В.Ф. Ходасевич. Державин

топ 100 блогов yelena123428.02.2023
В.Ф. Ходасевич и Н.Н. Берберова
В.Ф. Ходасевич и Н.Н. Берберова

Уважаемый Владислав Фелицианович! Спасибо Вам за «Державина»! Вы рассказали с любовью и окрылительно. Державин стал ближе. Очень хочется привести пару цитат. Курсивом - моё.

Первое слово младенца Гавриила Державина было Бог. Вот как он в итоге писал оду «Бог»:

Тут охватило его такое упоение величайшею гордостью и сладчайшим смирением, открытыми человеку, такое невыразимое счастие пребывания в Боге, что далее уж писать он не мог. Было то уже ночью, незадолго до рассвета. Силы его покинули, он уснул и увидел во сне, что блещет свет в глазах его. Он проснулся, и в самом деле воображение так было разгорячено, что казалось ему — вокруг стен бегает свет. И он заплакал — от благодарности и любви к Богу. Он зажег масляную лампу и написал последнюю строфу, окончив тем, что в самом деле проливал благодарные слезы за те понятия, которые были ему даны:

Неизъяснимый, Непостижный! Я знаю, что души моей Воображения бессильны И тени начертать Твоей; Но если славословить должно, То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к Тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться И благодарны слезы лить.

Когда он кончил, был день.


Гавриил Романович всю жизнь очень ревностно, слишком честно служил своей Фелице, Екатерине. Всю жизнь любил свою Плениру, первую жену Екатерину. Пережил их обеих, но никогда не забывал:

Не получив ответа, он написал письмо самой императрице — такое, что передать его не решались ни Зубов, ни Безбородко. Тогда Державин передал его через камер-лакея. Прочтя, государыня «вышла из себя, и ей было сделалось очень дурно. Поскакали в Петербург за каплями, за лучшими докторами, хотя и были тут дежурные». Державин в испуге не остался в Царском Селе, а «уехал потихоньку в Петербург» — ждать решения своей участи. Екатерина уничтожила коммерц-коллегию, но отставки Державину не дала. Нечего было думать о ней и теперь. Приходилось с болью в душе кипеть в самой гуще сенатских и придворных дел. Со всеми боярами был он в ссоре, деятельной, полной интриг, препирательств и раздражений. Для элегии в душе не было места. В свободные часы предавался он злобной тоске — а размыкать ее было не с кем: Капнист в деревне, Львов в разъездах, Дмитриев по большей части в Москве. Убегая из дому, Державин «шатался по площади», не находил себе места и действительно не знал, что с собою делать. Тогда он вздумал жениться — «чтоб от скуки не уклониться в какой разврат». (Развратом он звал всякие отклонения от правил доброго обще жительства; «шатания по площади» сюда включались.) Это решение принял он не потому, что забыл Плениру, но именно потому, что не мог забыть.


Это поэт, который всегда был в гуще событий — откликался на них, сам создавал. Получается, он прав:

Отражение эпохи не есть задача поэзии, но жив только тот поэт, который дышит воздухом своего века, слышит музыку своего времени. Пусть эта музыка не отвечает его понятиям о гармонии, пусть она даже ему отвратительна — его слух должен быть ею заполнен, как легкие воздухом. Таков закон поэтической биологии. В поэзии гражданской он действует не сильнее, чем во всякой иной, и лишь очевиднее проявляется.


Вы знали, откуда взялись Лебедь, Щука и Рак? Это подразделения («разряды») литературного общества «Беседа любителей русского слова» (1811-1816):

Хвостов Александр Семенович изводил шутками и эпиграммами Хвостова Дмитрия Ивановича — и был прав, потому что Дмитрий Иванович писал совершенную чепуху: то, завидев издали тучу, убеждался он, подошед поближе, что это всего лишь куча; то голубь зубами перегрызал у него узелки; то осел лез на рябину, цепляясь лапами; то уж становился на колени — и прочее в том же роде. Со своей стороны Дмитрий Иванович возмущался тем, что Александр Семенович председательствует в своем разряде, — и тоже был прав, ибо Александр Семенович уже лет тридцать, как перестал писать вовсе. Их фигуры могли бы отчасти служить олицетворением всей Беседы: один не писал ничего, другой писал слишком много и слишком плохо. Крылов потешался равно надо всеми: на четыре разряда Беседы написал басню «Квартет», а потом и еще обидней — «Парнас»:

Когда из Греции вон выгнали богов И по мирянам их делить поместья стали, Кому-то и Парнас тогда отмежевали; Хозяин новый стал пасти на нем ослов…

Дмитрий Иванович в отместку сочинял пасквили на Крылова, называя его Обжоркиным. Державин ради приличия старался водворить мир, хотя Хвостов и его выводил из себя.

Вот, советую
Вот, советую

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
... как-то совершенно незаметно срослись, вдруг прочувствовал это сегодня.  День был весь в абсолютно буднично-бытовых делах.  Приехал на автомойку, там сидит тетенька-менеджер, и как-то я вижу, что она гораздо добрее, чем обычная ...
В Турецком городе Измит уличная собака оказалась в центре внимания, потому что долго наблюдала за решеткой канализации. Вокруг нее образовалась толпа неравнодушных людей - торговцев и прохожих. Они и вызвали спасателей, которые подняли решетку. Внутри ничего интересного не ...
Трамп, прибыв в Квебек, дважды заявил, что хотел бы возвращения России в G8: в интервью прямо в аэропорту и на пресс-конференции. Гхм, ну вообще-то — я бы тоже хотел. Правда, не разделяю его надежды, что там будет уместен Владимир Владимирович Путин и что с ним имеет смысл ...
Сегодняшняя PR-акция кандидата в мэры Химок Жени Чириковой, главной приглашенной звездой на которой служил Алексей Навальный прошла довольно уныло. Весь смысл акции сводился к тому, что Леша пройдется по Химкам и соберет за Женю подписи, ...
Простите. Наболело. Когда же сыты станут бездонные утробы ваши?Может, тогда откроются глаза.И вы увидите свою страну. И станет страшно.Что ничего уже вернуть нельзя.Взбираясь слишком высоко, не забывайте,Обратный может, короток, быть путь.И те, ...