Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7
elika — 29.04.2024
Теги: Рязанов
Фильм «Забытая мелодия для флейты» мог стать последним
для Эльдара Рязанова, ведь его съёмки стали для режиссёра настоящим
испытанием. Как, впрочем, и для актёра Леонида Филатова. Мать
артиста вообще называла эту роль фатальной…
Основой
сценария фильма послужила пьеса «Аморальная история», которую
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали ещё в 1976 году, но в те
годы её не согласился ставить ни один театр – сатира на советских
чиновников казалась слишком острой. Тогда же Рязанов написал и
слова к песне, которая позже вошла в фильм и начиналась с таких
строк: «Мы не пашем, не сеем, не строим. Мы гордимся
общественным строем. Мы бумажные важные люди. Мы и были, и есть мы,
и будем». И только в эпоху перестройки режиссёру наконец-то
разрешили экранизировать эту пьесу. Правда, и потом, когда фильм
уже запустили в производство, Рязанов оставался сценарием недоволен
и писал в своих дневниках:В итоге история переписывалась несколько раз, многое поменялось — в частности, Николай Филимонов превратился в Леонида.
В главной роли
Рязанов изначально видел только Леонида Филатова, но на тот момент
актёр был занят на съёмках другого фильма. Режиссёр согласился
ждать столько, сколько потребуется. Сам Филатов тоже был в этом
заинтересован – он загорелся идеей сыграть роль чиновника от
искусства, ведь полностью разделял отношение Рязанова к
бюрократам:А чтобы не терять времени в ожидании Филатова, режиссёр решил начать со съёмок натуры:
В процессе съёмок
этих сцен режиссёр выполнил свою «обязательную программу»: как и во
всех своих фильмах, нашёл мини-роль для себя. На сей раз
постановщик перевоплотился в мужчину, разглядывающего в подзорную
трубу красоток из Тамбовского хора. А поскольку один из
перечисленных эпизодов снимали в Казахстане, в горах, то Рязанову
каждый день вместе со съёмочной группой, как уже было сказано,
нужно было подниматься на внушительную высоту. Резкие перепады
атмосферного давления и здоровые люди переносят плохо, а для
слабого здоровья режиссёра они и вовсе оказалось фатальными. Он и
сам знал, что это ему аукнется: «Большой перепад давления, и за
это скоро наступит для меня расплата». В результате у Рязанова
случился микроинсульт, из-за которого он оглох на одно ухо –
атрофировался ушной нерв. Режиссёра положили в больницу и
категорически запретили любые физические нагрузки. Но отказываться
от задуманного было не в его характере: «Передо мной встала
дилемма: или отменять картину и заняться здоровьем, или же всё-таки
попробовать сделать ленту». Словом, Рязанов решил снимать,
причём параллельно он работал над документальной лентой о Владимире
Высоцком. И одному Богу известно, как он справился с такой
нагрузкой.
Когда же Филатов
наконец освободился, Рязанов решил не терять времени и приступить к
основным съёмкам. Правда, на тот момент он ещё находился в
больнице.Режиссёр рассказывал:
При этом по субботам и воскресеньям режиссёр отправлялся на другие съёмки, как вы уже знаете, – о Владимире Высоцком.
И Рязанов ни разу
не пожалел о том, что ради съёмок этой картины рисковал собственным
здоровьем. Леонид Филатов оправдал все его ожидания и даже во
многом их превзошёл. О работе с актёром режиссёр писал так: «У
нас с Лёней было единомыслие. Не было разногласий, споров, ссор.
Мне нравилось, как он работает: человек очень точный,
дисциплинированный. Лёня удивительно техничен». А Филатов в
свою очередь признавался, что пошёл к Рязанову «по любви», и
что «работать с ним безумно легко и весело».Эльдар Рязанов на съёмочной площадке с Александром Панкратовым-Чёрным и Татьяной Догилевой). Фото: Валентин Мастюков (ТАСС) →
Родные же
отговаривали Филатова от съёмок в этом фильме – во-первых, он не
щадил себя и работал в бешеном ритме, не делая пауз между своими
проектами, а во-вторых, мать актёра опасалась за его здоровье из-за
суеверий, достаточно распространённых в актёрской среде до сих пор:
считается, что нельзя играть собственную смерть, дабы не навлечь на
себя несчастья. Филатов же к таким суевериям относился очень
скептически и без раздумий согласился на роль героя, который
переживал в фильме состояние клинической смерти после сердечного
приступа и оказывался в «тоннеле мёртвых».По этому поводу актёр говорил так:
Но, увы, эти игры
со смертью всё же имели роковые последствия. Филатов был
трудоголиком и никогда не находил времени, чтобы заняться своим
здоровьем. Он жил на износ, снимаясь в нескольких фильмах
одновременно, параллельно играя в театре и выступая с концертами. В
начале 1990-х актёр перенёс инсульт, после чего друзья и близкие
уговаривали его сделать наконец-то паузу в работе.А затем у Филатова обнаружили почечную недостаточность, провели операцию по пересадке донорской почки, но и после этого он продолжал работать – вёл на телевидении передачу «Чтобы помнили». Осенью 2003 года Леонид Филатов скончался на 57-м году жизни. В 1986 году, как раз в период работы над «Забытой мелодией для флейты», Леонид Филатов написал стихи, которые сейчас кажутся просто пророческими:
О не лети так, жизнь, слегка замедли шаг.
Другие вон живут, не спешны и подробны.
А я живу – мосты, вокзалы, ипподромы.
Промахивая так, что только свист в ушах.
О не лети так, жизнь, уже мне много лет.
Позволь перекурить, хотя б вон с тем пьянчужкой.
Не мне, так хоть ему, бедняге, посочувствуй.
Ведь у него, поди, и курева то нет.
О не лети так, жизнь, мне важен и пустяк.
Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.
И пусть я никогда спектакля не увижу,
Зато я буду знать, что был такой спектакль.
О не лети так, жизнь, я от ветров рябой.
Мне нужно этот мир как следует запомнить.
А если повезёт, то даже и заполнить,
Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой.
О не лети так, жизнь, на миг хоть, задержись.
Уж лучше ты меня калечь, пытай, и мучай.
Пусть будет всё – тюрьма, болезнь, несчастный случай.
Я всё перенесу, но не лети так, жизнь.
© Леонид Филатов, 1986 год
И ещё, пожалуй,
какое бы количество актуальных и злободневных реприз не звучит в
этой картине, она остаётся прежде всего тем, чем были и есть и
другие лучшие работы Эльдара Рязанова, то есть историей о любви.
Именно благодаря тому, что в центре внимания здесь находятся
идеально прописанные и блестяще сыгранные отношения мужчины (уже
упомянутый чиновник Филимонов в исполнении Филатова) и женщины
(медсестра Лида, роль которой исполнила Татьяна Догилева),
картина и осталась в зрительской памяти, а не затерялась в океане
другой талантливой кинопродукции.
Это был седьмой выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
|
</> |
Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
Сквозь Альпы и облака
Саммита в Будапеште не будет. Что дальше?
так
Фильмы сентября
Жизнь заставила
В США заявили о лживости Европы: зачем ЕС продвигает антироссийскую риторику...
Ключевой шаг к энергетической независимости Европы

