Вера Католической Церкви
kiprian_sh — 06.11.2010 Почитал эту книгу (http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/konrad_vera_katolicheskoi_tserkvi/index.htm), дающую, по словам О. Тимоти Рэдклифа, Настоятеля Ордена Проповедников, "ясное и четкое представление о вероучении Церкви, и к тому же такое, которое открыто вопросам, возникающим в наши дни".Что сказать? Это надо знать, чтобы понимать, что богословский диалог сегодня ведется с людьми, вероучение которых имеет мало общего с традиционной верой КЦ. Все термины сохранены, но смысл их уже совсем другой. И этот другой смысл -- отнюдь не православный; он отстоит от вероучения Церкви гораздо дальше и радикальнее, чем вера, например, Фомы или папы Пия XII.
Вот примеры:
Иисус Искупитель
"Этот Божий Замысел о спасении через предание на смерть "Праведника, Раба" (Ис 53:11) был возвещен в Писании заранее как тайна всеобщего искупления, то есть выкупа, который избавит людей от рабства греха"
(Катехизис, 601)
В обществе того времени, всякого, кто попадал в рабство из-за долгов, мог освободить родственник, заплатив за него требуемую цену. "Искупить" — значит "выкупить". Когда в Новом Завете употребляется слово Искупитель, а Его смерть называется искуплением— значит ли ото, что Он приобрел нам свободу у Бога, выкупил из рабства?
Страдания Иисуса Христа были тяжким трудом, предпринятым из любви, и можно сказать, что этот труд заслуживал вознаграждения от Отца. Вознаграждением было не только прославленное Тело Иисуса по воскресении, но и прощение, дарованное нам, прощение, о котором Он молился. Однако понятие выкупа применительно к Его смерти не подразумевает некоего взаимодействия между Иисусом и Богом.
Ведь в Ветхом Завете Сам Бог именуется Искупителем. В ветхозаветном законе имущество, отчужденное от семьи, владевшей им, (в том числе — рабов), выкупал кровный родственник за соответствующую цену. Поэтому слово "искупитель" могло означать и "кровный родственник". Когда Исайя называет Бога Искупителем Своего народа (44:22-24) — этим подчеркивается близость Бога к Своему народу, Его забота о нем. Он — родственник, так же, как Он — муж, отец и мать Своему народу. Это выражение говорит и о Его могуществе, власти освободить Свой народ. Однако понятие об уплате цены остается за его пределами, когда оно применяется не к человеческой жизни, а к Богу. Нет никого, кому Он должен платить, Он освобождает Свой народ Своею властью, которой Он вершит судьбы народов (Ис 52:3-6).
Когда Новый Завет именует Иисуса Христа Искупителем, то тем самым к Нему применяется Божий титул, Ему приписывается Божие действие. Божие дело освобождения Его парода должен исполнить Христос. Подчеркивается Его близость к Своему народу, Его забота о нем. Он не просто как родственник, Он в буквальном смысле наш Брат. Он дарует нам свободу от сатаны, греха и смерти, но не при помощи какой-либо сделки, а Божественной силой, действующей в Его Страстях.
Поэтому название "Искупитель", если правильно его понимать, утверждает поразительную истину: Иисус Христос, Брат наш, освобождает нас, умирая за нас. Он — наш Избавитель. Мы призваны разделить с Ним Его победу Мы можем это сделать, побеждая несправедливость или болезнь, голод или невежество. Но больше всего мы участвуем в победе Христа, когда живем, как люди, освобожденные от грехов -когда мы щедры, а не алчны, добры, а не жестоки и тому подобное. Живущий в согласии с этими, истинными ценностями, идет на то, чтобы разделить с Христом Его страдания, которые и стали Его победой над злом.
Муки адские
" Христос умерший, соединенный душою со Своим Божественным Лицом, сошел в жилище мертвых. Он открыл праведникам, которые Ему предшествовали, врата неба."
(Катехизис, 637)
В Восточных Церквах Воскресение Христово обычно не изображают, правильно изобразить его невозможно; все-таки ни один из Его учеников не видел, как оно произошло в тишине закрытой гробницы. Победа Его над злом и смертью изображена па иконе "Муки адские". Такие изображения можно найти и в западном средневековом искусстве, хотя они и слабее. На Востоке изображали, как Христос, в торжестве величия, часто — с крестом, который представляет собой столп победы, ломает врата ада и разбивает его засовы, попирает сатану и вытаскивает Адама, Еву и всех праведников, умерших в надежде на Его пришествие.
Икона эта изображает одновременно несколько событий — так бывает в живописи и поэзии. В 1 Послании Петра (3:19) мы читаем, что после Своей смерти Иисус проповедовал находящимся в темнице духам. Традиционное толкование этих таинственных слов гласит, что Он дал понять восставшим против Бога ангелам, что они побеждены, а мы избавлены от их власти.
С самых ранних времен церковной истории считалось, что друзья Божии, умершие до того, как умер Христос, не могут войти в присутствие Божие до тех пор, пока Он не выведет их туда. Он должен быть первым. Поэтому предполагалось, что они находятся не в аду, отчужденные от Бога, а в лимбе — в некоем ожидании того времени, когда Христос сможет разделить с ними созерцание Бога. Считали, что Адам и Ева покаялись, и находятся среди друзей Божиих в лимбе.
Но, являя Адама, Еву и их семейство в аду среди бесов, и Христа, освобождающего их от этого ада, икона говорит о том, что Он обрел освобождение для всего человеческого рода. Если бы мы были оставлены во грехе, если бы смерть и воскресение Христовы не вернули нас к Богу, мы все постоянно находились бы в отчуждении от Бога. Христос спас нас от ада, который мы сами творим для себя.
Иисус Христос — Жертва
"Смерть Христова есть одновременно пасхальная жертва, совершающая окончательное искупление людей... и жертва Нового Завета, которая восстанавливает человека в общении с Богом, примиряя его с Ним... Эта жертва Христова — единственная, она завершает и превосходит все жертвоприношения".
(Катехизис, 613-614)
И наконец, рассмотрим смерть Иисуса Христа как жертву. В языческой религиозной практике часто считалось, что благосклонность богов нужно покупать, предлагая им что-нибудь драгоценное — вплоть до собственного ребенка, и что такие жертвы могут склонить богов к тому, чтобы они смотрели сквозь пальцы на грехи человека. А мы? Полагаем ли мы, что мы приобрели у Бога спасение, убив Христа, или что Сам Отец, когда убили Его Сына, побудил Себя не замечать наших грехов? Нет; когда смерть Христа в Новом Завете предстает перед нами как жертва, то смысл ее нужно искать в Ветхом Завете, а не в религиозной практике язычников.
В Ветхом Завете Бог отвергает человеческие жертвы. Он требует справедливости, и через пророков возражает тем, кто думает, что щедрыми жертвоприношениями можно купить Его благосклонность, не исполняя Его требований. Он не отвергает жертвоприношение вообще — напротив, Он велит или позволяет совершать разные обряды. Заметьте, что в иврите нет единого слова, обозначающего "жертву". Каждый обряд имеет собственное наименование, и отображает какую-то сторону наших отношений с Богом. Каждый из них, как бы пророчествуя, указывает на то, что завершатся они смертью Христа, которая введет нас в родственные отношения с Богом. Поэтому, называя смерть Христову жертвой, мы не столько описываем, как она "работает", сколько так или иначе указываем, что она совершает Божией силой, действующей в ней.
Некоторые ветхозаветные жертвы были "мирными жертвами" или "жертвами приобщения". Это что-то вроде общей трапезы, в которой кровь и лучшую часть жертвенного животного возлагали на алтарь, а священники и народ ели все остальное. Символизировали эти жертвы общность парода и его Бога; действительно, их совершали иногда, чтобы скрепить Завет, обетование взаимной верности. Христос сказал, что Новый Завет установлен в Его крови (Мк 14:24, Лк 22:20). Поэтому в Его смерти мы должны видеть величайший залог Божиего благоволения к нам, имеющего силу соделать нас верными Богу, устанавливающему общение между Ним и нами.
Иногда жертвоприношения предлагались в знак хвалы и благодарения. Некоторые из них полностью сжигали на алтаре, как бы даруя их Богу. Если ими подменялось послушание Ему, они были бесполезны; если же они послушание выражали, то были ценны; так подарки, которые мы делаем друг другу, могут быть знаками любви, а могут скрывать обман. Христос предложил Богу Себя Самого как "приношение... в благоухание приятное" (Еф 5:2), ибо то, что Он пошел на смерть, выражало послушание и любовь. Через Него нам сообщается сила любить Бога и повиноваться Ему, обратить всю пашу жизнь в служение, Ему посвящаемое.
Другие жертвоприношения приносили для того, чтобы разрешить человека от греха или ритуальной нечистоты (которая не всегда была следствием греховности), воспрещавших ему участвовать в храмовом богослужении. Ветхий Завет не говорит, как это действовало; нет никаких свидетельств о том, что смерть животного заменяла собой наказание для грешника. Иудеи обладали неким чувством таинственной силы, разрешающей от греха, и мы можем сказать, что сила разрешать от греха направляется к нам через жертву Христу, приближающую нас к Богу. Каждый год в День Искупления кровь козла и быка давала Первосвященнику возможность войти во внутреннее святилище. В Послании к Евреям апостол видит здесь пророчество о том, как Христос пройдет через смерть — в славу. Христос вошел прежде нас в истинное святилище, в присутствие Божие, Он — "первопроходец", и кровь Его исполнила то, чего не могли достигнуть ритуалы древности: обращение сердца, очищение совести, позволяющее нам служить Богу и надеяться, что мы разделим со Христом Его славу.
Наконец, история исхода из египетского рабства повествует о том, как началась для иудеев ночь избавления: они ели агнца (Исх 12). Иудейский праздник Пасхи, связанный с закланием агнца в храме и трапезой, во время которой иудеи ели его в своих жилищах, давал им возможность год за годом вновь переживать свое освобождение. Христос предстает как истинный Пасхальный Агнец; Он и умер во время Пасхи. Его крест и Воскресение — это наш путь через смерть к новой жизни; они освобождают нас от рабства греху и, в конце концов — от самой смерти. В нашем странствовании к жизни, которую Он завоевал для нас, мы можем снова и снова переживать Его Пасхальную тайну, участвуя в Пресвятой Евхаристии, которая для нас — то же, чем была для иудеев Пасха, и даже больше.
|
</> |