"Вера"- новый фильм по повести Щербаковой "Вам и не снилось". Сравнение с

топ 100 блогов materik-knig — 04.01.2025

Подчеркивается, что это не ремейк советского фильма, а совершенно другое прочтение повести, благо линий и тем в ней достаточно.

Вера- новый фильм по повести Щербаковой Вам и не снилось. Сравнение с

Если спросить, о чем "Вам и не снилось", думаю, большинство ответят "о любви". Потому что смотрели именно советский фильм. Те, кто читал повесть, знают, что она гораздо жестче, подробнее и не столь однозначна. Книга о семьях, стилях воспитания, и, главное, о женщинах. Именно женщины у Щербаковой (и не только) принимают решения.

В СССР это имело простое объяснение - после войны женщинам пришлось стать сильными и жесткими. Мужчина рассматривался как желанный, конечно, объект, но реальной власти в семье он уже не имел. Это была, конечно, не 100%-ная норма, но повсеместная тенденция. И Щербакова отлично это показала.

Роман – мальчик хороший. Его обвести вокруг пальца – пара пустяков. Хоть девицам, хоть бабушкам.

При этом советский кинематограф, частенько, сглаживал углы, экранизируя книги. Так, было, например, с "Девчатами", которые из драмы превратились в легкую комедию. Так произошло и с повестью "Вам и не снилось". Изначально грустная, непростая и даже трагическая, она превратилась в светлую историю любви с открытым финалом.

Вера- новый фильм по повести Щербаковой Вам и не снилось. Сравнение с

Подростки в ней истинные овечки, такие нежные, такие правильные. И правда, как рука поднялась у этих взрослых? Я недавно писала статью по книге и не понимала, когда со мной спорили насчет Юльки. А теперь пересмотрела советский фильм внимательно, и поняла - да там убрали все ее жестокие фразы, убрали, как она расчетливо соблазнила Ромку. Все убрали, короче. По-другому расставили акценты во всех линиях. Отец Ромы все знал прекрасно в книге, в фильме его, бедного, тоже обманули. Ну и так далее.

Я так подробно пишу о советском фильме, потому что только после этого понятно, что новый фильм, "Вера", действительно не ремейк. Это отдельный фильм, где акцент смещен на мать Романа Веру. Он снят почти дословно по книге, без купюр, но не берет во внимание другие темы, которые есть у Щербаковой.

Сюжет

Напомню, если кто-то забыл, а может, не знает. Новый район Москвы. Вера неожиданно обнаруживает, что в соседний дом заезжает первая любовь ее мужа - Люся с дочерью Юлей и мужем на 10 лет младше. А также, что ее, Верин муж, не забыл Люсю, а кинулся с воплями по газону к ней, забыв про радикулит.

Вера- новый фильм по повести Щербаковой Вам и не снилось. Сравнение с

Вторым потрясением для Веры стало, что ее сын Рома влюбился в дочь ненавистной Люси. Она решает во что бы то ни стало разлучить влюбленных, не считая их чувство серьезным, что приводит к трагедии.

Акценты

Если в книге множество линий - учительницы Татьяны, Веры, Люси, отношения подростков, то в новом фильме остальные герои и их семьи показаны эпизодически, на первом плане - трагедия Веры. Именно так.

В советском фильме И. Фреза она показана просто полной женщиной-наседкой, стремящейся сохранить приличия и уберечь мальчика от глупостей. Тем более ему надо учиться, а в ее, Вериной, мечте относительно будущего Романа, все совершенно не так. Ну, просто несвоевременно.

В книге примерно также, плюс в книге еще описана семья Веры в Ленинграде. И это люди, у которых "все схвачено", все решено, каждый выполняет свою роль и не отклоняется от курса. У Веры в книге муж-симулянт, вечно больной и аморфный, но она воспринимает его как данность, плохонький, да свой.

муж Веры в новом фильме
муж Веры в новом фильме

Не то в новом фильме. Он снят по всем современным представлениям. Я специально прочитала интервью с режиссером И. Волковой. Она видит так, что Вера - дитя войны, она помнит блокаду, помнит властную жесткую мать. Ну и далее про травму поколений и привет современная психология. У меня был диссонанс, потому что я "считала" этот современный посыл. Тогда надо было в наше время переносить действие. В конце 70-х герои нового фильма выглядят странно.

И переполнилась чаша

Вот что произошло с Верой. Подростковый роман сына стал последней каплей. В старом фильме он был лишь досадной помехой на пути всеобщего семейного благоденствия. В новом же фильме Вера очень сильно недовольна своим браком, и уже давно. Это видно по мрачному тону картинки в начале, по уставшему, в морщинах лицу с пигментными пятнами, унылому выражению, раздражению, которое она испытывает к мягкотелому ленивому мужу.

Вера
Вера

И когда этот амебный человек вдруг проявляет недюжинный интерес к первой любви, она раскаляется до бела в этом самом раздражении. Вера начинает думать о разводе и размене. Она задергана, тащит на себе семью, и подростковый бунт Ромы застает ее врасплох. И, конечно, распоследняя капля, что эта девочка - дочь Люси. Все это нагнетается весьма умело. Тревожная музыка также способствует. В общем, женщина на грани нервного срыва.

И все ее дальнейшие действия продиктованы только этим - обидой, неудавшейся жизнью. Ее очень сильно унизили всей этой ситуацией с мужем и Люсей как женщину и она мстит разрушительно и слепо. Пытается проявлять власть, транслируя манеру поведения своей матери, но для этого она недостаточно сильная, начинает метаться, потому что на самом деле она зависима от сына, пытается, доказать, что возьмет верх над этой Люсиной семейкой. Ключевое слово здесь - пытается.

Рома
Рома

А если копнуть еще глубже и использовать современную терминологию, внутренний ребенок Веры крайне растерян и напуган. Она потеряла последние капли уважения к мужу, решила развестись и ей сейчас как никогда нужен сын, но он ускользает, становится взрослым, она пытается искусственно продлить его детство, пресечь это дикое повторение истории, где разлучница - уже Люсина дочь. Потому что сын ей по-прежнему важен и нужен как воздух.

Про видение режиссера

Отрывок из интервью с И. Волковой с сайта tvmag:

Вера- новый фильм по повести Щербаковой Вам и не снилось. Сравнение с

Вот про лишний вес Веры я бы хотела сказать отдельно. И поспорить. Не из-за лишнего веса в книге у Веры проблемы! Там гораздо все глубже. Вес она набрала во время беременности. Когда приезжала ее мать и сестра из Ленинграда, разговоры крутились вокруг того, что эта беременность лишила Веры красоты и "подарила", кроме сына, букет болезней. Рома все слышал и однажды с ним случилась истерика, ребенок решил, что он виноват во всех бедах матери. Хоть она и уверяла его, что это не так, но вы же понимаете, он все равно не поверил.

Вера в старом фильме
Вера в старом фильме

Это объяснение зависимости Ромы от матери, способа манипулирования, неосознанного, со стороны Веры. В новом фильме все это убирают. Рома там просто обычный, хороший подросток, мама заигралась в гиперопеку, отношение как к младенцу. Лишив Веру лишнего веса, сценаристы и режиссер сделали ее гораздо более ранимой и несчастной, зато современной. Поэтому у меня и вопрос - зачем было оставлять то время, но помещать в него женщину с современными психологическими проблемами?

Вера в новом фильме
Вера в новом фильме

Потому что ну не так сейчас относятся к подобным мужьям, время изменилось, и общественное мнение тоже. Даже то, что Вера в новом фильме совершенно одна. Злобная холодная далекая мать ей не опора, ни друзей, ни общества вокруг. Это снова - про наше время. В советское время кругом была тьма бесплатных психологов) Утешат, поддержат, помогут.

Чья вина

Веру все время выставляют монстром. Это она, дескать, сделала что-то непоправимое. Опять же, из интервью с режиссером:

Превратиться из любящей матери, которая называет себя «треской», в пиранью.

И мне все время хочется защитить эту Веру. Не стала она никакой пираньей. Осталась все той же треской (в фильме она изучает рыб, и когда Роман спрашивает, какой рыбой она себя видит, Вера называет треску - распространенную в популяции и питательную). Только больной, уставшей и почти снулой. Думаю, известие о гибели Ромы она не переживет.

Мне в теме про книгу говорили, что вот другие персонажи не такие злобные. Они вот понимают подростковую любовь. А давайте рассмотрим их поближе:

Мама Юли сама счастлива - у нее есть молодой муж, в которого она влюблена, только родила ребенка. Счастливый человек щедр и великодушен. Есть чем поделиться, что отдать в психологическом плане, есть ресурс поддержать и дочь. Она ей не конкурентка (о, это была бы совсем другая история).

мама Юли в новом фильме
мама Юли в новом фильме

Учительница Танечка. Пережила несчастливую любовь. Подросткам сочувствует. Все это видится ей в романтическом плане. Представляет себя на месте Юльки. Своих детей у нее нет, с позиции родителя она на них не смотрит.

Остается Вера и ее семейка из Ленинграда. Мужа в расчет можно не брать, он аморфный, ему всё равно и проблемы он не видит. Впрочем, согласен с любым решением жены. Ну, про Веру из нового фильма я уже все сказала - это отчаянная попытка не остаться одной в кризисной ситуации, да и возраст у нее тоже переходный. Так что нашла коса на камень. Ну а бабушка в Ленинграде - просто прагматичная тётя, о чем подробно рассказано в книге.

И вот Веру, которая глубоко в минусе, объявляют злодеем №1, хотя я уверена, что в такой ситуации (не самой ситуации с мужем, а то, как она себя при этом ощущает и воспринимает), в глобальном отсутствии любви, при крахе ее мира буквально, другие повели себя еще бы похуже.

Тем более, это советское время. Без сантиментов. Знаете, скольких девочек не только разлучили с их мальчиками, но и заставили отказаться от ребенка, получившегося после вот таких историй? Их родители, между прочим. Потому что "так будет всем лучше", "надо учиться" и прочее. А некоторые потом так и не смогли родить. Здесь же - всего лишь пытались разлучить. Видите разницу? Гибель Ромы - это цепь дурацких случайностей. На Шекспира и правда не тянет. Совпадение пары линий сюжета еще ни о чем не говорит. За уши притянуто. Там Джульетту выдавали замуж. Здесь нужно было только подождать. "Умей обождать", сказка есть такая детская, рекомендую.

Поэтому. Финал глупый. Вера не так уж и виновата. Это мое видение.

Понравился ли фильм

В начале - нет. К концу раскочегарился. В целом, с задачей режиссер справилась. Это другой взгляд на книгу, а не ремейк. И это тоже интересно. Единственное, было бы совсем идеально, если бы в наше время перенесли действие, тогда бы все встало на свои места. А то получается тенденции заложены современные, а стиль советский.

Причем, если фильм Фреза лакировал реальность книги, то фильм Волковой все рисует даже слишком в мрачном свете, которого в книге, опять же, нет) Выбирай на вкус. Обе экранизации - лишь взгляд под определенным углом. Ни одна не передает полного представления о книге и ее посыле.

Юля в новом фильме. Вот как до этого платья ей надо дорасти до настоящей актрисы.
Юля в новом фильме. Вот как до этого платья ей надо дорасти до настоящей актрисы.

По поводу актеров, у меня ощущение, что теперь актеры не играют. Их просто подбирают по типажу. Толстоганова часто играет в семейных драмах. Везде одни и те же эмоции, мимика. Кому она в принципе нравится, понравится и здесь. Молодые актеры никакие. Мальчик еще куда ни шло, девочка совсем деревянная, прямо боялась, что она сейчас слова забудет.

Что смотрела, не пожалела. Но чтобы воспринять этот фильм и понять задумку режиссера, нужно абстрагироваться от советских реалий и принятых тогда отношений между людьми. В целом, опыт интересный.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
http://www.grani.ru/opinion/novodvorskaya/m.173588.html С неё все смеются, мол, юродивая, тычут пальцами в клоунаду - а я почему-то не могу отнестись к этому тексту с общепринятой лёгкостью. Я далека от того, чтобы требовать для неё виселицы, вообще-то заслуженной каждым ...
...
...
Сегодня, 5 апреля 2021 г. на Волынцевском кладбище Енакиево на севере Донецкой Народной Республики состоялись похороны маленького 5-летнего Влада, убитого 3 апреля у дома его бабушки. Во время этой печальной церемонии семья подтвердила, что смерть ребенка произошла в результате сброса ...
Поставить на учет можно будет машины с измененной маркировкой, автомобили, раньше снятые с учета для утилизации и даже те машины, которые были угнаны и найдены полицией. Не станет препятствием для регистрации и съеденная ржавчиной маркировка автомобиля. Соответственно все эти машины можн ...