Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7

топ 100 блогов elika29.04.2024 Теги: Рязанов Фильм «Забытая мелодия для флейты» мог стать последним для Эльдара Рязанова, ведь его съёмки стали для режиссёра настоящим испытанием. Как, впрочем, и для актёра Леонида Филатова. Мать артиста вообще называла эту роль фатальной…

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 Основой сценария фильма послужила пьеса «Аморальная история», которую Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали ещё в 1976 году, но в те годы её не согласился ставить ни один театр – сатира на советских чиновников казалась слишком острой. Тогда же Рязанов написал и слова к песне, которая позже вошла в фильм и начиналась с таких строк: «Мы не пашем, не сеем, не строим. Мы гордимся общественным строем. Мы бумажные важные люди. Мы и были, и есть мы, и будем». И только в эпоху перестройки режиссёру наконец-то разрешили экранизировать эту пьесу. Правда, и потом, когда фильм уже запустили в производство, Рязанов оставался сценарием недоволен и писал в своих дневниках:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 «Создалось ощущение, что он [сценарий] не очень-то хорош и устаревает на глазах... Несмотря на то что "Флейта" была утверждена начальством, я сам никак не мог её утвердить и одобрить...»
В итоге история переписывалась несколько раз, многое поменялось — в частности, Николай Филимонов превратился в Леонида.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 В главной роли Рязанов изначально видел только Леонида Филатова, но на тот момент актёр был занят на съёмках другого фильма. Режиссёр согласился ждать столько, сколько потребуется. Сам Филатов тоже был в этом заинтересован – он загорелся идеей сыграть роль чиновника от искусства, ведь полностью разделял отношение Рязанова к бюрократам:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 «Я бы, честно говоря, высылал бюрократов в специальные резервации – пусть недалеко от городов, пусть с семьями, чтобы они там занимались общественно полезным трудом. Именно полезным…», – говорил актёр в одном из интервью того периода.

А чтобы не терять времени в ожидании Филатова, режиссёр решил начать со съёмок натуры:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 «Пока, чтобы использовать лето, решили снять три эпизода с Тамбовским хором, где Лёня не занят, – вспоминал потом Эльдар Александрович. – Первая съёмка – на авианосце "Киев" в Североморске… Потом полетели в Алма-Ату... Там снимали эпизод, как "тамбовские" девушки поют чабанам. Каждый день ездили в горы на высоту три с лишним километра».

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 В процессе съёмок этих сцен режиссёр выполнил свою «обязательную программу»: как и во всех своих фильмах, нашёл мини-роль для себя. На сей раз постановщик перевоплотился в мужчину, разглядывающего в подзорную трубу красоток из Тамбовского хора. А поскольку один из перечисленных эпизодов снимали в Казахстане, в горах, то Рязанову каждый день вместе со съёмочной группой, как уже было сказано, нужно было подниматься на внушительную высоту. Резкие перепады атмосферного давления и здоровые люди переносят плохо, а для слабого здоровья режиссёра они и вовсе оказалось фатальными. Он и сам знал, что это ему аукнется: «Большой перепад давления, и за это скоро наступит для меня расплата». В результате у Рязанова случился микроинсульт, из-за которого он оглох на одно ухо – атрофировался ушной нерв. Режиссёра положили в больницу и категорически запретили любые физические нагрузки. Но отказываться от задуманного было не в его характере: «Передо мной встала дилемма: или отменять картину и заняться здоровьем, или же всё-таки попробовать сделать ленту». Словом, Рязанов решил снимать, причём параллельно он работал над документальной лентой о Владимире Высоцком. И одному Богу известно, как он справился с такой нагрузкой.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 Когда же Филатов наконец освободился, Рязанов решил не терять времени и приступить к основным съёмкам. Правда, на тот момент он ещё находился в больнице.
Режиссёр рассказывал:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 «Особенность первого месяца съёмок заключалась в том, что я лежал в больнице. Помещался я там в трёхместной палате. Из двух моих соседей по палате один после тяжёлой операции всё время ночами стонал, а другой был могучий храпун. Так что ночевать в палате я не мог, ибо был обречён на бессонницу. Поэтому я ездил спать домой. В шесть часов утра я вставал, завтракал, брился и на машине приезжал в больницу. Без десяти восемь я уже лежал в своей койке, переодетый в больничное, с таким видом, будто я провёл в палате всю ночь. Начинался врачебный обход, уколы, процедуры. Около десяти часов я быстро переодевался, бежал вниз к машине и ехал на съёмку. Там я, преодолевая недомогание и слабость, орал, репетировал, гонял массовку, снимал и около семи вечера возвращался в больницу…»
При этом по субботам и воскресеньям режиссёр отправлялся на другие съёмки, как вы уже знаете, – о Владимире Высоцком.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 И Рязанов ни разу не пожалел о том, что ради съёмок этой картины рисковал собственным здоровьем. Леонид Филатов оправдал все его ожидания и даже во многом их превзошёл. О работе с актёром режиссёр писал так: «У нас с Лёней было единомыслие. Не было разногласий, споров, ссор. Мне нравилось, как он работает: человек очень точный, дисциплинированный. Лёня удивительно техничен». А Филатов в свою очередь признавался, что пошёл к Рязанову «по любви», и что «работать с ним безумно легко и весело».

Эльдар Рязанов на съёмочной площадке с Александром Панкратовым-Чёрным и Татьяной Догилевой). Фото: Валентин Мастюков (ТАСС)


Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 Родные же отговаривали Филатова от съёмок в этом фильме – во-первых, он не щадил себя и работал в бешеном ритме, не делая пауз между своими проектами, а во-вторых, мать актёра опасалась за его здоровье из-за суеверий, достаточно распространённых в актёрской среде до сих пор: считается, что нельзя играть собственную смерть, дабы не навлечь на себя несчастья. Филатов же к таким суевериям относился очень скептически и без раздумий согласился на роль героя, который переживал в фильме состояние клинической смерти после сердечного приступа и оказывался в «тоннеле мёртвых».
По этому поводу актёр говорил так:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 «Мама считает, что ролью Филимонова в «Забытой мелодии для флейты» я накликал себе беду, Говорит, что, когда доходит до последней части, где мой герой переживает клиническую смерть, сразу выключает телевизор. К этому моменту у неё уже слёзы на глазах и самочувствие становится плохим. Но я считаю, что ничего не накликал. Это моя судьба. Я убеждён, что жизнь справедлива ко всему. Если Бог даёт такие испытания, значит, так надо. А вообще, у артистов есть такая байка, что когда много играешь собственную смерть, в особенности в кино, то все беды минуют. Я в кино умирал раз пятнадцать. А снимая фильм "Свобода или смерть", просто расстрелял себя в Париже. Считаю, что всё это глупые суеверия».

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 Но, увы, эти игры со смертью всё же имели роковые последствия. Филатов был трудоголиком и никогда не находил времени, чтобы заняться своим здоровьем. Он жил на износ, снимаясь в нескольких фильмах одновременно, параллельно играя в театре и выступая с концертами. В начале 1990-х актёр перенёс инсульт, после чего друзья и близкие уговаривали его сделать наконец-то паузу в работе.
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 «Но я пропускал всё это мимо ушей. Чепуха, считал. Сейчас понимаю, что судьба меня предупреждала: сделай паузу, переведи дух… Но предупреждение судьбы я проигнорировал», – позже признавался актёр.

А затем у Филатова обнаружили почечную недостаточность, провели операцию по пересадке донорской почки, но и после этого он продолжал работать – вёл на телевидении передачу «Чтобы помнили». Осенью 2003 года Леонид Филатов скончался на 57-м году жизни. В 1986 году, как раз в период работы над «Забытой мелодией для флейты», Леонид Филатов написал стихи, которые сейчас кажутся просто пророческими:

О не лети так, жизнь, слегка замедли шаг.
Другие вон живут, не спешны и подробны.
А я живу – мосты, вокзалы, ипподромы.
Промахивая так, что только свист в ушах.

О не лети так, жизнь, уже мне много лет.
Позволь перекурить, хотя б вон с тем пьянчужкой.
Не мне, так хоть ему, бедняге, посочувствуй.
Ведь у него, поди, и курева то нет.

О не лети так, жизнь, мне важен и пустяк.
Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.
И пусть я никогда спектакля не увижу,
Зато я буду знать, что был такой спектакль.

О не лети так, жизнь, я от ветров рябой.
Мне нужно этот мир как следует запомнить.
А если повезёт, то даже и заполнить,
Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой.

О не лети так, жизнь, на миг хоть, задержись.
Уж лучше ты меня калечь, пытай, и мучай.
Пусть будет всё – тюрьма, болезнь, несчастный случай.
Я всё перенесу, но не лети так, жизнь.


© Леонид Филатов, 1986 год

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7 И ещё, пожалуй, какое бы количество актуальных и злободневных реприз не звучит в этой картине, она остаётся прежде всего тем, чем были и есть и другие лучшие работы Эльдара Рязанова, то есть историей о любви. Именно благодаря тому, что в центре внимания здесь находятся идеально прописанные и блестяще сыгранные отношения мужчины (уже упомянутый чиновник Филимонов в исполнении Филатова) и женщины (медсестра Лида, роль которой исполнила Татьяна Догилева), картина и осталась в зрительской памяти, а не затерялась в океане другой талантливой кинопродукции.
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №7
Это был седьмой выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каблуки – это, конечно, хорошо. Но сегодня  о другом. На фото греческие сандалии проституток с надписью на подошве "следуй по моим шагам". Надпись отпечатывалась на следах, делая рекламу своей владелице. И греческие мужчины, забывая про свои греческие войны и греческие салаты не ш ...
Вопрос о Тимирязевской академии попал даже в "Прямую линию" президента. И теперь общественность гадает - что же сказал Вован по этому поводу: запретил "трогать" Тимирязевку - или не до конца запретил? В этих спорах отражается прискорбный факт - то, что общественность так до сих пор и не у ...
Продолжим, ребята, вспоминать, что шло в 1999 году в кинотеатрах из научно-фантастических фильмов. Идеи о том, что мы живем в иллюзорном мире, возможно кем спрограммированным, они в конце 90-х витали в воздухе. Началось все в 98 году с "Темного города", а на самом деле с позабытой ...
В английском языке есть интересная грамматическая коллизия: в третьем лице единственного числа все существительные могут заменяться, в зависимости от значения, на «он» ( he ), «она» ( she ) или же безликое «оно» ( it ). При этом не имеет значения, о ком мы говорим — о быке или о ...
Лондон. Впечатления русских путешественников в фотографиях и воспоминаниях конца XIX — начала XX век. Часть 1 ...