Велописец-3
nabbla1 — 03.08.2024 Продолжаю кататься попеременно на двух великах (Marin Bobcat Trail и Horh Record Tyler) и ковыряться в них, потому как и месяца не пройдёт, чтобы что-то не сломалось в очередной раз. Пробег, начиная с мая 2021 года (когда я начал вести эту статистику) составляет 14544 км.И ещё потихоньку реализую странные хотелки, например, колесо с радиальной спицовкой:
Под катом очень много великов в разной степени раздолбанности, и некоторое количество зверушек, включая Марту.
Где-то в мае, когда у нового велика обнаружились лопнувшие спицы, я поехал на старом велике. Проехал совсем немного - до платформы Ростокино, и уже заметил, как странно работает передний тормоз, рывками. Пока ждал электричку
(не эту)
наконец увидел, в чём дело. В этот раз раскрыло обод ПЕРЕДНЕГО колеса:
До этого у меня осенью раскрыло два обода задних колёс, вот и до переднего добралось! Кучно пошло. Та же история, тормозом протёр. В этот раз даже рискнул доехать ещё 2 км на пониженном давлении, полагая, что на переднее колесо нагрузка всё же куда меньше. И действительно, доехал.
После чего немедленно разобрал колесо на запчасти:
Обод на свалку, а спицы и втулку думал пустить на новое колесо. Рассудил так: передних колёс на 26 дюймов у меня осталось ещё ДВА. Так уж вышло: сначала я для совсем старого велика собирал динамовтулку, а обычное колесо отложил в сторону. Тот велик вместе с динамовтулкой угнали в Сокольниках, а старое колесо осталось дома. Затем для велика Marin собрал динамовтулку, итого у меня получилось два обычных колеса и одно с динамкой. Теперь в одном раскрыло обод, осталось ещё два - куда уж мне больше...
А вот под новый велосипед у меня "запаски" пока нет! А ведь ещё у брата велик на 28 дюймов (как и мой новый), так что аж на два велика ни одной "запаски". Непорядок! Вот и подумал: докуплю двойной обод и, глядишь, при радиальной спицовке эти спицы и эта втулка подойдут.
Это оказалось утопией: спицы под 26 дюймов ну НИКАК не могли подойти под 28, так что докупил не только обод, но и спицы, разве что ниппеля не стал покупать, применил имеющиеся.
Такую спицовку можно применить в одном-единственном случае: когда не нужно с обода на втулку (или назад) передавать крутящий момент. То есть, это не может быть заднее колесо, и на колесе не может стоять дисковый тормоз, при попытке им затормозить "спицы намотает", ну это образно выражаясь. На самом деле, их просто вырвет из фланца. Но у меня РОВНО ЭТОТ ВАРИАНТ: ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО БЕЗ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА. Так чего бы и не попробовать? Как минимум, необычно, я никогда на таком колесе не катался и ни разу, кажется, вживую не видел! Разве что на схематичных рисунках:
Главное волнение - не разорвёт ли фланцы на части? Шелдон Браун такую вероятность упоминал, типа, на втулке должно быть где-то черным по белому написано в инструкции, что на ней можно делать радиальную спицовку. Но у меня втулка простенькая, откуда к ней инструкция... Так, "на глазок", посмотрел: да вроде довольно толстый фланец, и я с тензометром спицы натяну до минимального калиброванного значения, это 53 кг для спиц 2 мм. Что ж, пока всё в порядке:
Пока что на новом колесе успел проехать 79 км - полёт нормальный. Сильной разницы с обычным колесом (в 3 креста) не заметил. Возможно, стало немного жёстче, но не знаю, насколько это объективный факт, а насколько - самовнушение.
Умудрился очень обидно навернуться на переезде. Вечером ехал на дачу, под дождём. На переезде нет фонарей освещения, только фонарь у дежурной по переезду, который скорее не освещает (мне), а слепит в морду. Картина "чёрный провал на фоне черной резины и черного мокрого асфальта". Уж сколько лет я здесь переезжал без малейших проблем, а тут вдруг угодил колесом аккурат в прореху между резиновыми блоками:
Колесо провалилось до шпал, упёрлось в рельсу, после чего я полетел через руль, настолько резко, что сначала с меня улетели очки! Это я понял не сразу, поднялся, отряхнулся, потёр ногу и поехал дальше. Понимаю, "что-то не то", очков на мне больше нет! Переезд как раз закрывался, когда я его переезжал, а пока я вставал, отряхивался, поехал дальше и возвращался назад - там как раз уже товарняк подъезжал, так что нужно было его пропустить. Только вроде последние вагоны проезжают, я двинулся было вперёд, меня дежурная останавливает - "в другую сторону едет!" Так что пропускаю и его, и только после этого отправляюсь искать свои очки. Они упали между рельсами, так что ни товарняк, ни автомобили их не испортили, но при падении шарнир дужки несколько пострадал. В остальном, отделался синяками в кои-то веки.
Может, оно и к лучшему: теперь каждый раз, думая, переходить ли ЖД, прикидываю "по наихудшему варианту", что я там навернусь (поскользнусь, провалюсь, споткнусь, мало ли) - хватит ли времени встать и отойти?
Клещевые тормоза преподнесли неприятный сюрприз. Раньше у меня всегда были V-Brake, к ним худо-бедно приспособился. Когда они истирались, они просто тормозить переставали, пока их не подрегулируешь. А клещевые, как оказалось, если вовремя их не отрегулировать, продолжают тормозить, но ОБ ПОКРЫШКУ! Я этот момент почувствовал по странному звуку, но ущерб был нанесён:
Корд намотан по диагонали, крест-накрест. Половину порвало в этом месте, вторая половина осталась, вылезла грыжа. Выкидывать было жалко пока что, благо, "алгоритм действий" у меня уже был:
- переставить эту покрышку на переднее колесо, там нагрузка поменьше,
- изнутри вклеить заплатку на месте грыжи,
- убитую камеру разрезать повдоль и проложить её между покрышкой и нормальной камерой,
- понизить давление, не 4 атм, а всего 2, для переднего колеса ещё нормально.
Пока работает, на этой покрышке и катаюсь.
А вот износ протектора меня вполне радует: уже 2400 км эти покрышки прошли, и, как будто, не облысели.
И односкоростная цепь, как будто бы, совсем не растянулась за этот же пробег, вот я сверху положил совсем новую цепь, и если и есть разница, то не более одного-двух мм на 50 звеньев:
А вот износ малой (задней) звёздочки уже виден, хотя на катании пока никак не сказывается:
Дурацкая "авария": ехал в очень душной электричке в тамбуре, и зашёл в межвагонное пространство, чтобы не сдохнуть от теплового удара. А что-то на Ярославском направлении есть раздолбанные места, где электричку дёргает из стороны в сторону. Вот на одном таком месте велосипед опрокинулся и упал на правую педаль:
Впрочем, эти педали изначально были так себе. Точнее, у меня было какое-то нежелание их перебирать сразу же после покупки, а стоило. Там конуса были перетянуты, из-за чего были моментально съедены. Правую я уже перебирал, но через некоторое время ей снова кардинально поплохело. У меня, к счастью, есть некоторое количество запасных педалей (опять же: на самом старом велике я переходил на контактные, в итоге велик вместе с контактными угнали, а его старые остались у меня), так что поставил новую, а в его родную залез буквально сегодня. Обнаружил уничтоженную чашку (слева):
Заменил на ту, что справа, от педали, где пластик треснул, а чашки-конуса-шарики в полном порядке. Лежала "на запчасти", вот пригодилась уже второй раз, первый раз я шарики оттуда потырил взамен уничтоженных противогололёдным реагентом в велике Marin, теперь ещё и чашка.
Вот он, донор:
Монстр Франкенштейна:
У меня вечно колпачки выпадают где-то на просторах необъятной Родины. Конечно, и без них походит, но хоть попытаться надо... Поставил крышку от бутылки, и прижал железной рамкой. А под крышкой - Литол 24 "заподлицо", у меня этого литола ну просто завались!
Ещё у меня пару лет лежало седло с лопнувшей железкой:
Я сам себе злой буратино, нарушил правила эксплуатации:
Регулировать его положение позволялось только в пределах начерченной шкалы, а я его выдвинул назад максимально, положение штыря можно увидеть по стёртой краске, в правой части кронштейна. Ну что делать: это у меня на велике Marin седло стояло, там рама для меня чуть маловата, сижу будто на Харлее. Вот допрыгался: эти кронштейны были рассчитаны на то, чтобы нагрузку с обеих сторон принимать сколько-нибудь равномерно...
Попробую его реанимировать. Взял пруток, которым была приварена сетка-рабица у старого забора:
Согну чуть лучше:
Зафиксирую:
Тут бы стеклоткань проложить, чтобы "мягкие ткани" седла не повредить, но под рукой не оказалось, попытался хоть алюминиевым скотчем подклеить..
И теперь свариваю две железяки.
После отбивания шлака:
Только две недели назад впервые взял в руки сварочный аппарат (ручная дуговая), мой стаж около 3 часов, но вроде повезло, по всей глубине проварились, попрыгал на седле - держит. Посмотрим - может поживёт ещё седло. Хотя намеренно его на один из великов ставить не буду - пущай лежит "запаской" очередной :)
Неделю назад планетарка преподнесла очень неприятный сюрприз - очень сильно залюфтила!
Уже и не помню, откуда я ухватил идею, что планетарка "необслуживаемая". Потом вычитал, что каждые 5 т.км надо её перебирать, но здесь она чуть больше 2300 прошла - что за нафиг??
Надо сказать, меня не очень обрадовали её внутренности...
В барабанных втулках звёзды расположены "снаружи", поэтому сама втулка (и соотв., колесо) держится на оси на двух подшипниках, левом и правом. Но в планетарке, поскольку "вал шестерни" должен оказаться МЕЖДУ осью и корпусом втулки, приходится втулку справа "подвесить" на валу звёздочки, а уже вал звёздочки подвесить через конус на ось. Т.е тут ДВА ПОДШИПНИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО. Люфты от них суммируются. Два таких подшипника - слабее самого слабого из них.
Понятно, с самим фактом ДВУХ подшипников ничего не сделать, но можно их самих сколько-нибудь прилично исполнить. Я не знаю, НЕ ПОЖАЛЕТЬ ШАРИКОВ! А тут - сепаратор с самыми большими расстояниями между шариками, какой я только встречал в своей жизни! В советских задних втулках (да и передних тоже) сепараторы тоже стояли, но, во-первых, стальные (здесь ПЛАСТИК), и во-вторых, шариков там существенно больше.
Левый подшипник был в приличном состоянии, там ещё оставалось масло, хотя из белого (как я узнал из интернета, Шимано сюда кладёт бентонитовую, глиняную, смазку) уже стало чёрным. Во внешнем правом подшипнике (между втулкой и звёздочкой) тоже смазка была, тоже чёрная, а внутренний правой (между звёздочкой и осью) вообще как будто "высох". Ну, при таком люфте смазка тупо ВЫТЕКЛА, она здесь очень уж жидкая...
Долго пытался вправить на место собачки, упорно не хотели вставать на свои места, в итоге разобрал её целиком, но хоть разобрался, как это дело работает. Механика довольно красивая, если бы только не эти сепараторы злополучные. В итоге шарики почистил, положил новую смазку, собрал назад, отрегулировал конусы - и люфт исчез. И вообще мне показалось, что ВЕЛИК НАКОНЕЦ ПОЕХАЛ. Накат и раньше был неплохой, а тут педали стало проще крутить, будто раньше я заметную часть своих сил тратил на шлифовку того злополучного правого конуса... Но это тоже может быть самовнушение.
В общем, испортилось шимано... Такое ощущение, что и здесь они тупо конуса перетянули, из-за чего уже за 2300 км выработка пошла, а вслед за ней люфт. У меня сейчас план перебрать её через 1000 км (если раньше не залюфтит совсем уж непотребно), а там если опять всё чёрное будет - так каждые 1000 км и ковырять... Ну, кстати, у одногруппника весьма приличная втулка Shimano Deore тоже на удивление мало прослужила - в какой-то момент эксцентриковую полую ось тупо развалило пополам. Я ему это дело ремонтировал - новая ось и новый конус, вроде с тех пор фурычит. Так что глаз да глаз за ними нужен... Купил - первым делом разбери... Я вот в новом велике вообще никуда лезть не захотел - вот расхлёбываю!
На оригинальное переднее колесо от этого велика поставил шоссейную покрышку:
Пока полежит в качестве запаски, а на велике - колесо с радиальной спицовкой и ориг. покрышкой с грыжей. Если что-то из этого прикажет долго жить - можно будет оперативно колесо поменять и продолжать ездить.
Пока, вроде, всё... Обещанные зверушки:
Очень ласковый котик у платформы Тайнинская, проезжаю мимо, когда езжу в РКК Энергия. Тут остановился на обратном пути купить газировочки - а котик вовсю трётся об ногу и жалобно мяукает. Вместе с газировкой купил ещё и сыра, и треть пачки ему скормил.
Повалило дерево возле платформы Лось. Мне кажется - или оно мне показывает палец?
Мост через Яузу, который соединит две территории Бауманки. Я немного прифигел, увидев тут АМФИТЕАТР:
ну и конечно:
|
</> |