Вермеер в Дрездене
galik_123 — 12.01.2022Всю осень в Картинной галерее старых мастеров Дрездена проходила выставка "Ян Вермеер. Остановись, мгновенье". Она закрылась в самом начале января, и картинная галерея тоже временно закрылась. Но всё-таки мы можем в очередной раз воспользоваться благами интернета и познакомиться с этой выставкой. Давайте, посмотрим Вермеера!
Всего на выставке - 58 работ голландской живописи второй половины XVII века, из них 10 картин Вермеера, а это почти треть всего его наследия (35 полотен). Две картины - "Девушка, читающая письмо у открытого окна" и "У свахи" - из дрезденской коллекции. Еще восемь предоставили галереи Амстердама, Лондона и Вашингтона.
Картины Питера де Хоха, Франса ван Мириса, Герарда Терборха, Габриэля Метсю, Эманюэля де Витте и Яна Стена показали художественную среду, в которой работал Вермеер. Всё это тесный круг его общения.
Один из самых знаменитых мастеров золотого века голландской живописи Ян Вермеер был забыт вскоре после его смерти. Только в середине XIX века он был заново открыт как художник благодаря приверженности французского историка искусства Теофиля Торе-Бюргера. Именно Торе-Бюргер дал художнику, творчество которого в то время всё ещё было окутано тайной, прозвище "Дельфтский сфинкс".
В центре внимания выставки картина "Девушка, читающая письмо у открытого окна". Она показана в контексте девяти других работ Вермеера.
Ян Вермеер родился в Делфте в 1632 году в семье ткача шелка, трактирщика и торговца произведениями искусства. Получив образование художника, он женился на богатой Катарине Болнес в 1653 году и обратился в католицизм. В том же году он был принят мастером в гильдию Святого Луки. В 1660 году семья переехала в дом его тещи, где Вермеер жил и работал до конца жизни. Важные посты в гильдии Святого Луки, его работа в качестве эксперта по искусству и высокие цены на картины свидетельствуют о большом уважении, которое он и его работы вызывали при жизни. Вермеер умер в возрасте 43 лет, оставив после себя вдову и одиннадцать детей.
Родной город Вермеера - Делфт, сыграл важную роль в войне голландских провинций за независимость от испанской короны. С 1572 года до своего убийства в 1584 года в Делфте проживал Вильгельм Оранский (1533-1584), один из важнейших руководителей восстания против испанцев, а затем первый губернатор молодой республики. К 1650 году Делфт стал одним из пяти крупнейших городов Нидерландов с оживленным портом. Пивоварни, керамические фабрики и ковроткачество составили основу его экономического процветания. Штаб-квартира Голландской Ост-Индской компании приносила городу дополнительные доходы благодаря морской торговле специями, фарфором и предметами роскоши.
Хотя в Делфте не было университета, город являлся научным центром, где занимались вопросами оптики и микроскопии, математикой и ее применением в геодезии и перспективе. Хирург, геодезист и нотариус Джейкоб Спурс опубликовал трактат по вопросам математики и геометрии в 1638 году. Он описал роль перспективы и оптики, а также света для создания идеального эстетического образа. Вероятно, он также повлиял на творчество Вермеера, который лично знал Спурса. Антони ван Левенгук, торговец тканями и городской чиновник, разработал ручной микроскоп для исследования бактерий и эритроцитов. Он сам отшлифовал необходимые линзы.
Ян Вермеер. Вид на дом в Делфте (Маленькая улица), около 1658. Холст, масло. Амстердам, Государственный музей
"Девушка, читающая письмо у открытого окна" - одно из главных произведений Галереи старых мастеров. Но только сейчас картина голландского художника была восстановлена в своём первоначальном виде. Теперь на ней изображена не только девушка, читающая письмо, но и купидон. Произведение Вермеера было приобретено в Париже в 1742 году для коллекции саксонского курфюрста Фридриха Августа II. И в Дрезден картину привезли уже без изображения купидона. О его существовании стало известно благодаря рентгеновскому снимку картины лишь в 1979 году, а первое упоминание в научной литературе появилось в 1982 году. С тех пор всё научное сообщество руководствовалось одной версией: Купидона зарисовал сам художник. И только два года назад экспертная комиссия пришла к сенсационному выводу, который обрадовал искусствоведов. Ангел был зарисован намного позднее, чем предполагалось ранее, и точно уже после смерти самого мастера. Эксперты датируют это примерно 1700 годом.
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна, 1657-59. Холст, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден
Стиль живописи Вермеера соответствовал общепринятой практике его времени. Его палитра - около 20 красок, которыми пользовался художник, не отличалась от палитры его современников. Художник использовал краски из минералов. Он часто применял самый дорогой из этих пигментов, ультрамарин, сделанный из лазурита. Особой светимости отдельных частей картин он добился за счет использования свинцовых белил и свинцово-оловянных желтых.
В конце 1650-х годов в картинах художника появились многофигурные сцены. На красочной картине "У свахи" Вермеер изобразил типы фигур с картин так называемых утрехтских караваджистов - голландских художников, изучавших работы Караваджо в Италии.
Ян Вермеер. У свахи, 1656. Холст, масло, 143 x 130 см, Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Gemäldegalerie Alte Meister
На следующей картине пожилой кавалер, кажется, учит хорошим манерам молодую женщину с бокалом вина. Аллегорическая фигура безбрачия в оконном стекле, строгий портрет джентльмена на стене и мужчина в углу составляют содержательный противовес чувственной сцене.
Ян Вермеер. Девушка с бокалом вина, ок. 1658/59. Холст, масло. Брауншвейг, Музей Герцога Антона Ульриха
Сценка общения музыкантов дополнена картиной на стене с образом бога любви, а значит, сольется гармония музыки в гармонию сердец...
Ян Вермеер. Урок музыки,1658-59. Холст, масло. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Жанровые сцены с одинокой женской фигурой составляют важную часть творчества Вермеера. Они впечатляют сбалансированностью композиций, изысканным освещением и яркостью красок. Женщины заняты повседневными делами. Внутреннее спокойствие и задушевность придают их изображению нечто символическое. В этом жанровые картины Вермеера отличаются от повествовательных картин его современников.
Молодая женщина стоит за картой - может быть, это намек на письмо издалёка?
Ян Вермеер. Дама в голубом, читающая письмо, около 1663. Холст, масло. Амстердам, Рейксмузеум
Ян Вермеер. Девушка с жемчужным ожерельем, 1663-64. Холст, масло. Gemäldegalerie, Berlin
Ян Вермеер. Женщина с весами, 1663-64. Холст, масло. Национальная художественная галерея, Вашингтон. Коллекция Уайденера.
Ян Вермеер. Географ, 1669. Холст, масло. Städelsches Kunstinstitut, Франкфурт-на-Майне
Ян Вермеер, Дама, стоящая у верджинела, около 1670-1672. Холст, масло. Лондон, Национальная галерея
Считается, что следующая работа может быть самой ранней дошедшей до нас картиной Вермеера. В начале своего творческого пути Вермеер писал картины на мифологические и христианские темы. Исторические картины пользовались высочайшим спросом и сулили молодому художнику лучшие перспективы стабильного дохода. Сцена с Дианой, богиней охоты, описана в "Метаморфозах" Овидия. Художники использовали эту сцену для изображения обнаженных женщин и драматических жестов, однако фигуры Вермеера одеты и дышат спокойствием.
Ян Вермеер. Диана и её спутники, 1653-1654. Холст, масло. Маурицхейс, Гаага
И для примера - несколько картин современников Яна Вермеера.
Жерар Доу. Автопортрет художника в мастерской, 1647. Панель, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден
Жерар тер Борх. Сидящая девушка в крестьянском костюме, около 1650. Панель, масло. Рейксмузеум, Амстердам
Джерард Хокгест. Старая церковь в Делфте, 1654. Панель, масло. Амстердам, Рейксмузеум
По материалам Дрезденской картинной галереи: www.skd.museum и www.pubhist.com
|
</> |