Выбрать время для сотворения мира…
tuteyshaya — 26.04.2017Калмыцкая степь – это не мир истории, а лишь повод для возможного сотворения мира.
Степь в заповеднике «Чёрные земли» во время цветения ирисов в середине апреля на закате под порывистым ветром – сеттинг одной истории, романтичной или драматичной. И та же степь в августе, этот же пригорок, но выжженный солнцем, пожелтевший, сеттинг для совершенно другой истории, возможно, героической, эпической и даже детективной.
Если невозможно войти в одну реку дважды, то можно эту реку создать в нужное время и в нужном месте. Об этом прекрасно знают художники, литераторы, драматурги – те, кто рождает истории.
Сеттинг или мир истории – это не место действия. Это конкретная точка в определённый промежуток времени, обременённый своими обстоятельствами. Это группа девчонок с фотоаппаратами посреди степи на закате во время цветения ирисов. Или это парк на берегу озера Нагасаки в тот момент, когда весь город вышел полюбоваться цветением сакуры за 2 часа до того, как ветер унесёт вдаль к горе Фудзи нежные лепестки…
О мирах я рассуждаю уже месяц кряду. Если говорить грубо, в драматургии есть два лагеря. Первый, к которому отношусь и я, считают основой всего героя и его характер, навлекающий на себя проблемы, конфликт, за решением которого мы будем следить весь фильм. Второй лагерь помещает своего персонажа в мир и определённые обстоятельства и наблюдает за тем, как он в этом мире карабкается.
Месяц назад на нашем еженедельном «взрыве мозга» по понедельникам до меня дошло, что все эти споры по своей полезности равноценны размышлениям о первичности яйца и курицы. Или о том, на какую сторону шнуровать ботинки. Потому как на деле герой без мира не живёт точно так же, как любой подробно выдуманный мир пуст и статичен без яркого персонажа. Так что спорить тут не о чём – кто с чего волен начинать «кройку и шитьё», не обойтись без одного и второго. Да, в одних жанрах, например, в мелодраме, герой у нас на самом видном месте, а в фантастическом фильме, различных кинокомиксах – мир истории захватывает нас настолько сильно, что необходимо специально отрефлексировать факт: попадаем в мир именно благодаря герою…
У слабого сценария, обычно, стандартный набор недостатков. Увы, все «недоработы» примерно похожи. В них нет ни героя, ни мира. У интересного текста, спорного, но где есть за что зацепиться, о чем подумать - часто есть что-то одно. У истории, которую можно и нужно рассмотреть к постановке – есть герой и целый его мир, как единая система, как одно в одном, неотделимое друг от друга.
Если переводить в конкретные понятия, то сеттинг подразумевает и социальные связи. Например, сеттингом могут быть события – выборы, экзамены, первый звонок, война – сеттинг, который стал жанром. Сеттингом могут быть обряды – свадьба, похороны, различные праздники. Городская пробка – тоже ничего себе сеттинг, как мы недавно в одном оскаровском фильме видели, да и в других тоже. Поскольку сеттинг отражает социум, он может стать антагонистом нашему герою. Особенно это заметно в комедиях или комедийных элементах в фильмах других жанров. Например, диетолог потерял работу и устраивается в закусочную фаст-фуда – это можно использовать как завязку комедии, а вот дачница с клунками попадает в люксовый вагон – это не фильм, а один комедийный эпизод. Вариантов множество. С миром истории можно и нужно экспериментировать в связке с нашим героем, который может быть шиллеровский, шекспировский (эти подходы соприкасаются и пересекаются с полемикой по поводу характера и мира). Но это уже другая история. А мы все ушли в цветы, закат близко…
Я вернусь сюда ещё днём. И это будет другой мир и другая история.
|
</> |