома в Михайловском. Создав выразительное живописное полотно, в котором воедино слиты образы великого русского поэта и России, Попков придал своей работе многозначность и метафоричность.

Виктор Попков. А.С. Пушкин и А.П. Керн. 1973. Холст, масло. Собрание семьи художника.
Виктор Попков. А.С. Пушкин и А.П. Керн. 1973. Холст, масло. Собрание семьи художника.

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) - советский художник, график. Лауреат Государственной премии СССР. Учился в Художественно-гра­фическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В.И. Сурикова (1952—1958) у Е.А. Киб­рика.

Виктор Попков погиб вечером 12 нояб­ря 1974 года: был застрелен в упор, когда подошёл к инкасс­аторской машине и попросил водителя подвезти его (в то время инкассаторы не имели собственного транспорта и передвигались на такси). Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции, поскольку действия Попкова показались ему угрожаю­щими, к тому же за несколько дней до этого в Севастополе произошло нападение на инкассаторов с убийством двух человек. Вот такая может быть нелепая смерть.

Кураторы выставки: Наталья Александрова, Анна Маполис, Татьяна Карпова.

Использованная информация: Материалы выставки; https://sammlung.ru/?p=81875; Мария Москвичева. «Не такой уж суровый» - https://www.theartnewspaper.ru/posts/20241205-aofe/; https://www.ng.ru/culture/2024-12-04/100_2412041010.html.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
(в предыдущем посте я писал про мемуары генерала Хомуло. Разбил на две части, т. к. длинновато получилось.) Хомуло пишет, в,частности, про члена Военного совета Мехлиса, который задавал глупые вопросы. Например, был ли с утра туман над рекой. Хомуло этого не знал, ибо из части выехал ...
... тот преувеличенный ужас перед будущим, которого я насмотрелась от комментаторов за последние дни. Совсем молодые ребята, а рассуждают как столетние деды - лишь бы ничего не менялось, раньше было лучше, изменения будут ужасны, "и никто не спасется, только малое число". Да и вообще, в ...
Меня так умиляют эти очередные рассказы в западной прессе. Два года назад они говорили «Мы задавим Россию санкциями, она останется без денег, развалится и сдастся». Теперь они рассказывают «В России слишком много денег (что правда), она развалится и сдастся» (про Китай их пропаганда ...
С тех пор как на Украину обрушился всепобеждающий Майдан, самые фантастические идеи сознательных граждан стали постепенно воплощаться в жизнь. Те, которые раньше считались экзотическими и обсуждались исключительно на форумах и в социальных сетях. В общем-то, и не обсуждались даже, а высмеи ...
Астраханская окружная центральная библиотека имени Н.К. Крупской. Детское отделение. 1937-1939 годы. ...