Выборг. Аннинские укрепления.
babs71 — 29.11.2023
Сегодняшний пост будет посвящен Аннинским укреплениям Выборга.
Фотографии для него я сделал еще летом 21-го года, но долгое время
откладывал его написание, надеясь доснять укрепления с дрона
(фактически я снял с дрона только их северную и центральную часть).
Однако поскольку из-за СВО полеты дронов запрещены, да и в любом
случае я в ближайшие несколько месяцев вряд ли выберусь в Выборг, я
решил поставить точку в сборе материалов и выложить этот пост.
Начну его с плана Выборгской крепости по состоянию на 1851-й год.
Аннинские укрепления на плане находятся слева:
История этих укреплений началась в 1724-м году, через 3 года после Северной войны. Поскольку в то время Выборг находился совсем неподалеку от границы со Швецией, требовалось укрепить его с этой стороны на случай шведской попытки реванша. И в январе этого года поручение составить проект укреплений, прикрывающих Выборг с запада, было дано генерал-лейтенанту Буркхарду Кристофу Миниху и генерал-майору Адальберту де Кулону. В википедии говорится, что такое же поручение было дано и инженер-полковнику Петру де Бриньи, однако его проект до наших дней не дошел, а кроме того, он еще с 1722-го года находился на Кавказе, так что скорее всего если он и получил этот приказ, то вряд ли его исполнил, и фактически выбор шел между проектами Миниха и де Кулона.

В военную коллегию проекты поступили в 1728-м году, и рассматривались в ней вплоть до 1731 года. Из двух проектов остановились на составленном Кулоном, как менее дорогом, но впрочем, руководство работами возложили все равно на Миниха. Основные строительные работы завершились к 1742-му году, но в 1750-х годах крепость продолжили усиливать по проекту генерал-лейтенанта Иоганна Людвига Любераса фон Потта (в этих работах принимал участие Абрам Петрович Ганнибал - "арап Петра Великого" и прадед "нашего всего"). Крепость получила название Корон-Санкт-Анской или Анненкрон (что по немецки означает то же самое) в честь царствующей императрицы Анны Иоанновны. Крепость была действующей вплоть до Крымской войны включительно и регулярно приводилась в готовность с началом войн, но так ни разу и не приняла участия в боевых действиях. В 1860-е годы она утратила свое значение и в 1864-1865 годах прямо через нее проложили новую дорогу (нынешняя Островная улица).
Итак прогуляемся по укреплениям. Начнем прогулку с северного фланга.
Одна из стен самого северного, 4-го бастиона, упирающаяся прямо в залив:



В наши дни стену прорезает дорога, идущая параллельно берегу:

Один из пороховых погребов:





Часть окон замурована:


Внутри, естественно, помойка:

Проход в галерею одного из валов рядом:

Внутри примерно та же картина:

Теперь обходим 4-й бастион снаружи. Куртину между ним и 3-м бастионами прикрывают снаружи равелин и два люнета по бокам:



Валы частично выложены из камня, а частично используют существующий рельеф (камень скорее всего тот самый, что добыли при вырубании рвов перед крепостью):





Граница рва с невысоким прикрытым путем снаружи:



Бывшие 2-е Фридрихсгамские ворота, расположенные в куртине между 3 и 4 бастионами, ныне замурованные:



А вот и видны и Фридрихсгамские ворота - главные ворота крепости. Именно через них проходила основная дорога из Выборга на запад:

Они начинаются из куртины между 3 и 2 бастионами:



Во рву рядом с выходом из ворот небольшой обелиск, напоминающий о том, что белофинны расстреливали здесь русских жителей Выборга (в финской гражданской войне они не участвовали, и многие, напротив, ждали прихода белофиннов как освободителей от красных, однако егеря были совершенно не настроены разбираться в сортах "рюсся"):

Затем дорога, делая небольшой поворот, проходит через прикрывающий эту куртину равелин:

На выходе из него - еще одни ворота, выводящие к мосту через ров:




Теперь посмотрим на эти укрепления сверху.
В центре равелин, выше и левее его один из люнетов, а справа и сверху - 3-й бастион и куртина между 3-м и 2-м бастионами:

Подлетим чуть ближе к центру: 3-й бастион и куртина с Фридрихсгамскими воротами, а за ними виден Выборгский замок и сам город:

Вид на 4-й бастион (он совсем зарос) и прикрывающие куртину равелин и люнеты:


А тут мы смотрим изнутри крепости:

Укрепления перед бастионами:


Равелин с дорогой, выходящей из Фридрихсгамских ворот:

3-й бастион судя по всему наиболее хорошо сохранился. Однако он используется под вертодром, так что в него не зайдешь:



Один из люнетов:

И он же "на земле":


Немного прогуляемся по рву перед укреплениями:

Равелин и мост на Фридрихсгамской дороге:


Стена рва:


Прикрытый путь на другой стороне рва:


И виды с другой стороны рва на укрепления:





Разрыв в стене 2-го бастиона, возникший из-за прокладки Островной улицы:


А это, вероятно, вход в галерею в стене бастиона (сейчас там какая-то мастерская):

Теперь вернемся внутрь крепости. Руины кордегардии (она же гауптвахта), построенной в 1776-м году архитектором Карлом Шпекле (всего их было три, дошла до наших дней только одна):

Инженерный дом, построенный в 1776-м году и артиллерийский цейхгауз, построенный в следующем году (архитектор у обоих зданий тот же самый -Карл Шпекле):






Еще один пороховой погреб, расположенный на склоне Петровской горы:

Теперь прогуляемся за Островной улицей, между куртиной и люнетами с равелином:


Два заброшенных здания (судя по внешнему виду, построенные в конце XIX - начале XX века):



А ближе к заливу начинаются заросли, пройти через которые уже сложно:

|
|
</> |
Надёжная внутренняя связь на предприятии: всё о VoIP-шлюзах, IP-телефонах и АТС МиниКом
Пятничная болталка #10
Новость последнего часа
Три цвета осени
тоже не понимаю
Новая Ладога. Общий обзор.
Венгерские ведьмы. 1914 - 1929 г.
Умер Эрик Булатов — художник, который превратил слова в решётку, а небо — в
Потому что на саиом деле

