Великая война
rojkov — 20.08.2017 17-20 августа 2017 года. Граница Московской и Владимирской областей, р-н города Киржач. Страйкбольная игра о событиях 60-х годов 1-го века нашей эры в Иудее.Не доиграл… До нормальной радикализации мне не хватило часов 12-ти. Я прошел путь от мирного старца, владельца гостиницы, живущего в согласии с Богом и людьми до человека, который уже достал оружие из подвала, но ещё не успел сделать свой первый выстрел по врагу. Простите те, кого я тащил за штаны обратно в мирную жизнь. Я хотел поговорить с мирозданием о том, почему война, и можно ли её прекратить. После того, как ты вступаешь в войну, разговоры кончаются. Либо война до победного конца, либо пока не убьют друг друга те, кто слишком близко к сердцу принимает поставленные вопросы.
Увы, выхода из войны я не нашел. Легко найти теплое место для себя, если ты мил и той, и другой стороне. Но в какой-то момент конформизм превращается в коллаборационизм, ты становишься себе противен, а рука тянется к оружию. Я оставил своего персонажа Закхая Бен Дана в траве Йодфата с пистолетом в руках, под автоматным огнём, среди ополчения иудейских дев под предводительством Рахели. Вряд ли он пережил эту ночь и вряд ли кого-то сумел убить. Пусть земля ему будет пухом, он прожил длинную жизнь в любви и согласии с Богом.
Бог на этой игре являл себя ярко. Нарушил волю Господа - получи по всей строгости. Доктор Лаван вёл праведную жизнь, и Бог берёг его от смерти. Но стоило ему неосознанно солгать, как он был убит. У Заккая на глазах расстреляли его родню. Было за что. До этого родня спалила в микве (иудейское место для омовения) греков, которые влезли туда мыться. Иудеи Ципори жили при свете, с водой, пока не оказывали сопротивления. Те иудеи, кто сражался в Йодфате, жили в развалинах без воды и пищи.
Как человек, который ощущал присутствие Бога в игре, я не верю теперь в слова террористов о том, что они - рука гнева божьего. Бог не нуждается в их руках. Он может сделать так, что просто обстоятельства становятся непреодолимой силой и толкнут тебя в нужном направлении. Иудейский закон мудр - нельзя говорить от имени Бога и присваивать себе Его деяния.
Маленькое игротехническое пояснение. В “Великой войне” были две красивые находки, о которых я хочу рассказать.
Первая - БЖЗИ - бойцы, жизнь которых зависит от игрока. Это богатейшее развитие ленточной боёвки. БОльшую часть времени игрок играет своего персонажа. Но когда приходит его смертный час, то за него гибнет его друг, или другой близкий человек, который случайно или намеренно заслонил его от пули, или был замучен во вражеских застенках, или сгорел в иудейской микве, не успев выскочить через окно. Я считаю, что прожил очень спокойную жизнь в Ципори, пытаясь гармонизировать ситуацию вокруг себя, пока вокруг шла Великая война. И все же даже так умудрился потерять двух близких друзей - Шимона, погибшего в Йодфате, когда он привёз туда гуманитарный конвой, и Ицхака, которого застрелили римляне, когда он просто стоял у них в арьергарде во время боевых действий. Это здорово цепляет, когда ты вспоминаешь друзей, которые умерли в тебе, и ты несешь дальше боль и печаль о них(о себе). Главный герой может умереть, если сочтёт нужным, и выйти, наполнив своей жизнью одного из БЖЗИ, тем самым поменяв вектор своей жизни. Думаю, это революционная идея, какой в свое время была ленточная боёвка.
Вторая - телеграм-каналы, которые пронизывали игру. Лидеры мнений (игроки) вели свои каналы, в которых освещали происходящее со своей точки зрения. Если читать много каналов, начинаешь понимать, что творится вокруг. После игры наши лидеры мнений проболтались, что их задача была - сотворить и воплотить виртуальную реальность в жизнь методом пост-правды. Фактически, они писали историю, как победители. Побочный эффект : даже на собраниях в Шабад люди сидят уткнувшись в телефоны и читают новости. Но зато какой кайф вбросить провокацию через лидера мнений.
Книга или игра хороша если ты узнаешь в ней день сегодняшний. Разрушенный Йодфат выглядел как Мосул или Алеппо из нашей реальности.
Каждый день в жизни по телевизору я вижу гуманитарный конвой, который везёт продукты в районы, где ещё идёт война. Вот и я пошел с едой в охваченный междоусобной борьбой Йодфат. Схлопотал пулю в грудь, поскольку мы разошлись с повстанцами в прочтении Торы. Люди, которые таскают гуманитарные конвои сегодня, безумно рискуют жизнью. Их могут подстрелить просто за неправильный цвет кожи или неосторожно сказанную фразу. И у них нет БЖЗИ, который закроет их своим телом.
Увы, и метод “накормить голодных” не работает для прекращения смуты. К нам на трапезу выходили только умеренные и лояльные. Гумантарка не стала поводом к разговору и объединению между враждующими группировками иудеев. В застарелом конфликте люди за мелкой тактической враждой перестают видеть главное и объединяться не способны. Не помогает, что говорят они на одном языке и исповедуют одну и ту же веру.
Чего, помимо времени, мне не хватило на игре. Людей. В доме моем жили эллины. На редкость неприятные люди - испытывали оружие прямо в номерах моей гостиницы. Ксенофобия уже предписывала их не любить и избегать общения, а уровень накала страстей ещё не позволял открыть огонь на поражение. Малолюдье на такой большой территории омрачало мое утро субботы - с 8 до 11 часов и поговорить было не с кем, и в телеграме тишина.
Еще одна поговорка наполнилась для меня смыслом. В день субботний иудеи трудов избегают, так что “не сочти за труд” поговорка для них несущая и глубокий религиозный смысл. “Не сочти за труд, передай кувшин с вином” - Бог не сочтёт это нарушением Заповеди блюсти день субботний.
В материалах игры прочитал я интереснейший текст о Букве и Духе Пшат и Драш. Прочитайте его на досуге, ибо умные люди писали. Фактически, это разрешение толковать Закон так, как душе угодно.
Под знаком этого текста прошла для меня почти вся игра. Спорили меж собой саддукей Ионафан Бен Шимон и фарисей Ханан бен Заккай. И споры их были ровно о понимании духа и буквы Торы. Ионафан стоял за букву - ежели написано, что надо изгнать чужеземцев в Торе, то так и следует поступить. А фарисею в голову столько вариантов приходит, что можно спокойно слить конфликт. Например, не пускать иноземцев в Иудею и не поклоняться их богам не буквально надо читать. На самом деле каждый иудей должен душу свою оберегать от вторжения чужеземцев. Отличный способ слить конфликт, который и в реальной нашей жизни работает, в дне сегодняшнем. Так что если слышу я про душевный джихад, то узнаЮ брата фарисея даже в мусульманине.
С саддукейским подходом мы чуть было не покончили коллективным самоубийством. Принесли в римский лагерь письмо с буквальным пониманием Закона - плохо замаскированным ультиматумом, что чужеземцы на нашей земле должны либо землю арендовать не более чем на 7 лет, либо валить пока целы. До сих пор удивляюсь, что нас там не расстреляли.
Тут правда надо признать, что имперские народы достаточно мудры, чтобы с терпением относиться к обычаям малых народностей. Застало нас с Бат Шевой время шабада прямо в римском лагере. Чтож делать. Пришлось запалить диодную свечу и петь Шма Израэль прямо на плацу, перед построившимся легионом. Нас не прогнали, и даже слова плохого не сказали.
Тут пора переходить к морали. Она у меня по мотивам игры получилась печальной. Люди способны враждовать из-за всякой фигни - придуманной тысячу лет назад фразы, которую можно по разному истолковать. (Это, правда, не моё открытие - Свифт задолго до меня про тупоконечников и остроконечников приложил). Когда появляются первые жертвы, начальный повод перестаёт быть важным - процесс переходит в самоподдерживаемую фазу. И тянуть его можно бесконечно долго, главное патроны вовремя подвозить обеим сторонам. Они сами рады не помириться. Будут холодные, голодные, злые аки собаки, но бороться и терпеть лишения для великой цели победы светлом будущем. Если патронов привезти побольше, то туземцы сами выпилят друг друга и оставят территорию более разумным цивилизациям.
Мы сейчас наблюдаем активную фазу такого конфликта в Сирии, и заботливо раздуваемый костерок вражды между Россией и Украиной. Так что готовьтесь, навыки уличного боя скоро нам пригодятся.
Есть правда более оптимистичная мысль из другого понятийного аппарата. Простая мировоззренческая идея : человек так быстро развивается, потому что мироздание именно на нашем виде перешло от развития аппаратного обеспечения к программному. До нас развитие жизни шло через создание новых видов живых существ, у которых были свои повадки, брачные обряды и т.д. Всё это зашивалось в организм в виде инстинктов. Начиная с человека, мировоззрение оперирует на одном и том же био-аппаратном комплексе, вбрасывая группам людей поведенческие наборы - Ветхий завет, учение Будды и Конфуция, другие, более мелкие комплектации экзистенциальных вопросов - есть или не есть человечину, сколько жен может иметь мужчина и т.д. Мироздание может вбрасывать такие наборы в игру и смотреть, какая комплектация социальных программ окажется более эффективной.
Великие идеологии прошлого унесли не меньше жизней, чем эпидемии страшных болезней. Похоже, человечеству была сделана прививка в виде толерастии и скепсиса. Это антитела. Никогда больше не будет в мире глобальных идеологий и новых религий уровня уже существующих. Либо обсмеют и обстебают, либо поставят новую веру третьим богом в пятом ряду на домашний алтарь.
И ещё. Путь к успеху - умение тырить чужие экзистенциальные вопросы и встраивать все возможные ответы в свой поведенческий набор. Имперские народы так и делали. Если вожди запели про суверенитет, изгнание чужаков и самоизоляцию - вам в Йодафат, обсуждать тонкости прочтения Торы с автоматом в руках.
|
</> |