Вернисаж
elena_akunina — 27.09.2019 В шесть часов вечера Елена сказала Петеру, что пойдет домой. В глубине души она радовалась свободному вечеру. Но выйдя из Петерова подъезда, увидела дверь картинной галереи с вывеской "Сегодня вернисаж - с 16:00 до 20:00". Вспомнила, что владелец галереи, сухой и стройный пожилой немец, несколько дней назад вышел из галереи к Петеру и Елене и пригласил их на вернисаж в пятницу. Дал Петеру открытку с приглашением. Петер спросил, будет ли буфет.- Да, да, всё будет. Художница - японка. Очень интересные работы - каллиграфия на ткани.
Елена вспомнила про это приглашение и прошла мимо окон галереи, не поворачивая головы и глядя прямо перед собой. Наверно, чтобы не встретиться глазами с галеристом.
Подошел двухэтажный берлинский автобус, Елена поднялась на второй этаж. Автобус проезжал мимо галереи, и Елена увидела, что два зала галереи пустые, только две фигуры - галерист и невысокая тонкая женщина в брюках - стояли спиной к окну лицом к картине на стене.
Елена подумала, что никто не пришел на вернисаж. Ей стало жалко и галериста, и художницу. Она вышла из автобуса, перешла на другую сторону улицы и поехала в автобусе обратно к Петеру.
Услышав по домофону, что это опять Елена, Петер не удивился. А когда она предложила ему спуститься вниз и посетить вернисаж, он сказал:
- Да, я и забыл про вернисаж! А герр Мюллер нас лично пригласил. Вот мы лично и придем.
В галерее не было видно никакого буфета. Художница представилась и спросила по-английски и по-немецки, на выбор, на обоих языках она говорила неуверенно - примерно так, как неуверенно говорит на всех языках, кроме русского, сама Елена, - какое вино они хотят, рэд уайн или уайт уайн. Елена и Петер попросили красного вина.
Елена вспомнила, как ее, уже в Берлине, спрашивала русская немка, образованная интеллигентная женщина, Елена была у нее в гостях, чего налить Елене, красного или белого. Елена пожелала белого, и ей налили водки. Елена этого совсем не ожидала, но протестовать не решилась.
С бокалом вина в руке, Елена и Петер ходили от одной работы к другой. Картины были прямоугольниками, сшитыми из лоскутов ткани, а поверх были написаны большие черные иероглифы. Назывались картины Добродетель, Благодарность, Капля точит камень, Долгая жизнь, все названия в таком роде. Елене, неожиданно для нее, картины эти понравились. И она видела в них то, что было заявлено в названиях. Может быть, это алкоголь подействовал на нее, не признающую абстрактное искусство, таким образом, что она вдруг прониклась.
Была картина под названием Gelassenheit или Serenity (названия были написаны на табличках по-немецки и по-английски). Перевода этих слов на русский язык Елена не знала. Она думала, что глаголы от них переводятся на русский как "Расслабься!" и "Не парься!", тогда как слова эти на самом деле означают безмятежность.
Работы под названием "Вечность" и "Большая красивая женщина" были уже проданы.
Галерист обратил внимание Петера на цены, сказал, что продаются картины без рамок, но и для картин без рамок это удивительно низкие цены. И в самом деле, каждая картина стоила 50, 60 или 70 евро, не больше и не меньше.
Петер, увидев пустые столы, сказал, что гости уже, наверно, разошлись. Галерист рассказал, что было много народу, что пришли искусствоведы, специализирующиеся на искусстве Дальнего Востока, и что им работы очень понравились.
Когда вышли из галереи, откланявшись в буквальном смысле перед художницей - она поклонилась, и Елена и Петер поклонились ей в ответ, - Елена сказала Петеру:
- Значит, совсем не были они одинокими. Гости были и всё съели.
|
</> |