via eminentiae (путь превосхождения). Декарт на пути к доказательству того, что
gignomai — 11.11.2022«Одно дело быть несовершенным, другое — познать, что человек таков. В первом случае несовершенство есть состояние, в котором я нахожусь, во втором — предмет, который я себе уясняю. Это постижение по меньшей мере не несовершенно, а столь же совершенно, как и истинно. Что я нахожусь в состоянии самообмана, это несомненное доказательство моих недостатков; что я прорываюсь за пределы этого состояния и опознаю свой самообман — это неопровержимое доказательство находящегося во мне совершенства, без которого я пребывал бы во мраке заблуждения и никогда не дошел бы до идеи моего несовершенства.
Если речь идет о произведении искусства, то каждый знает, что тот, кому видны яснейшим образом недостатки этого произведения, знаток в искусстве, ибо ему известны те совершенства, которыми обладает искусство и которых требует природа данного произведения. Для идиота не существует недостатков; он или находит все хорошим, или ругает все сплеча. Несовершенства видит только знаток, они познаваемы только в свете совершенного; этот свет освещает ту via eminentiae, на которой только и надеется человек найти идею совершенства. Неудивительно, что он ее находит, ведь он имел ее и не мог не иметь, когда узрел свое собственное несовершенство. Без истины нет потребности в истине, нет самоисследования, нет заблуждения в самом себе и во всех наших представлениях, нет сомнения, нет самодостоверности, нет «cogito ergo sum».
Моя резюмирующая формула:
Зияние есть сияние Открываемого-через-Непостижимость
И вдруг вспомнил: то же обсуждал Климент Александрийский (и Аркадий Шуфрин в книге о нем, которую я переводил).