Вернулся из Америки в СССР. Фильм о реэмигранте
kino_sssr — 09.02.2023 По смыслу - вроде бы агитка, но по воплощению - отнюдь нет.Агитка, как и любой плакат, - прямолинейна, в ней нет и не может быть подтекстов, нюансов, юмора, а паче того - "неправильная" сторона обязана проиграть по всем фронтам, причём, проиграть разгромно.
Кадр из фильма "Возвращение Нейтана Беккера" (1932)
В "Возвращении Нейтана Беккера" этого нет, хотя... есть :)
Нейтан (Давид Гутман) - реэмигрант. Он, спасаясь он еврейских погромов, уехал в США в самом начале 20 века. Работал каменщиком, "строил Нью-Йорк". Но вот теперь в США экономический кризис ("Великая депрессия"), а в России, ставшей советской, наоборот, намечается подъём.
И Нейтан вместе с женой возвращается домой, а заодно привозит с собой друга, негра Джима (Кадор Бен-Салим, тот самый, что играл в "Красных дьяволятах").
Они оба поступают работать на большое строительство, где, узнав о солидном опыте Беккера (28 лет), ему предлагают заняться обучением молодёжи.
Нейтан Беккер (Давид Гутман), кадр из фильма "Возвращение Нейтана Беккера" (1932)
Согласившись, Нейтан приходит в учебный центр, но возмущается системой подготовки будущих строителей. "Это артисты балета!" - насмехается он.
Почему "артисты балета"? Потому что новичкам предлагают, прежде всего, физкультурные тренировки: инструктор убеждён, что только так рабочие смогут развить мышцы, научиться двигаться экономно, не растрачивая зря силы.
Беккер же категорически против такого "балета": сила приходит с опытом, незачем облегчать, это противно природе рабочего человека.
В конце концов, устав спорить, наш герой предлагает устроить соревнование - кто больше кирпичей успеет положить за час. Ему выдвигают встречное предложение: не за час, а за рабочий день.
Это логично - ведь система подготовки в учебном центре нацелена на повышение производительности в целом, на то, чтобы каменщик меньше уставал.
Понимаю, описание выглядит скучновато, но - поверьте - фильм совсем не скучный, тем более, что Давид Гутман играет превосходно: он очень органичен в роли и, вместе с Бен-Салимом, умело вносит комедийные нотки в повествование.
Беккер-старший (Соломон Михоэлс) и Джим (Кадр Бен-Салим), кадр из фильма "Возвращение Нейтана Беккера" (1932)
Под стать ему и другие актёры, в том числе, знаменитый Соломон Михоэлс. Также мы можем увидеть в картине Бориса Бабочкина и Леонида Кмита (знаменитые Чапаев и Петька).
Режиссёры Рашель Мильман-Кример и Борис Шпис, фильм снят по сценарию Переца Маркиша, в основу которого положена реальная история.
И еще. Картина "Возвращение Нейтана Беккера" - не о противопоставлении капитализма и социализма, даже не о борьбе старого и нового, а о противостоянии консерватизма и прогресса, причем, сторонники прогресса отдают должное опыту, а не крушат всё, не глядя.
Кстати, фильм был показан, в том числе, в США и был удостоен рецензии в "Нью-Йорк Таймс" (за 15 апреля 1933 года).
В числе прочего в рецензии писали:
Зрители получают интересное представление о еврейском населении и видят лучшие стороны индустриализации Советского Союза, безжалостно продвигаемые правительством в поспешном стремлении сделать страну экономически самодостаточной...
В экранизации этой простой истории режиссеры представили много весьма занимательных эпизодов еврейской жизни в сегодняшней России и воздержались от слишком подробного рассмотрения строительных работ. Игра ведущих актеров великолепна.