Виктор Попков

В Третьяковской галерее крупнейшая монографическая выставка Виктора Попкова (1932–1974) – одного из ведущих мастеров, определивших облик отечественного искусства второй половины ХХ века. В состав выставки вошло более 200 живописных и графических работ мастера.

Жизнь Виктора Попкова трагически и так нелепо (в конце напишу как) оборвалась, когда ему было всего лишь 42 года. Но за 15 лет своей творческой деятельности он сделал колоссально много. Произведения Попкова отличаются выразительной цветовой палитрой и мастерским владением формой, он умело сочетает традиционные техники с современными подходами, создавая полотна, которые взаимодействуют со зрителем на глубоком эмоциональном уровне. Каждая работа – это не просто изображение, а целая история, погружающая в уникальную атмосферу, полную символики и метафор. В картинах Попкова – острота видения окружающего мира, концентрация личностного переживания, особый уровень осмысления и художественного воплощения времени. Гелий Коржев называл Попкова художником «русской души и большой русской совести».

Пространство выставки поделено на несколько крупных разделов. В каждом из них есть центральное произведение, дающее тематически-экзистенциальный толчок для других работ художника на эту же тему.
Строители Братска. Первый раздел открывают «Строители Братска» - картина, прославившая Виктора Попкова как мастера «сурового стиля». Естественно, что весь этот раздел посвящён возведению Братской ГЭС и другим крупным стройкам, где Попков отражает энтузиазм первых строителей, их радости и тревоги. Они изображены и во время работы («Весна в депо»), и в минуты отдыха («Бригада отдыхает»).

Картина «Строители Братска» стала не только своеобразным манифестом «сурового стиля», но и одним из самых ярких творческих изображений сибирских строек — наравне с поэмой Евтушенко «Братская ГЭС». Пятеро строителей Братской ГЭС пристально смотрят на зрителя. Позади - тёмное небо, только едва угадывается силуэт стройки на закате. Но, если не вглядываться, кажется, будто это сцена: монументальные фигуры рабочих словно высвечены прожектором и оттого выглядят почти неземными.
А вот следующие работы Попкова ни по палитре, ни по тематике к «суровому стилю» отнести никак нельзя. Взять хотя бы картину «Весна в депо», где огромные колеса поезда, что протирает рабочий, походят на сочные арбузы, а перед трудовой сценкой возникает веточка молодого дуба.


К середине 1960-х годов Попков сменил яркую и динамичную живопись новым подходом. В его картинах появилось что‑то от палехских миниатюр: намеренно упрощённые формы, яркие цвета, искажённая перспектива, где ствол дерева, листва и трава почти становятся единым плоским пространством.


В творчестве Попкова переплетаются влияние народной миниатюры, итальянского неореализма и даже полотен Александра Дейнеки, что демонстрирует следующая его работа.

Двое. Этот раздел посвящён темам для художника личным, интимным. Середина 1960-х годов в творчестве Виктора Попкова отмечена активным обращением к бытовому жанру, а взаимоотношения людей и эпизоды из повседневной жизни становятся для художника одними из центральных тем.

Вдохновил Попкова на создание картины «Двое» режиссёр Пьер Паоло Пазолини, который в своём фильме «Аккаттоне» («Нищий») показал жизнь обитателей римских трущоб. На картине - мужчина и женщина, в которых можно угадать актёров Франко Читти и Франку Пазут. Они лежат на траве, но ощущения близости в них нет. Наоборот — они напряжены, их свободные вроде бы позы при ближайшем рассмотрении кажутся неестественными. Взгляд мужчины направлен в землю, женщины - в небо, которого из‑за выбранной Попковым перспективы невозможно увидеть. На этой картине фирменный суровый стиль Попкова сталкивается с итальянским неореализмом, а романтические образы юности и нежности оборачиваются невысказанной драмой.

Воспоминания. Вдовы. В цикле «Мезенские вдовы» (1960-е) судьба русской деревни показана Попковым в ракурсе драматических коллизий ХХ века. Через скорбное повествование о старухах, доживающих в одиночестве свой век, художник рассказал о запустении северных селений, мужское население которых сгинуло в огне выпавших на долю России войн, а молодёжь разъехалась по городам. Его вдовий цикл стал важным элементом сохранения памяти.


Шинель отца. Логично из предыдущей темы «вытекает» ещё одна краеугольная для Попкова - переживание трагедии Великой Отечественной войны и проблема исторической правды. Здесь программной стала картина «Шинель отца». Виктор Попков обладал уникальной способностью частное превращать в общее. Так он раздвинул рамки личных воспоминаний о погибшем во время Великой Отечественной войны отце и создал полотно о живой связи поколений, материальным воплощением которой стала та самая солдатская шинель, хранившаяся в семье художника.

Шинель и палитра картины «Шинель отца» словно вступают в незримый диалог и воспринимаются разнозначными в борьбе за жизнь человека, его нравственность и духовность. Этот сложный переход в область символов и уподоблений художник продолжил в работах «Тишина» и «Майский праздник», где в одном ассоциативном ряду стоят памятники павшим солдатам, полуразрушенные храмы и дети.


Работа окончена. Одноименная картина – одна из программных в творческом наследии Виктора Попкова. Этот автопортрет, написанный в мастерской у Киевского вокзала с узнаваемым видом на сталинскую высотку, отличается отсутствием привычного открытого взгляда автора, который смотрит на себя как бы со стороны. Художнику удалось воспроизвести на холсте особое эмоционально-психологическое состояние, когда сон уставшего, обессиленного художника, отдавшего своей работе всю энергию и волю, становится похожим на тяжкое забытьё. А встающая за его спиной ночная Москва в беспокойном и колеблющемся свете огней теряет привычные очертания и превращается в некий призрак, угрожающе надвигающийся и подавляющий своими размерами. Воплощение уязвимости, незащищённости, хрупкости бытия художника придаёт картине экзистенциальное звучание.

Метаморфозы ночи, когда сменяющая темнота с мистическим лунным светом преображает окружающую действительность, воплощены Попковым и в других работах. Его «ночные образы» неконкретны и бессобытийны, но очень экспрессивны.


Мой день. Встреча. А эта картина занимает особое место в ряду многочисленных автопортретов, обилие которых стало проявлением присущего ему обострённого чувства сопричастности ко всему происходящему.

Но много у Попкова и аналитических автопортретов, где художник словно пытается поймать своих внутренних ангела и демона. Вот он загорает в одних плавках на крыше, наблюдая за проносящимися мимо белыми голубями (птицы частые символы на его полотнах). Вот Попков в жёлтой лыжной шапке, его лицо и туловище прорезает оконный свет, оставляя большую часть силуэта в теневой серой зоне. А вот его отрубленную голову держит полупрозрачный призрак ангела, а бездыханное тело лежит рядом, напоминая трагический ветхозаветный сюжет.


Времена года. Совершенно другим Виктор Попков открывается в пейзажной серии, собранной в основном из частных коллекций. Это многочисленные и чаще всего небольшого размера этюды и эскизы, сделанные художником в его поездках по России. Они необыкновенно выразительны и в цветовом решении, и в композиционном построении.



Города и дороги. Попков получал образование как график, но стал выдающимся живописцем. Тем не менее, графика сопровождала его всю жизнь. На выставке представлены графические работы художника, исполненные во время поездок в Италию, Финляндию, Францию. К сожалению, графика Попкова экспонируется довольно редко.

Неизгладимое впечатление произвела на Виктора Попкова Венеция, уникальный облик которой запечатлён им в серии гуашей, передающих атмосферу города на воде с его многочисленными каналами и мостами.

А графические листы, исполненные в Хельсинки, отличаются лаконизмом и декоративностью. В них заметно стремление к сильным эффектам, что выразилось в остроте и оригинальности композиционного и колористического построений.
Ротонда. В финале пути зритель оказывается перед ротондой с картиной «Хороший человек была бабка Анисья». Похоронный сюжет в красных тонах, наполненный символизмом и метафорами, стал одной из вершин творчества художника.

Эта работа своей графичностью напоминает народные промыслы. Печальный сюжет в ней озарён надеждой на новую жизнь: на фоне скорбящих людей выделяются несколько детских фигур, встревоженных, но не поглощённых горем. И сам осенний пейзаж, напоминающий об увядании, словно окутывает зрителя яркими тёплыми оттенками. Неспроста излюбленным выражением Попкова были слова, которые точно описывают его художественный метод: «трагичность радостная».
Осенние дожди (А.С. Пушкин). Эта картина стала последней работой Виктора Попкова. Именно она стояла на мольберте в мастерской художника после его трагического ухода из жизни. Работа над пушкинской темой началась ещё в конце 1960-х годов в Велегоже, где художник делал первые зарисовки фигуры поэта и наброски композиции. Осенью 1973 года он дважды приезжал в Михайловское и Тригорское и создал там несколько пейзажных этюдов.

Бескрайние просторы России стали фоном для образа поэта, в одиночестве стоящего на веранде своего дома в Михайловском. Создав выразительное живописное полотно, в котором воедино слиты образы великого русского поэта и России, Попков придал своей работе многозначность и метафоричность.

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) - советский художник, график. Лауреат Государственной премии СССР. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В.И. Сурикова (1952—1958) у Е.А. Кибрика.
Виктор Попков погиб вечером 12 ноября 1974 года: был застрелен в упор, когда подошёл к инкассаторской машине и попросил водителя подвезти его (в то время инкассаторы не имели собственного транспорта и передвигались на такси). Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции, поскольку действия Попкова показались ему угрожающими, к тому же за несколько дней до этого в Севастополе произошло нападение на инкассаторов с убийством двух человек. Вот такая может быть нелепая смерть.
Кураторы выставки: Наталья Александрова, Анна Маполис, Татьяна Карпова.
Использованная информация: Материалы выставки; https://sammlung.ru/?p=81875; Мария Москвичева. «Не такой уж суровый» - https://www.theartnewspaper.ru/posts/20241205-aofe/; https://www.ng.ru/culture/2024-12-04/100_2412041010.html.
|
</> |