Великая Отечественная война на 50 карикатурах Бориса Ефимова
maysuryan — 13.10.20241938. «Заклинание выпущенного духа». Гитлера заклинают Чемберлен, Даладье и дядюшка Сэм — но безуспешно...
Продолжаем начатый обзор творчества художника-карикатуриста Бориса Ефимова (1900—2008) почти за доброе столетие. Следующая эпоха, которую он отразил своим пером — Великая Отечественная война. Но ей предшествовали предвоенные годы, когда мировая война готовилась. Потом война шла, но пока что «там», как говорится на одной из картинок Ефимова — СССР ещё оставался вне театра военных действий.
1940. «Там.
— Джентльмены! Где здесь ближайшее бомбоубежище?!»
Позиция СССР тогда выражалась в таком плакате Ефимова:
1940. Плакат. «Долой империалистическую войну! Долой капиталистическую реакцию!»
Конечно, в условиях войны буржуазные свободы сокращались, как шагреневая кожа, даже в формально демократических странах, как Англия.
1941. «Неопровержимое доказательство.
— За что закрыли «Дейли уоркер»?
— За клевету. Она утверждала, будто в Англии нет свободы печати»
Бичевать нацистов Борис Ефимов начал на своих рисунках задолго до начала войны. Вот, например:
1936. Карикатура на Альфреда Розенберга (1893—1946) и украинских националистов
1936. «Фашистский рай»
Продолжал после начала войны.
1942. «Берлинская разбойничья шайка. Геринг, Гесс, Гитлер, Геббельс, Гиммлер, Риббентроп, Лей, Розенберг»
1942. «Цепной пёс германского капитала. Подлинный портрет Адольфа Гитлера»
«Их фюрер. Гитлер: – За мной идут миллионы!!!» За спиной фюрера стоят миллионеры Феглер, Крупп фон Болен унд Гальбах, Дуйсбург, Симменс и др.
1942. «Культуртрегеры» (носильщики культуры). Господин фон Риббентроп и его «дипломатический архив» На ящиках надписи: «Статуи из Петергофа», «Французская живопись», «Богемский хрусталь», «Русские художники (Рьепин, Сероф, Музоргский и др.)», «Варшавское дамское бельё», «Русский фарфор», «Греческие сигареты», «Старинные русские иконы», «Французское шампанское», «Древние славянские рукописи», «Брабантские кружева» и др.
1942. «Обер-мракобес. Альфред Розенберг, «философ и теоретик» гитлеризма» Обращает на себя внимание предмет в его руках с надписью «Культ бога Вотана» и книжка «Расовая теория». На костре горят книги Шекспира, Эйнштейна, Гейне, Вольтера, Толстого, Дарвина и даже Библия (!)
1942. «Лучшие из лучших! (Наглядное пособие по изучению чистой расы). Лектор — учёный расовед Юлиус Штрейхер (тоже стопроцентный ариец)»
Юлиус Штрейхер (1885—1946) был известен как редактор погромной газеты «Штурмовик», которая выходила с 1923-го и изначально отличалась крайним, радикальным антисемитизмом, нередко с порнографическим оттенком.
1943. «Лаборатория расистских изуверов. Гитлеровцы и Человек». На этом рисунке Штрейхер также в центре внимания. Надписи: «Образцы 100% чистоты расы. Чисто-арийский ус Гитлера. Чисто-арийский череп Геббельса. Чисто-арийский пуп Геринга. Чисто-арийская мозоль Розенберга. Чисто-арийский чирей Штрейхера. Чисто-арийский аппендикс Гиммлера. Инструкции по стерилизации. Как обнаружить неарийскую прабабушку? Таблица носов. Чисто арийское сердце [поросшее шерстью]. Аппарат для проверки арийской чистоты крови. Определение цвета глаз. Определение цвета волос...»
1941. «Истинный ариец должен быть: высок (Геббельс), строен (Геринг), белокур (Гитлер)»
1941. «Наглядное изображение «арийского» происхождения. Согласно фашистской «расовой» теории истинный ариец должен быть: белокур как Гитлер. Строен как Геринг. Красив как Геббельс»
1941. Борис Ефимов наносит текст «Красив как Геббельс» на карикатуру. Москва. Автор фотографии Маргарет Бурк-Уайт
Конечно, военные действия на фронте также становились темой карикатур.
1941. «На уроке истории.
— Гитлер Адольф, вы снова не усвоили мои уроки!
— Герр учитель, мне всё время мешали... и потом... было очень шумно и... холодно!»
1942. «Новогоднее гаданье. Геббельс. — Видишь ли ты уже в зеркале нашу победу, Адольф?»
1942. «Фриц. Карлушка-колбасник жаждет господства над миром»
1942. «Фюрер обещал... И фюрер сдержал слово!» Гитлер говорит: «Вы все получите земельное пространство на Востоке!»
1942. «Отступают. — Бедняга бургомистр! Ему так тяжело бежать! Снимем с него шубу и валенки»
Возможно, материалом для этой карикатуры Бориса Ефимова послужили вот эти фотографии Евгения Халдея (1916—1997). На них — реальный бургомистр города Керчи при немцах Тимофей Васильевич Токарев (1969—1942).
Январь 1942 года. Допрос бывшего бургомистра Керчи Т.В. Токарева. Фото Евгения Халдея
Родился он в 1869 году, до революции был управляющим у помещика. Домовладелец. Занятно, что он уже был однажды городским головой в далёком 1919-м, при белогвардейской власти. Потом до 1936 года оставался в СССР «лишенцем» (лишённым избирательных прав), что неудивительно. А в 1941-м, при немцах, 72-летний Токарев воспрял духом и с удовольствием вернулся на своё прежнее место. Помогал составлять списки евреев и прочих врагов для расстрела. Но увы и ах, немцы его с собой не взяли...
Это своё фото Евгений Халдей назвал лаконично — «Враг народа»
Характерно, что фотографии Токарева гуляют по некоторым сайтам с неверной датировкой (1938—1939 годы) и подписями вроде «Раскулаченный», «Расстрел врага народа» и т.д.
1941. «Укротитель тигров». «Тигр никогда не осмеливается нападать на массу людей... Сколько он жесток и смел, когда дело идёт о том, чтобы красться и напасть на беззащитную добычу, столько же труслив перед опасностью. Он всегда старается уйти от борьбы с человеком и, увидя, что его преследуют, даже трусливо обращается в бегство...
...Тигр обыкновенно умирает даже от лёгкой раны. Подстреленный тигр почти непременно должен околеть». (А. Брэм. «Жизнь животных»)
Сталинградская тема:
1942. «Сталинград в строю!»
Взять Сталинград ефрейтор собирался
И предвкушал заране торжество!
До Сталинграда Гитлер не дорвался,
А Сталинград добрался до него.
1942. «Под Сталинградом. — Нет, меня сюда никаким Калачом больше не заманишь!» Имеется в виду город Калач под Сталинградом
1942. «За двумя зайцами...»
1942. «Крушение планов. — Мой фюрер! Ваш приказ о вступлении в район Сталинграда выполнен. Но вот вопрос: как оттуда выбраться?»
1942. «Ефрейтор нервничает... Разбор стратегического положения. По сообщению агентства Рейтер из Стокгольма, затянувшаяся битва за Сталинград вызвала острые разногласия в гитлеровской ставке, приведшие к смещению генералов фон-Бока и Гальдера»
1942. «Фюрер провёл ряд успешных операций со своими генералами...»
«Громовой удар»
31 января 1943 года Красной Армии сдался в плен фельдмаршал Фридрих Паулюс, командующий окружёнными в Сталинграде германскими войсками. Никогда прежде в истории военачальники такого уровня не попадали в руки неприятелей Германии живыми.
1943. «Сталинградская наука. Генерал фон Паулюс проходит практический курс советской стратегии». На приказах написано: «Приказываю взять Сталинград в августе... в сентябре... в октябре... в ноябре... в дек... А. Гитлер»
Этот рисунок, видимо, делался по свежим следам события, и поэтому в нём есть неточности: маршал назван просто генералом, а кроме того, Ефимов называет Паулюса «фон Паулюс» — распространённая ошибка, Паулюс дворянином не был. А следующая карикатура рисовалась, видимо, уже чуть позже, и в ней эти неточности поправлены.
1943. «Генерал-фельдмаршал попал в историю». На пустой коробочке из-под фельдмаршальского жезла написано: «Паулюсу. Поздравляю фельдмаршалом. Адольф Гитлер»
По случаю гибели в Сталинграде 6-й армии вермахта в Германии был объявлен трёхдневный траур.
1943. «Трёхдневный траур. «Внимание! Внимание! Вместо назначенной триумфальной кантаты Адольфа Гитлера «Взятие Сталинграда» будет исполнен похоронный марш «Адью, шестая армия...» (музыка того же автора)»
1943. «Очередной приступ. В связи с взятием советскими войсками Мариуполя, у фюрера сильнейшая Волноваха...»
1943. «Битые звери. Туда и обратно...» На приказе в руке фюрера написано: «5 июля 1943 решающее наступление против Красной армии!» На втором рисунке он закрывает лицо плакатом «Я — не я и тигра не моя...»
Вариант той же карикатуры:
1943. «Берлинские жулики всячески скрывают и отрицают приказ Гитлера от 5 июля о переходе в «генеральное наступление». (Из газет)»
В ночь на 22 сентября 1943 года в доме гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе прогремел взрыв. Мина с часовым механизмом, подложенная в его спальню, убила Кубе во сне. Исполнителем уничтожения Кубе стала Елена Мазаник (1914—1996), получившая за это звание Героя Советского Союза.
1943. «Последний день Кубе. Убит при попытке к бегству»
1944. «Про вал. Немецкие летающие крепости. — Где же этот знаменитый вал? Его днём с огнём не сыщешь!» Одна из редких «положительных» карикатур на американского генерала Дуайта Эйзенхауэра из советской печати. Генерал командовал Экспедиционными силами союзников в Европе
Доставалось от острого пера Бориса Ефимова и союзникам Третьего рейха:
1941. «Дружеские узы. Соузники, то бишь союзники Гитлера». Слева направо изображены в виде собачек: Виши (нарисован маршал Петен), дуче Муссолини, Антонеску, Хорти, Маннергейм
1942. «Современные псы-рыцари («Вся Европа за Гитлером»). Фюрер:
— А ну, сделать весёлые лица! Ж-жива!» На флаге написано «Крррррестовый поход против славянских народов». Из книги «Гитлер и его свора»
1942. «Лоскутное воинство»
Мундир германский,
Вор итальянский,
Босяк испанский,
Апаш французский,
Бандит румынский,
Громила финский,
Палач венгерский,
... Какой сброд мерзкий!
Дуче Италии Бенито Муссолини (1883—1945):
1943. Копия О. Зотова с рисунка Бориса Ефимова в газете «Правда» (1943).
«Ощипанный римский гусь. «Гусь свинье не товарищ». (Пословица)»
Стихи Самуила Маршака:
Из итальянского хвоста
Чужие перья разом выпали:
Вся Киренаика взята
И Абиссиния, и Триполи.
Бежит к Тунису римский гусь,
Оставив Ливию пожарищем.
Бегущий гусь (я Вам клянусь!)
Свинье Берлинской был товарищем.
Финский маршал Карл Маннергейм (1867—1951):
1942. Рисунок к 75-летию Маннергейма
1943. «Неуклюжий камуфляж. Финские бандиты под «прикрытием»
1943. «Финский оборотень. Нехитрая, но подлая двойная бухгалтерия». Слева держит плакат: «Великая Финляндия до Урала». Справа: «Финляндия ведёт только оборонительную войну, ничего общего с Гитлером не имеем!»
1944. «Бодрое настроение. У маршала Маннергейма очень хорошее самочувствие, если не считать некоторой ломоты в перешейке и колотья в боках... В связи с наступлением Красной Армии на Карельском перешейке маршал Маннергейм выпустил специальный приказ, которым пытается поднять настроение финских солдат»
1944. «На Карельском перешейке». Держит плакат: «Великая Финляндия до Урала!»
Глава оккупационного правительства Норвегии Видкун Квислинг (1887—1945):
«Активные наступательные действия норвежского легиона. Уклонение «добровольцев» норвежского легиона от мобилизации на советско-германский фронт приняло настолько массовый характер, что Квислингу пришлось организовать специальные отряды для ловли дезертиров»
Румынский маршал Йон Антонеску (1882—1946) и венгерский адмирал Миклош Хорти (1868—1957):
1941. «Союзники». Для того, чтобы привлечь на свою сторону Венгрию, Германия заставила своего лакея Антонеску отдать венграм значительную часть Трансильвании, посеяв между венграми и румынами смертельную вражду и бешеную ненависть. Германия выступила в качестве «защитника» и «покровителя» Румынии и предложила ей компенсацию на Востоке, обещав румынам не только Бессарабию, но даже Одессу. (Из газет). На плакате на удочке написано «Берите себе Одессу»
1942. «Союзнички наедине. По вопросу о Трансильвании ожидается прибытие «согласительной комиссии» из Берлина»
1942. «Перекачивание натуральных соков. Лёгкий нажим на дорогих союзников»
1942. «2 Антонеску 2. Кровавые шуты на европейской арене. Заместитель премьер-министра Румынии Михаил Антонеску был принят в Берлине Гитлером. Немецкая печать именует Антонеску «первым борцом за новый порядок»
1943. «Подготовка свежих резервов. Переформирование румынских «частей», прибывших с советско-германского фронта»
1943. «Горит восток зарёю новой... Крупная дрожь у мелких хищников (Маннергейм, Хорти, Антонеску)»
«Бодрый румынский союзник. «Мы переживаем сегодня тяжёлые времена, но этот трагический момент мы встречаем с высоко поднятой головой». (Из речи Михаила Антонеску)»
«Очередной концерт с применением ударных инструментов. Выступление румынского оркестра. В Бухаресте раскрыт заговор железногвардейцев против правительства Антонеску»
«В Бухаресте. Маршал Антонеску на посту»
В 1945-м дальнейшее «жизнеописание» уцелевших фюреров Третьего рейха переместилось в Нюрнберг.
1945. «Двенадцатый час фашистских преступников. С Новым (и последним для них) годом!»
Бытовая зарисовка Бориса Ефимова из тюрьмы Нюрнберга:
1945. «Новогодний обед в Нюрнберге. Кушать подано... «Кто хочет участвовать в обеде, должен участвовать в приготовлении обеда!» (Любимое «изречение» Гитлера)»
1945. Штрейхер. В Нюрнберге Борис Ефимов получил возможность нарисовать Штрейхера с натуры, вблизи, на скамье подсудимых, чем он и воспользовался
Как и остальных ещё живых «фюреров» нацизма...
1945. «Фашистский зверинец»
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)