Великая суббота


6 /19 апреля - Страстна́я седмица
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад:
В день Великой субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.
Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.
Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.
Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую субботу покоился телом, подобно покою после сотворения мира: "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.»
(Бытие, 2:2).
Совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и духом, вся исполняяй, Неописанный.» (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа).
Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях: "потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,»
(1-е послание Петра, 3:18-19).
О нем пророчески сказано в псалмах: "Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.» (Псалтирь, 15:9-11).
Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа. Вкусив смертного тления (φθορά), т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению (διαφθορά), т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресвятой Троицы восприняла человеческую природу - совокупность души и тела - полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти: "Ты мя преоблекл еси в нетление, Христе, тли смертныя неистленно плотию вкуш и возсияв из гроба тридневен». "Ты облачил меня в нетление, Христе, тления смертного нетленно Своею плотию вкусив и в третий день воссияв из гроба» (тропарь 5-й песни воскресного канона 5-го гласа).
К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы. Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя. Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю Великую субботу провели в покое.
Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую субботу покоился телом, подобно покою после сотворения мира, ибо совершенное Им спасение падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа.
Вкусив смертного тления, т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению, т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресв. Троицы восприняла человеческую природу - совокупность души и тела - полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти.
Наиболее полно сошествие в ад описано в третьей части «Евангелия от Никодима» (III век), которое, несмотря на его апокрифичность, Церковь разрешала читать верующим.
В России на основе апокрифов, в том числе и «Евангелия от Никодима», был составлен сборник «Страсти Христовы». До настоящего времени сборник «Страсти Христовы» читается в среде старообрядцев.
В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад» рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада. Ад в рассказе, так же как и в «Евангелии Никодима», представлен персонифицированным: «отвещав же ад глаголя», «рече ад ко диаволу».
Силы небесные, стоя перед вратами ада, многократно говорили: «…возьмите врата вечная и внидет Царь Славы», а на вопрос ада, кто является этим царём, отвечали: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани». Приход Христа произвёл панику, и ад в страхе говорил дьяволу, называемому «треглавниче и вельзауле преокаянне», что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Но дьявол в страхе отвечал: «помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат… подвигнися мене ради, аще и поруган будеши». Но врата не выдержали и «падоша сами» повергли ад в плач. Дьявол оказался пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».
В аде Христа встретили ликующие «святии пророцы и праведницы» и пророк Давид, играющий на гуслях и воспевающий победу Бога над адом. Все они были выведены Христом из ада.
И сказал Господь, взяв десницу Адамову: «Мир тебе и детям твоим. Праведникам Моим». Адам, простёршись перед Господом, со слезами молил Его громким голосом: «Прославляю Тебя, Господи, что Ты принял меня и не дал торжествовать врагам моим. Господи Боже мой, я воззвал к Тебе. И Ты исцелил меня, Господи! Ты извел душу мою из ада»… И Господь, простёрши руку, сотворил знамение крестное над Адамом и всеми святыми Своими и, держа десницу Адамову, исшел из ада. И все святые последовали за Ним.
В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ
|
</> |