VII. Фроловы Нил Спиридонович (1886-1967) и Зоя Андреевна (1890-1969)
nz141 — 10.05.2024В натюрморте бусики гранатовые, воротничок, серебром расшитый, сумочка театральная, чёрная тюлевая сеточка с нашитым бисером (фрагмент платья) принадлежали моей прабабушке, маминой бабушке. А вот она сама, Фролова Зоя Андреевна, урождённая Алексеевская (Бабуля).
Прадедушка Фролов Нил Спиридонович (Дидя), стоит слева.
Возможно, это он в детстве, точно не знаю, переснятый снимок был среди его фотографий.
Его мама Мария Артамоновна Фролова 1860 года рождения. На обороте снимка её рукой написан возраст — 75 лет и место съемки — Кисловодск.
Нил Спиридонович родился в 1886 г. в селе Казгулак Ставропольской губернии. [Считается, что село было основано в 1861 г. переселенцами из Центральной России и Малороссии на землях, принадлежавших татарам. К 1913-1914 г. Казгулак разросся в ширину до 3-4 км и в длину до 5-6 км. Численность населения составляла более 10 000 человек. Числилось 930 лошадей, 7900 голов КРС, 28500 гол. овец, 750 гол. свиней. На селе имелось два мануфактурных магазина, 4 бакалейных, 1 мелочный, 5 питейных заведений, 1 винный склад, 6 овчиннодельных «заводов» , 3 маслобойни, 4 крупорушки, прессы для давки тростника, кузница, бондарни и многое другое. На 2021 г. население Казгулака составляло всего 1578 человек] Село на неплодородных землях!
Социальное происхождение — из крестьян. Отец держал лавку, чем торговал, не помню. Он получил какое-то образование, даже издал то ли книжку какую, то ли брошюру. Была у прадеда по крайней мере одна сестра — Екатерина Спиридоновна, в 1927 г. заведовала первой в Казгулаке библиотекой. Прадед оставил воспоминания, назывались они "Почему я остался вне партии". Писал их он в конце жизни для какого-то архива, партийного, должно быть. У мамы хранился полуслепой четвертый экземпляр, читала в молодости. И я его собственноручно уничтожила. Никак не могу себе этого простить. Но обстоятельства в какой-то мере извиняют. После смерти мужа мама окончательно слегла, мы перевезли её к себе домой, муж мой, работая дома, мог днём за ней ухаживать. Я же вечерами после работы и в выходные ездила разбирать их квартиру, что было очень тяжело и морально, и физически. Сортировала что куда: мамино необходимое к нам домой, документы, какие-то вещи её мужа — сыну, библиотеку в деревню, кучу всего ненужного на выброс - бывшие советские склонны хранить горы хлама. И вот в какой-то момент среди стопок бумаг увидела слепые листки, в которых бросились в глаза буквы КПСС ... КПСС, подумала — это что-то из времён военной службы маминого мужа, и, в раздражении разорвав, бросила мешок для мусора. Ошибку свою распознала не скоро, было поздно.
Учился Нил Спиридонович в Ставропольском духовном училище, а потом в духовной семинарии, откуда был исключен в 1905 г. за участие в уличной демонстрации осенью 1905 г. Поступил в Казанский университет. Продолжал участвовать в революционном движении, разделял взгляды фракции меньшевиков. По делу Казанской организации Российской социал-демократической рабочей партии был арестован. Вот нашла: "Приговор 1906 года, мая 2-го дня... Новочеркасская Судебная палата в особом присутствии, с участием сословных представителей в городе Ставрополе, на закрытом судебном заседании... слушала дело о крестьянине Ниле Фролове... Решением особого присутствия судебной палаты подсудимый крестьянин селения Казгулакского, Благодаренского уезда Нил Спиридонов Фролов двадцати лет, признан виновным в том, что летом 1906 г. в селе Жуковском Медвеженского уезда Ставропольской губернии произносил публично на многолюдных собраниях речи, в коих возбуждал слушателей к бунтовщическим деяниям и к измене существующего в России общественного строя..." В результате прадед два с половиной года просидел в тюрьме. В своих воспоминаниях он рассказывает о семинарских нелегальных кружках, чтении "крамольной" литературы, о неверии и тяге семинаристов к светским правилам жизни, о взаимоотношениях между воспитанниками светских и духовных учебных заведений Ставрополя, о произошедших в 1905 г. городских событиях. Однако несмотря всю эту революционность, дочь свою, родившуюся в 1911 г., он крестил (нашла выписку). Свои годы заключения он сравнивает со сталинской пенитенциарной системой, и получалось, что условия содержания заключённых в царских тюрьмах были несравненно лучше.
Два с половиной года тюрьмы принесли просветление, отношение к политике изменили, однако клеймо меньшевика, о котором в документах он старался не вспоминать, осталось. Слушал в дальнейшем выступления Ленина и Троцкого с академическим интересом, оставаясь сторонним наблюдателем. Свою революционную деятельность старался не афишировать. Поступил в Московский коммерческий институт на экономическое отделение, который окончил с дипломом кандидата экономических наук 1 степени в 1913 г. А хороший пример социального лифта в РИ, два с половиной года в тюрьме по политической статье и никакого поражения в правах.
С 1914-1917 г. работал в Саратове в Поволжской изыскательной партии по мелиорации. С 1917-1921 г. — в Саратовском Губсовнархозе и Губстатбюро. Руководил экономико-географическими исследованиями районов осушения земель в Белоруссии и Поволжье. В 1921–1929 гг. — профессор кафедры политической экономии и статистики Горецкого сельскохозяйственного института. Затем преподавал в Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Московском институте инженеров водного хозяйства, Саратовском сельскохозяйственном институте. В нескольких изданиях вышла его основная работа «Орошение в Новоузенском уезде» 1915 г. Им была составлена также экономическая карта СССР для Малой Советской энциклопедии (2-е издание). В военный период на кафедре экономической географии были закончены исследования, посвященные географии сельского хозяйства СССР. Итогом этих исследований стал выход в свет монографии «География сельского хозяйства СССР». Доктор географических наук (1944), профессор.
Нил Спиридонович участвовал и руководил обследованиями эконом-географического характера в Заволжье, Казахстане, на Северном Кавказе, Белоруссии и других местах и районах. Когда ситуация в стране в плане репрессий обострялась, он уезжал в экспедиции, а жена в телеграммах сообщала о том, что происходило. Многие учёные из его окружения тогда пострадали, для него же опасность представляло меньшевистское прошлое. В своих воспоминаниях он рассказывает о людях, с которыми работал в Темирязевской академии, в частности много о В.Р. Вильямсе, с которым был близко знаком. Другие фамилии вспомнить не могу. Видя происходящее, в КПСС вступать не стал.
Со своей будущей женой прадед познакомился, когда они оба учились в Москве.
Зоя Андреевна родилась в 1890 г. в Тобольске в семье чиновника. Случайно запавшая в память её девичья фамилия подтвердилась адресом на открытке, которую молодой отец послал в 1913 г. своей двухлетней дочке (моей бабушке) в Тобольск, где она с мамой гостила у дедушки с бабушкой: Тобольск, ул. Кузнечная, дом Алексеевских. Из адреса на другой открытке (неизвестного мне отправителя) узнала, что в 1909 г. моя девятнадцатилетняя прабабушка Зоя Андреевна работала учительницей в школе в селе Мариинское Кокчетавского уезда Акмолинской области (ныне Омской). [Выяснила в интернете: Мариинское основано в 1890 году в основном Самарскими переселенцами, в 1903 г. насчитывалось 1218 мужских душ. Министерская школа, выстроена на общественные средства. В ней просторно, светло, чисто, сносно обставлена. В библиотеке 400 томов. Молитвы поют.]
Забавная черта времени: в Гражданскую Зоя Андреевна возвращалась из Тобольска в Саратов, везя кое-какое наследство, ехала несколько суток в поезде, подружилась с милой старушкой попутчицей, на какой-то станции выскочила на несколько минут за кипятком, оставив саквояж под присмотром... остались только брошь да камея, приколотые под платьем.
Было у них трое детей. Моя бабушка Наталия (1911 г.р.), сын Сергей (1918 г.р.) — врач психиатр, с 1941 г. на фронте, военврач 3 ранга, дочь Ольга (1923 г.р.) также воевавшая с 1943 г. на 2-м Белорусском фронте — ефрейтор, в мирной жизни прокурор в Пензе.
Я хорошо помню их квартиру в Саратове, помню двор, в котором одиноко гуляла, Дидин кабинет со стеллажами книг, кухню идеально чистую, дверь в которую после ужина закрывали до утра, помню, как будучи пяти-шестилетней во время какого-то праздника, улучив момент, когда взрослые вышли из комнаты, тайком попробовала, что же за лимонад они пьют из высоких бокалов, шампанское на вкус очень понравилось.
Прожили Бабуля с Дидей в любви и согласии более пятидесяти лет. Когда конец был близок, Бабуля сказала моей маме, что предпочла бы, чтобы Дидя ушёл первым, поскольку ему остаться одному было бы совершенно невыносимо, а она, достойно его похоронив, закончив земные дела, вскорости за ним бы и последовала. После его смерти она прожила менее двух лет.
I. Снитовские https://nz141.livejournal.com/248952.html
II. Елена Николаевна https://nz141.livejournal.com/249245.html
III. Братья и сестры https://nz141.livejournal.com/249542.html
IV. Дедушка Алексей Николаевич ttps://nz141.livejournal.com/249844.html
V. Бабушка Ольга Яковлевна https://nz141.livejournal.com/249942.html
VI. Папа Юрий Алексеевич https://nz141.livejournal.com/250236.html
Та, которая присутствовала, слушала и запоминала (я): https://nz141.livejournal.com/1587…
Наша свадьба: https://nz141.livejournal.com/2401…
Свадьба родителей: https://nz141.livejournal.com/2461…