"Вы совершенно не понимаете суть Пустошей..."
bigfatcat19 — 14.08.2018Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
пусть крыша из прутьев
и две лишь козы,-
это лучше подачек.
37
Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
кровью исходит
сердце у тех,
кто просит подачек
"Старшая Эдда. Речи Высокого"
Если отвлечься на минуту от того прискорбного обстоятельства, что конец мира, как мы его знаем, означает, помимо всего прочего, гибель миллиардов людей, Постапокалипсис, как явление мировой культуры, по-прежнему прочно удерживает свои позици. Людям разных возрастов по-прежнему нравится читать, смотреть и даже переживать в качестве участника за джойстиком или клавиатурой, события, разворачивающиеся на развалинах планеты и общества. Города превратились в огромные могильники. Воздух и вода отравлены. Толпы безмозглых людоедов ищут, кого бы сожрать. Банды потерявших человеческий облик подонков носятся по разбитым шоссе на разваливающихся автомобилях, грабя, насилуя, убивая и насилуя ("Потому что мне нравятся изнасилования"(с) "Сверкающие седла"). И среди всего этого пожара в плавучем борделе, тонущем среди крокодилов и пираний, куда-то неустрашимо бредет Главный Герой. Время от времени он отвлекается от своего путешествия, чтобы раздать по щам очередной толпе подонков, наскоро спасти сисястую блондинку и торопливо ее обрадовать после этого, а затем снова уходит в рассвет, потому что его Зовет Дорога. Многие считают, что суть Пустошей и Постапокалипсиса заключается именно в этом: пришли в локацию, выполнили квесты, убили плохих подонков, помогли хорошим подонкам, с третьего раза правильно прошли разговор с сисястой блондинкой чтобы посмотреть на темный экран с похотливыми стонами (у нас рейтинг 14+!) - и вперед, в следующую локацию.
На самом деле все это полная херня.
Суть пустошей в том, чтобы обрести свой Шелтер (Shelter), Home, Hearth. Одним словом - Дом. Любая машина рано или поздно остановится:
...ноги устанут, и перед странниками, которые идут через развалины старого, мира встанет вопрос: "Ну и что дальше? В чем смысл нашего путешествия?":
На превращенной в кладбище планете, где ночь полна ужасов, а день отличается от нее лишь тем, что ужасы можно увидеть на большем расстоянии, единственный смысл существования - это найти укрытие, убежище, и превратить его в Дом.
Даже среди заваленных обгоревшими и обглоданными скелетами развалин мертвый Дом - это страшное зрелище. Темные пустые окна производят тревожное, гнетущее впечатление:
Даже днем он он выглядит отталкивающе:
А вечером к такому месту лучше и вовсе не приближаться. Если Дом не подает признаков жизни - значит, здесь произошла какая-то жуткая трагедия. И чем прочнее кажется убитый кем-то Домашний Очаг - тем больше вероятность, что в его трупе скрывается такое Зло, с которым у странника просто не будет шансов справиться:
Но стоит зажечь в окне огонь - и страшный труп сразу превращается в уютное Убежище:
Разумеется, следует соблюдать осторожность. Вы не можете заранее знать, что или кого готовят на огне, которыя так весело освещает Дом изнутри:
Но, в любом случае, когда на мертвый мир опускается ночь, и вдалеке начинают перекликаться упыри, мертвяки, чудовища или другие источники экспы, любой обжитой дом выглядит привлекательней ночевки на улице. В крайнем случае, если с вашей точки зрения его обитатели - плохие люди, вы всегда можете их покарать, потому что вы-то уж всяко хороший!
Тот, кто странствует по Пустошам, не приближается к цели. Лишь остановившись у порога Дома, который он решит назвать своим, странник превращается в человека. Это может быть грубая хижина:
...добротное каменное укрытие:
...примитивный, хоть и прочный, деревянный дом:
...или полноценная крепость:
...лишь обретя Дом скиталец понимает, что совершил первый шаг к победе над Пустошами. Те, кто сквозь зубы цедит, что главное в жизни - это дорога, на самом деле просто боятся признаться сами себе, что у них нет внутренней силы для того, чтобы отвоевать у Хаоса место, которое станет их Убежищем. Люди же, в которых есть такая сила, построив Дом, рано или поздно окажут гостеприимство другим людям:
...и превратят мертвые руины в поселения:
Расчищая от мусора и обломков еще недавно мертвое помещение:
...человек создает уют. Если комната большая, а потолок слишком высокий - перегородки и помосты превратят ее в целую двухэтажную квартиру:
И впервые усевшись за прочными стенами и надежной дверью у теплого очага, слушая, как где-то недалеко в бессильной злобе воют, хрипят и рычат чудовища, человек понимает: он только что нашел смысл Пустошей.
Надо сказать, что классический Фоллаут - что первый, что второй, что Нью-Вегас, этого смысла был лишен. В первых двух частях герой наоборот, покидал Дом, чтобы никогда в него не вернуться. Он был обречен неприкаянно скитаться по Пустошам, и хотя в финале нам говорили, будто он где-то там что-то основал и стал жить-поживать, это все остается за кадром. В Нью-Вегасе герой и вовсе перекати поле. Бесконечное странствие - это его работа и жизнь. Не случайно Улисс в конце концов отказывается от этой участи, предпочитая остаться в аду, который становится для него домом. Так же и Кристина Ройс, устав от постоянных странствий и страданий, выбирает для себя пусть кошмарный, но Дом, не желая больше скитаться по Пустошам. У Курьера нет и не может быть дома. Именно по этой причине его победа всегда оказывается Пирровой - сам он не приобретает в результате ничего.
В противоположность этому Bethesda с самого начала осознала важность концепции Убежища. Уже в третьей части герой имеет возможность обрести свой Дом и украсить его в соответствии со своими вкусами. В четвертой ребята Говарда пошли еще дальше, предоставив игроку возможность ПОСТРОИТЬ свой Шелтер. От укрепленной хижины-форта:
...чьи стены пусть и продуваются ветрами, все же дают хоть какое-то укрытие от холода и надежно защищают от шестиногих, четвероногих и двуногих зверей:
...к обнесенному крепкими стенами поселению, в котором люди могут спокойно трудиться, обеспечивая себя плодами земли:
...и далее, к настоящему городу, в котором помимо сельского хозяйства процветают ремесла и торговля:
Ночные Пустоши больше не пугают людей:
В прочных, светлых домах они разговаривают и веселятся после работы:
Из бродяг, бесцельно скитающихся по развалинам мира, они превратились в поселенцев. Они обрели смысл жизни в виде места, которое могут назвать СВОИМ. Стоит ли удивляться, что в случае нападения эти люди больше не бегут, а яростно защищают свой Дом:
Правда, правильно определив Смысл пустошей Bethesda утратила многое другое, но, увы, такова жизнь - в ней очень трудно, практически невозможно, обрести идеал.
Итак, смысл Пустошей - это Дом. Что удивляться, что на шестой части суши, где жизнь всегда была не сахар, люди готовятся к постапоку заранее: