Вера, Надежда, Любовь

Вера, как основа моральных ценностей, способствует
соблюдению добрых нравов и воодушевляет на поиск истины.
Надежда мотивирует людей работать на благо общества и
придаёт уверенность в достижении благих целей, помогает видеть
светлое будущее даже в моменты бедствия и испытаний.
Любовь побуждает служить другим и проявлять сострадание к
нуждающимся.
И если первые две добродетели преходящи, то любовь остаётся главной
и бесконечной. Содержание слова «любовь» понимается и как
«милосердие, отзывчивость, забота», то есть альтруистическая
любовь.

Безусловно, Булат Окуджава знал все эти смыслы, когда писал
стихотворение «Три сестры» в 1959 году. Знал и
читал Библию – и Ветхий завет, и Евангелие. Но был совершенно не
религиозен, поэтому его стихи нет смысла рассматривать с точки
зрения религии.
Есть разные толкования зашифрованных стихов Окуджавы, на темы,
которые он не мог открыто обсуждать. Такие песни Булат мало
записывал на винил, но часто пел на всяких концертах и
встречах.
Больше всего интереса лично у меня вызвало посвящение «Сергею Смирнову», а вместе с датой – тем более. Булат Шалвович многое из написанного посвящал известным личностям, с особыми намёками. Так что же означает данное посвящение?



Сергей Смирнов – писатель фронтовик, лауреат Ленинской премии за книгу «Брестская крепость». Возглавлял московское отделение Союза писателей, где заботился о них, защищал их интересы. Многих он спас от несправедливостей после войны, вёл работу по реабилитации без вины осуждённых.
А в конце 1958 по указанию Хрущёва из творческого Союза был исключён выдающийся поэт и прозаик Борис Пастернак (сын недолгого века, серебряного) – за присуждение ему Нобелевской премии (вот какие руки его ласкали).



Это исключение могло сильно пошатнуть веру в справедливость и надежду на лучшее отношение к творческим личностям. Посвящая стихотворение С.Смирнову, Булат Окуджава иносказательно призывает его к заботе о ближних. (Строка: три судьи милосердных).
В герое песни я разглядела не только отдельного человека, а собирательный образ советской литературы, которая нездорова, и нуждается в моральной поддержке. У советской литературы нет веры и надежды на публикацию произведений в своей стране и приличный гонорар (пусты кошельки). Любовь тоже не складывается, её все писатели хотят, но очередь в издательство огромна, а у ССП монополия на издательства и толстые журналы. Любовь оправдывается (память не стынет), но очередники оказались слишком пробивными и тебя обошли (болтливость людская за тебя расплатилась).






И литература сдалась (белым флагом струится) и смолкла (в ответ на молчаливость Веры, Надежды и Любови).

Можно ещё вспомнить, как предыдущего секретаря ССП Александра Фадеева затравили в 1956 году. Середина двадцатого века была суровой на стыке идеологий.




Потом травили и выдворяли из страны других писателей. Впрочем, это уже другая песня…
С.Смирнов же был давно известен в писательских кругах и как защитник писателей, и как гонитель. Трудно быть принципиальным человеком во все времена, вот и Смирнову досталось всякого: и хулы, и благодарностей.

Но Пастернак остался в Литфонде, права публикаций его не лишили, гонорары он исправно получал, и на писательской даче в Переделкине продолжал жить. Спасла его всё та же Любовь (ты чист предо мной) в лице С.Смирнова, которая есть забота о ближнем и сострадание к нуждающимся.



Роман «Доктор Живаго» послужил лишь поводом к идеологической
борьбе Запада и СССР. Хрущёв позднее признавался, что зря он
запретил публиковать роман в советских издательствах, надо было
опубликовать – и ничего бы не случилось.
А ведь Фадеев ещё в 1956 в своей прощальной записке поставил
диагноз: «самоуверенно-невежественное руководство партии».
**
|
</> |