Виды с балкона дома специалистов Амурского речного пароходства
dkphoto — 03.09.2011 1 Вчера ездил к упомянутому в прошлом посте старому знакомому. На всякий случай захватил с собой фотоаппарат – и не прогадал. Думал поснимать окрестности Комсомольской площади, а попал на балкон, откуда открываются достаточно нетривиальные виды. Да и сам по себе дом интересный – здесь его можно видеть слева (Тургенева, 68). Впрочем, начну я все-таки с площади.2 Вид с юга на «пряничный домик» Успенской церкви, построенной в 1999–2002 годах.
3 Стоящий напротив торговый дом Плюсниных (Муравьева-Амурского, 1) старше ровно на столетие.
4 Противоположная сторона главной улицы – доходный дом Хлебниковых (Муравьева-Амурского, 8) на углу площади и улицы Тургенева. Хотя это кирпичное здание в стиле модерна принято датировать 1891 годом, к данному периоду относится лишь первый этаж и высокий цоколь ниже по рельефу. Тогда это был винный погреб. Двухэтажный дом с главным фасадом по Муравьева-Амурского появился лишь в 1912 году.
После муниципализации здания Советской властью в 1922 году и до наших дней здесь размещались медицинские учреждения.
5 Здесь можно видеть практически всю линию фасадов между показанным выше зданием и Комсомольской улицей. Следующий кирпичный объем имеет тот же адрес, что и угловой. Это также доходный дом Хлебниковых. Возвели его в 1900–1901 годах путем пристройки к винному погребу. В 1912 году с надстройкой второго этажа углового корпуса оба корпуса были соединены в единое целое, хотя при взгляде с улицы оба фасада вовсе не создают впечатления стилистического единства.
6 Взгляд на тот же квартал с нечетной стороны улицы. Здесь практически целиком попали в кадр три здания, входящие в комплекс ТЮЗа – Театра юного зрителя. Правую часть составляет здание Общественного собрания 1901 года (Муравьева-Амурского, 10), где, кстати, театральная сцена имелась еще с дореволюционных времен. Слева к нему примыкают две разнородные части доходного дома Кровяковых (Муравьева-Амурского, 12), построенные соответственно в 1902 и 1908–1911 годах.
7 Спуск с Муравьева-Амурского по Тургенева к Уссурийскому бульвару. На переднем плане лестница – ровесница жилого дома специалистов Амурского речного пароходства, которую как раз завершают реконструировать. Ее с самого начала собирались такой и соорудить – из полированного мрамора. Потом позвучала информация, мол, мэр потребовал сохранить исторический облик. Похоже, как-то слишком тихо потребовал…
8 Арка упомянутого дома специалистов, показанного также на первом снимке. Он, кстати, являет собой пример долгостроя – его возводили с 1937 по 1951 год. При этом война была не единственным тормозившим строительство фактором.
Ну а в арочном проеме можно видеть многоэтажную свечку, растущую во дворе ТЮЗа – в охранной зоне этого памятника архитектуры федерального значения. После завершения строительства архитектурный ансамбль Комсомольской площади будет в очередной раз изуродован (хотя казалось бы, что дальше уже некуда), а на самой площади и на окрестных улицах добавится автомобильного трафика и проблем с парковкой.
9 Задние фасады показанных выше зданий, вытянувшихся вдоль главной улицы города.
10 Вид со двора на Комсомольскую улицу, ограничивающую этот квартал с востока. Отчасти стилизованный под старину дом (Комсомольская, 71) строился где-то на рубеже 1990-х и 2000-х для «Дальшахтостроя», сейчас его занимает «Росбанк». А вот правее – чуть ниже по рельефу – выглядывает крыша жилого дома Збайковых постройки 1904 года (Комсомольская, 69).
11 Очень атмосферный подъезд жилого дома специалистов Амурского речного пароходства. Изнутри помпезные «сталинки» часто напоминают дореволюционные питерские доходные дома.
12 Относительно современный лифт установлен в весьма аутентичной сетчатой шахте.
13 Вид с балкона третьего этажа этого же дома на Комсомольскую площадь. Слева выглядывает парадно-функционалистское здание Крайсовпрофа (Муравьева-Амурского, 4). Построенное в брежневские времена, стилистически оно оказалось совершенно неуместным на площади. Впрочем, нынешний новострой в этом плане ничуть не лучше.
14 Здание фасады четной стороны Муравьева-Амурского вдоль южной границы площади. Левее Крайсовпрофа на углу площади и улицы Шевченко стоит здание управления Амурского речного пароходства. Сейчас трудно поверить, что оно, построенное в 1933–34 годах, являло собой яркий пример конструктивизма в архитектуре – здание было надстроено в 1954–55 годах, тогда же оно приобрело классический декор.
Ниже по рельефу практически на всю ширину квартала раскинулась территория Хабаровского ликеро-водочного завода. Собственно, винное производство существует на этом месте аж с 1879 года. По описаниям современников, жизнь в гарнизонно-чиновничьем Хабаровке была невыносимо скучна, поэтому спрос на алкоголь неизменно оставался чрезвычайно высоким, а пьянство являлось подлинным бичом горожан.
На этом снимке видна лишь крыша самого старого из сохранившихся корпусов – спиртоочистительного цеха постройки 1890-х (Тургенева, 63А). За квадратным в плане двором стоит механический цех, построенный между 1900 и 1904 годами (Тургенева, 63В).
15 Как раз идет отгрузка крепкой продукции, пользующейся популярностью и в наши дни.
Кстати, завод первоначально принадлежал братьям Хлебниковым, как и показанный в начале альбома винный склад. К слову, по неизвестной мне причине Хлебниковы ухитрились разориться еще в 1914 году. Все их дела по производству алкоголя перешли сначала к П.М. Новопашенному, а затем к Пьянковым. В декабре 1922 году завод был национализирован, однако профиль выпускаемой продукции не сменил – при Советской власти «градус» оказался ничуть не менее востребован.
16 Сквозь квартал виднеется жилой дом С.Я. Богданова постройки 1897 года (Шевченко, 6). Правда, внешне выделяющийся верхний этаж был надстроен только в 1953 году.
17 Объектив направлен на юг вдоль улицы Тургенева. Справа – стена монстра-трезубца, своей массой и объемом раздавившего прибрежные архитектурные ансамбли между обоими бульварами. К слову, обшито это псевдоэлитное жилье горючим алюкобондом, из-за чего не так давно уже горело.
Дальше виднеется еще один «элитный» жилой комплекс, носящий имя «Орлово поле». Его не могут сдать уже года три или четыре, из-за чего здание постепенно начало разрушаться. Впрочем, по слухам вроде бы люди уже начинают въезжать. Завидовать им трудно, если принять во внимание то, что дом простоял минимум три зимы без отопления со всеми вытекающими.
18 Ну а за «Орловым полем» виднеется площадь Славы, увенчанная домом Радио и стелой Героев. Главная доминанта площади – Спасо-Преображенский собор – находится левее границы кадра. Впрочем, в тех краях я уже недавно гулял.