Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №9
elika — 20.05.2024 Двухсерийный мюзикл Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» вышел на экраны в 1979 году. И, несмотря на разгромные отзывы критиков, комедия полюбилась зрителям и стала классикой советского кино. Сегодня предлагаю вспомнить трёх путешественников, их собачку и забавные происшествия.По сюжету картины, компания друзей-англичан, Джи, Харрис и Джордж, решает путешествовать на лодке по Темзе. Они дают клятву: никаких дам, романов, увлечений. Мужская дружба превыше всего. С ними путешествует фокстерьер Монморанси, самоотверженный пёс, готовый всегда прийти на помощь. Вскоре после начала плавания на горизонте появляются три леди — Энн, Эмили и Патриция. Они совершают поездку, подобную круизу джентльменов. Первое время мужчины стойко сопротивляются знакомству с ними, острят и не собираются нарушать свои правила, но... постепенно проникаются к дамам симпатией, и уже все вместе они попадают в забавные и сложные ситуации, а их сердца в конце концов поддаются чувствам.
Одноимённая юмористическая повесть Джерома К. Джерома была написана в ХIХ веке. Сначала писатель не собирался делать произведение смешным. Хотел описать Темзу и её ландшафт, примечательные места. Юмор включил лишь для разрядки сухого географического опуса. Однако издатели попросили выкинуть историю, географию реки и сосредоточиться именно на комической части произведения.
В начале 1970-х сценарист Семён Лунгин создал сценарий по повести. Прописал в нём любовную линию, ввёл персонажей-дам (у Джерома всё ограничивается мужской компанией, женщины появляются в продолжении книги, носящем название «Трое на велосипедах»). Сценарий более пяти лет пылился в редакторском отделе «Ленфильма» и казался безыдейной пустышкой, пока режиссёр Наум Бирман не обратил на него внимание. Блокаднику, фронтовику хотелось сделать фильм-праздник, причём не только для зрителей, но и для себя лично. Если проследить его фильмографию, сложно не заметить: режиссёр чередовал ленты о войне, такие, например, как «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967), с комедиями наподобие «Волшебной силы» (1969) с участием Аркадия Райкина. Переутомляясь на военных картинах, отдыхал на комедиях. Он понимал, как в фильме создать атмосферу веселья и беззаботности: с помощью музыки! В группе подготовки к съёмкам сразу появились его друзья — композитор Александр Колкер и поэт Ким Рыжов, написавшие 11 песен для фильма.
Джером К.Джером, Семён Лунгин и Наум Бирман
К тому же Бирман знал, как перенести тонкий английский юмор на экран, чего опасаются многие режиссёры. К тонкому английскому юмору в советском кино был один подход: пригласить талантливых ироничных актёров, дать им волю импровизировать. Тогда английский юмор обретает оттенки отечественного, что и нужно зрителю (а то попробуй пойми, о чём шутят британцы! :))
Под ироничными актёрами, приглашёнными без кинопроб (!), режиссёр подразумевал Александра Ширвиндта, Андрея Миронова и Михаила Державина, сыгравших, соответственно, Харриса, Джи и Джорджа. Александр Ширвиндт дал согласие не сразу, поскольку считал, что есть произведения, где чрезвычайно сильна авторская интонация. Например, экранизации романов Булгакова, Ильфа и Петрова редко у кого получаются удачно именно из-за мощной авторской ноты, а эта повесть тоже мощно интонирована Джеромом. В ответ на эти сомнения режиссёр сказал: «Всё в руках вашей актёрской тройки. Создайте собственную интонацию. А я буду следить за сюжетной канвой».
Кроме роли Джи, Миронов предстал перед зрителем ещё в нескольких образах: миссис Байкли, дядюшки Поджера, трактирщика, посетителя трактира. В миниатюрах он дурачился, полностью отходил от текста, создал гротескные эпизоды:
Дам сердца главных героев — Энн, Эмили, Патрицию — сыграли Лариса Голубкина, Алина Покровская, Ирина Мазуркевич. Голубкину пригласили на роль вслед за Мироновым. Она рекомендовала в подруги Покровскую. Третьим персонажем должна была стать юная девушка. Мазуркевич в 1978 году только-только начинала работать в Театре имени Ленсовета, где её и разыскал Бирман. Актрисе тогда было всего 19 лет. За 4 года до этого, после 8-го класса, девушка из родного Мозыря уехала в Горький. Там поступила в театральное училище, где на гастролях её заметил ленинградский режиссёр Игорь Владимиров. Кстати, можно отметить, что во всех сценах на воде за вёслами именно Ирина. Как рассказывала актриса, в детстве и подростковом возрасте она с отцом ходила на шлюпке по Припяти, мастерски умела грести и плавать. Покровская и Голубкина были уверены: шлюпка не опрокинется, когда ею управляет Ирина.
Алексей Васильев:
«У всех участников воспоминания о съёмочном процессе остались приятными ещё и потому, что компанию из трёх главных героев украсили три очаровательные партнёрши: Миронову «досталась» его жена Лариса Голубкина; Ширвиндту – ещё одна москвичка, Алина Покровская; Державину – Ирина Мазуркевич, единственная из Ленинграда...»
В ленте снялся ещё Зиновий Гердт, в роли могильщика. Не забыл Ширвиндт и о своей старшей подруге Татьяне Пельтцер (она появляется тоже в эпизоде в образе миссис Поппитс, квартирной хозяйки). А роль капитана вечно дымящего катера исполнил актёр нашего ленинградского БДТ Георгий Штиль.
Съёмки проходили в 1978 году в Калининградской области возле города Советска. Темзой в картине стали реки Неман и Шешупе. Поскольку съёмочный период затянулся до поздней осени, актёрам приходилось изображать летнюю негу на холоде. Режиссёр нашёл выход: ассистенты закупили грелки, которые периодически наполняли тёплой водой, и подкладывали актёрам под одежду. Правда, вода быстро остывала, и Ширвиндт нашёл грелкам иное применение: просил водолазов из группы подстраховки сгонять в магазинчик за коньяком и перелить его в грелки. Таким образом теплозащита работала эффективнее! :) Наливая из грелки, Ширвиндт читал приклеенную к ней инструкцию: «Вызывает расслабление гладкой мускулатуры. Действие зависит в первую очередь от залитого наполнителя». И спрашивал у Державина: «Мишка, наш наполнитель соответствует ГОСТу?»
Алексей Васильев:
«Вглядываясь в бинокль, режиссёр никак не мог понять: откуда посреди реки актёры берут алкоголь и закуску. На самом деле услуги такого рода им оказывали водолазы, которые следили, чтобы лодку не уносило течением...»
Михаил Державин:
«...В полиэтиленовом мешочке опускали деньги за борт, деньги брали заранее, и водолаз спускался, плыл, уже на литовской границе, там – Литва, граница с Литвой…»
Те же водолазы, прямо как в «Бриллиантовой руке», помогли заядлым рыбакам Ширвиндту и Державину порадовать противника рыбалки Миронова. Дело в том, что съёмочная группа разместилась в гостинице, от неё место прохождения съёмок, то есть сама река, находилась в нескольких минутах ходьбы. Ширвиндт и Державин, которые много лет являлись заядлыми рыбаками, каждый день «ходили на работу» с удочками, не желая упускать ни единой возможности порыбачить и однажды вытянули и Миронова в выходной день встретить утреннюю зорьку с удочкой. И вдруг почти сразу он поймал несколько крупных сомов. Как рассказывал Ширвиндт, водолазы постарались на славу, но актёр так и не пристрастился к рыбалке.
Александр Ширвиндт:
«Мы снимали что-то там, в общем, сидим, ждём поклёвки, и водолазы нацепили Андрюшке на крючок такого вот огромного сазана. И он… и вдруг Андрюшка: "У меня поклёвка!" Я: "Вынимай!" И он вынул сазана и стал орать: "Это я, это не они, это я поймал! Это не они, это поймал я! Это не они…". Была страшная истерика…»
В связи с многочисленными импровизациями, рождением идей на ходу режиссёру требовалось всё больше и больше актёров массовых сцен. Деревенских жителей из окрестностей собирали и переодевали в английскую одежду эпохи классицизма. Явно не английские лица режиссёр просил не снимать крупным планом. Но и местных жителей не хватало. В итоге в кадре в эпизодических сценах побывала почти вся съёмочная группа и даже приезжавшие навестить киношников жены и дети.
Важным героем картины стала собачка по имени Монморанси, которая вместе с мужским трио отправляется в путешествие по реке. Его сыграли фокстерьеры Грех и Герцог. Первый снимался, когда пса нужно было погладить в кадре. Второй к рукам не шёл, однажды едва не откусил нос Мазуркевич, прокусил палец Ширвиндту. Но именно он исполнял все тяжёлые уникальные трюки и был очень дисциплинирован, когда получал команду дрессировщика.
По воспоминаниям оператора киноленты Генриха Маранджяна, Монморанси-трюкач очень точно выполнял все команды и дрессировщика, и режиссёра, особенно чутко он реагировал на клич: «Мотор!» Пока в съёмках принимал участие покладистый Грех, Герцога запирали в автобусе. Однажды, услышав от режиссёра знакомое ему слово, Герцог невероятным образом открыл дверь и со всех ног бросился в воду. Съёмочная группа даже не сразу поняла, что произошло, а оператор, увидев двух Монморанси, решил, что у него двоится в окуляре.
Александр Ширвиндт:
«Один был страшный, к хозяйке нельзя было подойти, он дико ревнивый был, злой – ужас!!! Но он всё умел. Таскать лодку – это всё... А второй был полный кретин, но его можно было держать за ухо, за нос, выворачивать наизнанку. Мы старались сниматься с доброй собакой».
А вот эпизод в шлюзе придумали на ходу. Причём пирамиду актёры делали сами, без дублёров. В один момент Миронов решил пощекотать Державина, тот дёрнулся, и все трое полетели в воду. Падение, конечно, потом повторяли каскадёры, но эффект уже был не тот, поэтому в фильм вошёл тот самый, абсолютно случайный актёрский дубль.
Премьера состоялась в ленинградском Доме кино 4 мая 1979 года. Никто и предположить не мог, что лёгкая комедия потерпит фиаско. Коллеги и зрители, словно все разом превратившись в ханжей, бранили ленту за отсутствие драматургии, притянутый за уши советский юмор. Больше остальных возмущались поклонники творчества Джерома К. Джерома. По их мнению, режиссёр слишком круто обошёлся с первоисточником. Не спас картину от гнева и звёздный состав.
Александр Ширвиндт:
«Там очень много набежало этих "джеромоведов", значит, знатоков английского юмора <...>, критика, чем интересна, они всегда так рассуждают, как будто они присутствовали при написании, они знали, что хотел сказать Джером. Мы не знали, а они – знали...»
Алексей Васильев:
«Удивительно, но даже звёздный состав Миронов, Ширвиндт, Державин, не спас картину от гнева киноведов. "Где вы видели таких англичан?" – восклицали критики. "Как можно - эти глупые пошлые песенки. А где же советский патриотизм?"»
Но всё по своим местам расставило время, причём очень быстро: когда картину несколько раз показали по телевидению, то отдельные крики недоброжелателей просто растворились в море народного восторга. Сегодня этот фильм о праву считается классическим фильмом позднего советского периода.
Это был девятый выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
Друзья, внимание! Это был предпоследний выпуск «Весенней лИСтКУССТВенницы»; финальный (десятый) выйдет в конце этой недели, после чего вас ждёт традиционная итоговая викторина и розыгрыш открыток.
|
</> |