Вики-игры

топ 100 блогов _lance31.08.2010Игры Дисклаймер. Нижеследующий текст. Он вообще-то про специфику моей и Кусиной игротехнической деятельности за пределами РД. Но вдруг и вам интересно.




Недавно я нашел еще одно определение для игры. вот оно: игра это генератор локальных смыслов. Т.е. смыслов, которые имеют значение только пока ты находишься в роли, в игре.

Дело было так. С подачи Дяди Славы мы с Головацким обсуждали (очередной раз), как бы так запустить новое общественное движение, из инноваторов. И, по ходу пьесы, у нас родилась гипотеза: общественные движения заполняют "вакуум" чего-то, образовавшийся в обществе. Природа этого вакуума определяет характер новорожденного движения, а так же предрешает специфику создаваемых движением культурных артефактов. Т.е., получается, что движение нужно для того, ктобы общество получило на месте вакуума культурный артефакт, его заполняющий.

Гипотезу эту мы не проверяли, хотя звучит она любопытно. Из нее много чего следует. Например, то, что прежде чем говорить о том, каким быть сообществу (и быть ли вообще), надо обнаружить вакуум, который оно заполнит. Тогда можно придумать артефакт, который можно сообща создавать, и предложить деятельность по созданию этого артефакта людям. Если их вштырит перспектива, мы получим транслятор — социальную машину по производству культурных артефактов. Понятно, что транслятор сам по себе тоже артефакт, он-то и заполняет пространство вакуума. Но это отступление от моей центральной мысли.

Так вот, есть продолжение этой гипотезы. Ролевое Движение возникло как ответ на вакуум идеологии в обществе. Когда мы были молодыми, я думал что это специфически российская заморочка, вызванная крушением теократического общества СССР. Теперь мне понятно, что это общемировая заморочка про крушение идеалов и ликвидацию границ. Чем более проницаемы границы, тем ниже перепад смыслов (отличий), между системами. Тупо говоря, возникло так много альтернативных шкал оценки, что отдельно взятая жизнь потеряла центральный смысл. Общество перестало быть системой формирующей смысл отдельной жизни. Постмодернизм победил.

Можно и по-другому назвать этот вакуум. Это вакуум мифа.
Под мифом тут я понимаю целостное универсальное миропонимание, отвечающее на вопросы кто такой человек, где его место в жизни, а так же что такое хорошо и что такое плохо. Когда миф целостный и универсальный, люди могут дать себе ответ на вопрос, ради чего они живут, что делать с любым новым феноменом возникшим в их жизни. Они могут обсуждать это и понимать друг друга, т.е. они могут обмениваться не утилитарным смыслом, без особенных потерь.

Естественно, что это не бесплатное удовольствие. Как правило, за целостное мировоззрение мы платим возможностью критического восприятия действительности. Обычно целостные мифы, за счет используемого в них языка ограничивают миропонимание. Некоторые феномены просто не воспринимаются носителями мифа.
Кроме того, очень часто мифы оказываются противоречивыми, содержащими фигуры умолчания и провоцирующими двоемыслие. Примерно тоже самое получается, когда миф теряет целостность, и мы живем в компоте из ошметков разных мифов. В обиходном смысле слово "миф" именно такой сломанный миф и описывает. Я здесь специально оговорюсь, что такие мифы мы сейчас ввиду не имеем.

А игра, особенно ролевая, это такая штука, в рамках которой смысл есть просто в силу формата. Когда ты принимаешь роль и правила игры, и особенно идею выигрыша, ты соглашаешься с локальным смыслом. Пока ты в роли — есть смысл. Он как бы не совсем твой — это смысл персонажа, которого ты играешь. Но поскольку в момент игры он — это ты, постольку у тебя смысл тоже есть. Другое дело, что такой смысл заканчивается за границами игры. Когда игра заканчивается, мы снова попадаем в инвариантное пространство, в котором правила игры, мифология и ценности относительны, и ответ на вопрос "зачем я существую и чему я сопричастен" подвешен в воздухе.

Как можно заметить, игра добивается наличия смысла ровно в силу наличия у нее внятных границ. Именно описание границ игры, как правило, и является основным инструментом создания смыслов, потому что определяет предмет игры и выигрыш. Так игра создает локальный миф, и в его границах дает игроку смысл.

Понятно, что это недозаполняет вакуум смысла. Созданный транслятор стал ответом, но не ликвидировал вакуум. На этом месте до сих пор "святопусто". Поэтому я думаю, что вакуум у нас старый. Основной дефицит в обществе — дефицит значения, смысла. Если мы предложим одну постоянную игру для общества, мы получим возможность создать новый миф, и заплатим за него обычную цену. Не говоря о технической сложности создания новой религии (а именно религия у нас и получится), есть и еще одна причина не пытаться так решить эту задачу: я не хочу платить за смысл критическим мировосприятием.

Это приводит меня к конструктивному противоречию: у игры должны быть границы чтобы был смысл, но у игры не должно быть границ, чтобы игроки сохраняли критическое мировосприятие.
Я думаю, что для наличия смысла необходимы границы, но границы эти должны задаваться самими игроками и оставаться в их владении. Такая вот заявка на возможное движение.

Ролевое движение, ММО/ММК, тренинги и много чего еще наработали огромную кучу методик. Методик создания смыслов и оперированиями ими. До сих пор все они применялись в рамках отдельной игры. Иногда игра овладевала игроками. Так возникали секты. И вот я подумал: если взять эти инструменты и начать применять их к жизни, то что нам помешает выжать из жизни смысл? На так поставленный вопрос легко найти ответ. Нам нужен инструментарий работы с границами игры. Игра с правилами. Вики-игра.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Переходим, дамы и господа, к голосованию. Все в Ваших руках... Голосование проведем в два этапа, в лучших традициях "рассейского" голосования, т.е. в два этапа. побеждает как всегда Путин , пардон это другие выборы... Эксперты и судьями согласились ...
Термостойкий клей для металла относится к достаточно простым в обращении средствам соединения заготовок и деталей самого различного типа. Он широко используется в сфере ремонта ...
Сообщают, что 21 ноября 2022 года на предприятии корпорации Lockheed Martin в Гринвилле (штат Южная Каролина) был выкачен по завершении изготовления и покраски первый истребитель F-16V (Viper) серии Block 70/72 новой постройки. Это ознаменовало также завершение переноса ...
А вы знали, что про Чапаева есть не только анекдоты, фильмы и книги, но и сказки? Я, честно, не знала, поскольку не особо интересовалась героями Гражданской войны, и знаю про Чапаева только анекдоты и известные кадры фильма с картошкой. А прочитала я об этом, только когда искала ...
Пенальти в «Зените» назначены бить только я и Кержаков. Сейчас была моя очередь. Халку не надо подходить и сбивать людей. Есть люди, которые бьют пенальти. Ему надо своими делами заниматься. Бить по девяткам и приносить победы. Все. – сказал Широков.  ...