Ведьмацкое

Nie mogę milczeć!
А нужно вам сказать, velmishanovane panowie, что моё первое знакомство с героем пана Анджея Сапковского произошло в 1990 году. И звался он отнюдь не wiedźmin и уж тем более не witcher, а відьмак.

Б-г ты мой! Это ещё было время, когда можно было употребить украиноязычный продукт удовольствия для.
Тут уже попёрло и был приобретён томик «Истребитель ведьм: Сборник польской фантастики / Составитель А.Н.Каширин. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 352 с.» из «молодогвардейской» серии «Школа Ефремова», которую я старался не пропускать.

Три рассказа Анджея Сапковского: «Ведун» (ведун, Карл!!!) в переводе Александра Бушкова, «Зерно истины» в переводе Владимира Лося и «Дорога, откуда не возвращаются» в переводе Александра Бушкова.
Ведун (ведун! матка боска вшистко едно!), вестимо, расколдовал принцессу-упырицу, а вот в рассказе «Дорога, откуда не возвращаются» действовали «девять карликов, три Ворона, один Эльф» да ещё был Коротыш.
В переводе Евгения Павловича Вайсброта («Дорога без возврата») они значатся, как «девять оборотцев, три врана, один эльф». Коротыш оказался оборотцем. Ну, то что wiedźmin стал ведьмаком, можно и не объяснять?
В общем, когда в 1993 году попёрло АСТовское издание (перевод Е.П.Вайсброта), азъ был уже более чем морально созревшим. Отсчитав дрожащими руками чеканной монеты на днепропетровском книжном рынке, помчался в общагу и: Наденьке сказал, что у Инессы, Инессе сказал, что у Наденьки, а сам – читать, читать, читать!

Ключевое слово тут «общага», так что тот первый томик «Последнее желание. Меч предназначения» сгинул со скоростью телепортирующегося магического артефакта. Сейчас на полке лежит уже и не упомню, какая по счёту замена.
Нужно ли говорить, что следующую книгу серии: «Кровь эльфов» - ждали, как откровения. И проглочена она была в мгновенье ока. Та же судьба ждала и «Час Презрения». А вот «Крещение огнём» уже откровенно не зашло и стало ясно, что пан Анджей засбоил и стал исписываться. «Башню ласточки» заставил себя прочитать через несколько лет после издания, а уж «Владычицу озера» вымучивал едва ли не через десятилетие. Так что «Сезон гроз», читанный в Интернете, уже шёл с ностальгической ноткой.
Поймёте ли вы, нынешнее племя, какие визуальные фантазии расцветали от такой литературы в голове подросшего советского ребёнка, в чью память врезался «Вий», на который дружно водили весь мой первый класс, а первым американским видеофильмом, прокрученным ушлыми кооператорами на заре эпохи видеомагнитофонов в пионерском лагере, были «Демоны» (!!!).
По сему, выход польского сериала «Wiedźmin» с Михалом Жебровским в главной роли не стал эпохальным событием (сравнимым, например, с «Властилином колец»). Ну, отсмотрел и отсмотрел, скептически покривившись. Бедненько, но чистенько. Да и рядом с тридцатником как-то фейерверка эмоций от такого продукта глупо ждать.
Феерический же слив в унитаз «Игры престолов» заставлял как-то мужественно воспринимать словосочетание «фэнтэзи-сериал» и готовиться к неизбежному. А ведь после «Красной свадьбы» я неделю под впечатлением ходил. Вот это забористая ректификация была!
А вообще я вам скажу, панове, что возможность кликом мышки остановить просмотр, заняться чем-нибудь полезным, а затем вернуться к такому захватывающему-захватывающему сериалу – это коварное изобретение проклятых буржуинов. То ли дело было в видеосалоне, за десять рядов кресел от экрана телевизора, с плохой VHS-копией. Да ещё заплатив полновесный советский рубль! Разбалуешься тут!
В общем, первый эпизод «The witcher» я вымучивал часа два с половиной. Второй эпизод досмотрел до середины и отключился.
Нет, нужно взять себя в руки, необходимо подготовиться, подумал я. И сел пересматривать польский «Wiedźmin». И вы знаете, прекрасно зашло! Не отрывался, не отвлекался, лежал на диване и смотрел! Скучновато, да. Бедновато, да. Но сюжетная линия понятна и выдержана. Там, где автор сценария следовал литературному канону и не пытался нести отсебятину, всё вообще прекрасно. Спецэффекты резиновые? Ну что ж поделаешь! Да и то, смотря с чем сравнивать. Боёвка провалена даже по сравнению с «Огнём и мечом»? Принимается. Зато костюмы более-менее «человеческие». Ваш покорный слуга, ведь, не бьётся в истерике над каждой заклёпкой. И то, что козаки Его Королевской Милости Войска Запорожского из «Огнём и мечом» так не одевались и так не стриглись, не делает этот фильм менее гениальным драматическим произведением. А, главное, кастинг удался.
Ну, посмотрите на Михала нашего Жебровского. И гляньте на Генри ихнего Кавилла. И кто из них настоящий, битый-перебитый жизнью и чудовищами мутант-отщепенец?


Пускай Гражина Вольщак и не дотягивает до моих юношеских эротических фантазий, но всего чуть-чуть. А эта освобождённая женщина Востока способна была бы их похоронить. Хорошо, что я из юношеского возраста вышел.
Остальные же персонажи, вообще, только сесть и плакать. Мискастинг полный. А у поляков ничего так, центральноевропейственно и фэнтэзийно-средневековенько.
И это я ещё внутреннего расиста на волю не выпустил!
Благо есть Клим Александрович Жуков в обрамлении Дмитрия Юрьевича Пучкова, освободившие меня от обязанности плескаться желчью с экрана монитора.
Кстати, взял себе за правило, сначала смотреть рецензию от Гоблина или Жукова, а потом уж задумываться, стоит ли вообще тратить время. И, что характерно, ни разу еще не прогадал. А с «Во все тяжкие» и «Сопрано» так угадал на все сто.
В общем, Клим Александрович все мои претензии по полочкам разложил и в свойственной ему замечательной манере изложил.
Вот, собрались фаны и сбацали на коленке "Полвека поэзии спустя". Сценарий аж зияет, актёрской игры нет, боёвки лучше б не было. А просмотрел и ни разу не бегал чайку заварить. Почему так? Потому, что есть попадание в образ!

Нет, конечно, я себя досмотреть ««The witcher» таки заставлю. Домучаюсь. Облидж, как известно, ноблесс. Вот уже первый эпизод вторично пересмотрел. На втором опять застопорилось. Но, ничего. Кактус будет дожёван!
А пока остаётся только излить желчь в стихотворной форме.
Jeszcze Polska nie zginęła,
Kiedy my żyjemy.
Co nam obca przemoc wzięła,
Przez magię odbierzemy.
Marsz, marsz, Żebrowski ,
Z ziemi Riwskey do Temerski.
Za twoim przeniem
Chodźmy za wiedźminem
Przejdziem Pontar, przejdziem Jarugę,
Będziem wiedźminami.
Dał nam przykład pan Sapkowski ,
Jak zwyciężać mamy.
Już tam Netflix z jego Witcher,
pies krev, do nas mówę
Na to wszystkich jedne głosy:
O ja pierdolę!