Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный)
elika — 01.06.2024
Немного запоздалый и уже с заходом в лето — финальный выпуск
«Весенней лИСтКУССТВенницы». И, конечно, тоже
посвящённый кинокомедии, что вышла на советские экраны более 40 лет
назад, а именно — 17 февраля 1982 года. Сегодня поговорим о
музыкальной комедии Татьяны Лиозновой «Карнавал».
Так вот,
сценарий этого фильма был написан ещё задолго до его съёмок. Автор
сценария Анна Родионова опубликовала его в журнале «Искусство
кино», где его и заметила режиссёр Татьяна Лиознова. Эта история не
оставила её равнодушной – ведь главная героиня, искренняя и наивная
провинциалка Нина Соломатина, чем-то напоминала её саму. Режиссёр
переработала сценарий, дописав многие эпизоды – например, сцену с
роликами в цирке и эпизод с больной матерью. Многие моменты она
вообще взяла из собственной биографии:Да-да, Лиозновой тоже приходилось работать и костюмером, и уборщицей, прежде чем она нашла своё место в кинематографе. А, к примеру, когда её сократили на киностудии, устроилась внештатным корреспондентом в газете и шить халаты. «Мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество...», — вспоминала потом Татьяна Михайловна. Многие из коллег не поняли Лиознову, которая к тому моменту уже сняла «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны» и вдруг взялась за «Карнавал»: зачем такому режиссёру банальная, в общем-то, история о какой-то провинциалке? Да и жанр комедии не каждому по плечу...
Актрису на
главную роль утвердили сразу и без проб: с Ириной Муравьёвой
Татьяна Лиознова уже работала в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» и
видела в этом образе только её. Хотя актрисе на тот момент было 32
года, а её героине – всего 18.
Но
всё же эта роль далась Муравьёвой непросто: для съёмок нужно было
похудеть и научиться кататься на роликовых коньках. А они были
особенные: с большими колёсами, неманевренные и громоздкие. Целых
три месяца Муравьёвой пришлось тренироваться перед тем, как она
появилась на роликах в кадре. Первое время актриса ходила вся в
синяках, и много времени уходило на то, чтобы их загримировать.
Когда же она уехала на гастроли в Киев, вместе с ней отправился
тренер, а заодно и весь коллектив ансамбля «Ритмы планеты», с
которым предстояло исполнять танцевальные номера. Ежедневно они
тренировались в перерывах между спектаклями. В результате актриса
научилась кататься довольно хорошо, и ей приходилось уже
разыгрывать в кадре неуклюжесть и неловкость.
Ирина
Муравьёва была настолько убедительна в роли Нины Соломатиной, что
после выхода фильма на экраны многие стали отождествлять актрису с
этой её героиней, для чего не было никаких оснований:
Не
только Муравьёва попала в «Карнавал» без мучительных кинопроб.
Александр Абдулов (Никита, возлюбленный Нины), Юрий Яковлев (Михаил
Соломатин, отец Нины), Клара Лучко (Жозефина Викторовна, жена
Михаила Соломатина) уже работали с Лиозновой и с удовольствием
согласились вновь встретиться с режиссёром на одной съёмочной
площадке. Сложнее было с исполнителями второстепенных ролей, но и
здесь обошлось без больших кастингов. На яркую роль цыганки Кармы
первой пробовалась Екатерина Жемчужная, она же и была утверждена. А
вот роль сурового супруга Кармы и вовсе отдали её настоящему мужу,
Георгию Жемчужному.
«Ты
совесть этого фильма!» — говорила Лиознова Екатерине Жемчужной,
исполнительнице роли Кармы. Однако самый яркий эпизод с участием
цыганки из фильма вырезали. Оказывается, изначально финал картины
планировался намного печальнее: героиня Муравьёвой, уезжая домой,
встречает на вокзале Карму и узнаёт, что у той погиб ребёнок. Этот
фрагмент даже отсняли на Курском вокзале, но при монтаже сочли его
«слишком беспросветным» и отправили в мусорную корзину. На съёмках
все приставали к Екатерине, чтобы «погадала на счастье». Но она
всем отказывала. И очень страдала из-за того, что ей приходилось в
кадре курить жуткие папиросы: в жизни актриса не переносит
табачного дыма. А вот Ирина Муравьёва после фильма стала «лучшим
другом всех советских цыган»:Старинный городок Оханск, из которого приехала покорять столицу Нина Соломатина, действительно существует на карте России. Находится он в Пермском крае, вот только железнодорожной станции в Оханске нет. Снимали «малую родину» Нины недалеко от Москвы: в Калуге.
А
вот сцена в цирке была позаимствована из фильма «Смешная девчонка»
1968 года, где главную роль (на роликах) исполняет Барбра
Стрейзанд. Интересно, что действие этой картины тоже происходит в
мегаполисе, в Нью-Йорке, куда героиня Стрейзанд Фанни Брайс
приезжает из пригорода, чтобы стать знаменитой. Для «выступления в
цирке» медведице сшили роскошное красное платье и подобрали
цилиндр. Она, кстати, была «дамой» опытной, можно сказать, звездой.
Да и с катанием на роликах у неё не было никаких проблем :)Песню «Позвони мне, позвони!» и другие вокальные партии в фильме должна была исполнить сама Ирина Муравьёва. Но режиссёр решила, что всё должно быть профессионально, и пригласила известную певицу Жанну Рождественскую. Правда, вскоре «Мелодия» записала миньон с хитом в исполнении Муравьёвой, и справедливость восторжествовала. Спеть «Позвони мне, позвони!» хотела Алла Пугачёва — очень уж понравилась ей песня. Но ей постеснялись предложить закадровое участие:
- Очень хорошая песня, — однажды сказала примадонна композитору фильма Максиму Дунаевскому. — Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне её не предложил?
- Алла Борисовна, но я не знал, что Вы могли бы спеть за кадром...
- Отчего же? Такую песню бы спела.
Дунаевскому, кстати, досталось не только от примадонны. Говорят, несколько лет после премьеры фильма он вздрагивал, едва заслышав его название. Дело в том, что он раз шесть переписывал мелодию, которая никак не устраивала режиссёра Лиознову. На шестой раз она воскликнула: «Вот! То, что нужно!» Композитор уже не стал признаваться, что это, вообще-то, был первый вариант музыки...
Несколько раз «подгонял» текст и Роберт Рождественский (на его стихи режиссёр наткнулась случайно, когда уже отчаялась найти что-то подходящее). Но и тут всё было не так просто: слова никак не укладывались в мелодию. Текст то укорачивался, то удлинялся, пока наконец не обрёл идеальную форму… Вот такая непростая история всего лишь одной песни: Муравьёва обиделась на Лиознову за то, что ей не дали спеть в фильме; Жанна Рождественская — за то, что не указали в титрах; Максиму Дунаевскому досталось и от режиссёра, и от Аллы Пугачёвой; Роберт Рождественский нерднократно переделывал собственное стихотворение.
Но как бы то ни было, а фильм имел у зрителей такой успех, что даже Эльдар Рязанов признался Татьяне Лиозновой, что завидует ей как режиссёру: «Снять комедию, где публика иногда смеётся так, что не слышно музыки, – это надо суметь!» Кинолента собрала у экранов более 31 миллиона зрителей, а исполнительница главной роли Ирина Муравьёва, по мнению читателей журнала «Советский экран», стала лучшей актрисой 1982 года.
Это был десятый (финальный) выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
А теперь – внимание! В среду, 5 июня, не забудьте заглянуть в мой блог и поучаствовать в итоговой викторине по мотивам всех 10-ти выпусков «Весенней лИСтКУССТВенницы». Викторина, конечно же, будет хоть и с небольшими, но приятными призами. Не пропустите! А итоги подведём в конце следующей недели. Так, думается, у вас будет достаточно времени вспомнить (а при необходимости и перечитать) все весенние выпуски, а значит — больше шансов правильно ответить на вопросы викторины и получить памятные призы :)
И второй момент, друзья!
Вслед за этим постом сегодня выйдет небольшой опрос, ваше участие в котором очень поможет нам всем определиться с тематикой лИСтКУССТВенницы уже летней.
|
|
</> |
The Blood of Dawnwalker — главный соперник «Ведьмака»
Царицыно-Дачное
Кораблик.
Театр Вернадского, 13 приглашает в октябре
Когда тебе 52, а у тебя такой ноут
Карикатура. Коты-болельщики.
Тушенка со вкусом свинины за 7 рублей...
Запутанные красивые портреты
Тимирязевские остатки

