Выхожу один я на дорогу
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
- Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Хотя Геннадий Андреевич Сергиенко в своей незабвенной статье призывал нас примириться с мыслью, что на небесах мы с Михаилом Юрьевичем будем петь в одном хоре, давайте все-таки взглянем фактам в лицо. Лермонтов вел распутный образ жизни. Во многих своих произведениях он писал от лица героев до предела гордых и блудных (что наводит на мысль, что на них он проецировал свой внутренний мир). Да и жизнь свою он закончил на дуэли. Мне, конечно, хочется выглядеть гуманным и негордым, однако если я скажу, что предполагаю спасение Михаила Юрьевича, то я, фактически, перечеркну все описанные в Библии признаки возрожденного человека. Это будет равносильно признанию, что я совершенно не понимаю, как в Библию попали 1-е Послание Иоанна, Нагорная проповедь, 2-е Послание Петра и многие другие тексты. Поэтому я этого не скажу. Конечно, Бог ему судья, и, конечно, я не берусь определять чью-то вечную судьбу с однозначной уверенностью. Однако по всем библейским признакам Лермонтов не был христианином. Христианином в подлинном, библейском смысле этого слова.
В связи с этим возникает вопрос: стоит ли использовать стихи Лермонтова во время богослужения? И, если уж звучит религиозная поэзия Лермонтова, стоит ли упоминать его имя? Не будет ли это ложным и обманчивым ориентиром?
Далее, давайте взглянем на стих «Выхожу один я на дорогу». Что в нем, собственно, христианского? Упоминание Бога? Но это есть почти в любой религии. Тишь и покой природы? Но этим способен восхищаться и неверующий человек. В этих стихах нет ни Христа, ни Писания, ни ясной библейской вести. Надежда, которую выражает здесь Лермонтов, далека от библейской надежды:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
А вы что думаете по этому поводу?
![Выхожу один я на дорогу](http://www.bigsauron.ru/valid8209_hc3604a6f825fa22b726570abe6220deb.jpg)
|
</> |