Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный)

топ 100 блогов elika01.06.2024 Немного запоздалый и уже с заходом в лето — финальный выпуск «Весенней лИСтКУССТВенницы». И, конечно, тоже посвящённый кинокомедии, что вышла на советские экраны более 40 лет назад, а именно — 17 февраля 1982 года. Сегодня поговорим о музыкальной комедии Татьяны Лиозновой «Карнавал».

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) Так вот, сценарий этого фильма был написан ещё задолго до его съёмок. Автор сценария Анна Родионова опубликовала его в журнале «Искусство кино», где его и заметила режиссёр Татьяна Лиознова. Эта история не оставила её равнодушной – ведь главная героиня, искренняя и наивная провинциалка Нина Соломатина, чем-то напоминала её саму. Режиссёр переработала сценарий, дописав многие эпизоды – например, сцену с роликами в цирке и эпизод с больной матерью. Многие моменты она вообще взяла из собственной биографии:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) «Это тот эпизод, в котором Нина пьёт в мороз ледяную воду из колонки. У дома, где я когда-то жила, была такая же колонка, и мы с подружками проделывали то же самое. Картина в некоторой степени получилась автобиографичная. Я тоже через многое прошла на пути к режиссуре».

Да-да, Лиозновой тоже приходилось работать и костюмером, и уборщицей, прежде чем она нашла своё место в кинематографе. А, к примеру, когда её сократили на киностудии, устроилась внештатным корреспондентом в газете и шить халаты. «Мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество...», — вспоминала потом Татьяна Михайловна. Многие из коллег не поняли Лиознову, которая к тому моменту уже сняла «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны» и вдруг взялась за «Карнавал»: зачем такому режиссёру банальная, в общем-то, история о какой-то провинциалке? Да и жанр комедии не каждому по плечу...

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) Актрису на главную роль утвердили сразу и без проб: с Ириной Муравьёвой Татьяна Лиознова уже работала в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» и видела в этом образе только её. Хотя актрисе на тот момент было 32 года, а её героине – всего 18.
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) «Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьёвой не составит труда, — вспоминала Лиознова. — Это был просто вопрос актёрской техники: не она первая, не она последняя играла героинь моложе себя».

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) Но всё же эта роль далась Муравьёвой непросто: для съёмок нужно было похудеть и научиться кататься на роликовых коньках. А они были особенные: с большими колёсами, неманевренные и громоздкие. Целых три месяца Муравьёвой пришлось тренироваться перед тем, как она появилась на роликах в кадре. Первое время актриса ходила вся в синяках, и много времени уходило на то, чтобы их загримировать. Когда же она уехала на гастроли в Киев, вместе с ней отправился тренер, а заодно и весь коллектив ансамбля «Ритмы планеты», с которым предстояло исполнять танцевальные номера. Ежедневно они тренировались в перерывах между спектаклями. В результате актриса научилась кататься довольно хорошо, и ей приходилось уже разыгрывать в кадре неуклюжесть и неловкость.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) Ирина Муравьёва была настолько убедительна в роли Нины Соломатиной, что после выхода фильма на экраны многие стали отождествлять актрису с этой её героиней, для чего не было никаких оснований:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) «В жизни я абсолютно не похожа на Нину. Я коренная москвичка, абсолютно домашняя девочка. Хорошо училась и столицу покорять не стремилась. Более того, в жизни никуда из дому не уезжала. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер, а, скорее, ведомая», – говорила актриса.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) Не только Муравьёва попала в «Карнавал» без мучительных кинопроб. Александр Абдулов (Никита, возлюбленный Нины), Юрий Яковлев (Михаил Соломатин, отец Нины), Клара Лучко (Жозефина Викторовна, жена Михаила Соломатина) уже работали с Лиозновой и с удовольствием согласились вновь встретиться с режиссёром на одной съёмочной площадке. Сложнее было с исполнителями второстепенных ролей, но и здесь обошлось без больших кастингов. На яркую роль цыганки Кармы первой пробовалась Екатерина Жемчужная, она же и была утверждена. А вот роль сурового супруга Кармы и вовсе отдали её настоящему мужу, Георгию Жемчужному.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) «Ты совесть этого фильма!» — говорила Лиознова Екатерине Жемчужной, исполнительнице роли Кармы. Однако самый яркий эпизод с участием цыганки из фильма вырезали. Оказывается, изначально финал картины планировался намного печальнее: героиня Муравьёвой, уезжая домой, встречает на вокзале Карму и узнаёт, что у той погиб ребёнок. Этот фрагмент даже отсняли на Курском вокзале, но при монтаже сочли его «слишком беспросветным» и отправили в мусорную корзину. На съёмках все приставали к Екатерине, чтобы «погадала на счастье». Но она всем отказывала. И очень страдала из-за того, что ей приходилось в кадре курить жуткие папиросы: в жизни актриса не переносит табачного дыма. А вот Ирина Муравьёва после фильма стала «лучшим другом всех советских цыган»:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) «Однажды мы с сыном пошли в зоопарк, и вдруг на улице нас окружил целый табор, — вспоминала она. — Цыгане стали хлопать, смеяться, кричать: "О, „Карнавал“!" И я поняла, что меня признали "своей"».

Старинный городок Оханск, из которого приехала покорять столицу Нина Соломатина, действительно существует на карте России. Находится он в Пермском крае, вот только железнодорожной станции в Оханске нет. Снимали «малую родину» Нины недалеко от Москвы: в Калуге.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный) А вот сцена в цирке была позаимствована из фильма «Смешная девчонка» 1968 года, где главную роль (на роликах) исполняет Барбра Стрейзанд. Интересно, что действие этой картины тоже происходит в мегаполисе, в Нью-Йорке, куда героиня Стрейзанд Фанни Брайс приезжает из пригорода, чтобы стать знаменитой. Для «выступления в цирке» медведице сшили роскошное красное платье и подобрали цилиндр. Она, кстати, была «дамой» опытной, можно сказать, звездой. Да и с катанием на роликах у неё не было никаких проблем :)

Песню «Позвони мне, позвони!» и другие вокальные партии в фильме должна была исполнить сама Ирина Муравьёва. Но режиссёр решила, что всё должно быть профессионально, и пригласила известную певицу Жанну Рождественскую. Правда, вскоре «Мелодия» записала миньон с хитом в исполнении Муравьёвой, и справедливость восторжествовала. Спеть «Позвони мне, позвони!» хотела Алла Пугачёва — очень уж понравилась ей песня. Но ей постеснялись предложить закадровое участие:

- Очень хорошая песня, — однажды сказала примадонна композитору фильма Максиму Дунаевскому. — Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне её не предложил?
- Алла Борисовна, но я не знал, что Вы могли бы спеть за кадром...
- Отчего же? Такую песню бы спела.


Дунаевскому, кстати, досталось не только от примадонны. Говорят, несколько лет после премьеры фильма он вздрагивал, едва заслышав его название. Дело в том, что он раз шесть переписывал мелодию, которая никак не устраивала режиссёра Лиознову. На шестой раз она воскликнула: «Вот! То, что нужно!» Композитор уже не стал признаваться, что это, вообще-то, был первый вариант музыки...

Несколько раз «подгонял» текст и Роберт Рождественский (на его стихи режиссёр наткнулась случайно, когда уже отчаялась найти что-то подходящее). Но и тут всё было не так просто: слова никак не укладывались в мелодию. Текст то укорачивался, то удлинялся, пока наконец не обрёл идеальную форму… Вот такая непростая история всего лишь одной песни: Муравьёва обиделась на Лиознову за то, что ей не дали спеть в фильме; Жанна Рождественская — за то, что не указали в титрах; Максиму Дунаевскому досталось и от режиссёра, и от Аллы Пугачёвой; Роберт Рождественский нерднократно переделывал собственное стихотворение.

Но как бы то ни было, а фильм имел у зрителей такой успех, что даже Эльдар Рязанов признался Татьяне Лиозновой, что завидует ей как режиссёру: «Снять комедию, где публика иногда смеётся так, что не слышно музыки, – это надо суметь!» Кинолента собрала у экранов более 31 миллиона зрителей, а исполнительница главной роли Ирина Муравьёва, по мнению читателей журнала «Советский экран», стала лучшей актрисой 1982 года.
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный)
Это был десятый (финальный) выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.

А теперь – внимание! В среду, 5 июня, не забудьте заглянуть в мой блог и поучаствовать в итоговой викторине по мотивам всех 10-ти выпусков «Весенней лИСтКУССТВенницы». Викторина, конечно же, будет хоть и с небольшими, но приятными призами. Не пропустите! А итоги подведём в конце следующей недели. Так, думается, у вас будет достаточно времени вспомнить (а при необходимости и перечитать) все весенние выпуски, а значит — больше шансов правильно ответить на вопросы викторины и получить памятные призы :)

И второй момент, друзья!
Вслед за этим постом сегодня выйдет небольшой опрос, ваше участие в котором очень поможет нам всем определиться с тематикой лИСтКУССТВенницы уже летней.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Долгих лет жизни им. Кажется, совсем недавно они были такими молодыми Да и Ален Делон не молодеет ...
Был вчера в гостях у матери после ее поездки по родственникам. Скажу, что все наши родственники живут в РФ, в основном в Новосибирской, Томской области и в самих этих городах. Бабушка живет далеко, в довольно глухой деревне на юге Новосибирской ...
Ехал по ул. Алабяна, сзади какой-то чудик ехал с дальним светом, причем продолжительное время (заметил его еще до выезда на ул. Алабяна, в Малом Песчаном переулке). Пристроился сзади, посигналил мне, я притормозил слегка и дальше поехал. И тут он ...
Ну что же, июньская улица пройдена, июнь 2024 уходит в прошлое. Был он аномально теплым и, в общем, удачным. Удалось урвать плановую неделю отпуска и побыть на даче с внуками, ...
Признаться, если какая мысль и ужасает меня, так это — что мне всё-таки придётся выйти из тени, заделаться публичным политиком. В смысле, «лорд-протыктором» России, если после смерти Путина как-то «само не рассосётся». Люди, которые не знают меня в реале, порой спрашивают не без иронии, ...