Вечный палач

топ 100 блогов rosfan27.12.2022 Чон Ду Хван

Северная Корея — это разруха, голод и диктатура, а Южная — рай с «Самсунгом», кей-попом и демократией. Примерно так рассуждают люди, воспитанные на антикимовской пропаганде. Между тем реальность куда сложнее и интереснее.

Известный российский кореист Константин Асмолов написал цикл статей об истории Корейского полуострова и двух государств, бывших некогда одним целым. В Южной Корее 1980-х одна диктатура сменилась другой, а протестующих давили танками. В этот раз речь пойдет о том, как президент Чон Ду Хван создавал собственный культ и расправлялся с несогласными, и в то же время дружил с США и улучшал образ страны.

Итак, Пятая республика Южной Кореи была создана на крови участников восстания в Кванчжу, и с точки зрения движения за демократизацию стала даже хуже Четвертой. Уровень репрессий в ней был почти такой же, а с точки зрения личных качеств ее президент Чон Ду Хван ощутимо недотягивал до своего предшественника Пак Чон Хи.

Историк Брюс Камингс считает Чон Ду Хвана самым непопулярным корейским правителем. Если простота и скромность Пак Чон Хи не были напускными, то Чон был известен как человек упрямый и высокомерный, а его семья оказалась замешана в целой серии скандалов. Кроме того, переворот Пака был бескровным, а на счету Чона была бойня в Кванчжу. И даже когда первый в последние годы существования системы Юсин начал заметно меняться в худшую сторону, его все равно воспринимали неоднозначно, то у второго в конце правления доброжелателей практически не было. Как, впрочем, и в начале: историк Майкл Брин приводит в пример частую ситуацию, когда на торжественных приемах во время речей президента большинство присутствующих занималось своими делами и фактически игнорировало оратора.

Выход для улучшения образа Чон Ду Хвана был найден в копировании предшественника. Подобно Паку, Чон стремился подать себя как «отца нации», строгого, но справедливого правителя, образец для подражания. В то же время он учитывал ошибки убитого диктатора и опасался роста антиправительственных настроений, а потому противопоставлял свой стиль руководства авторитарному режиму Пака и позиционировал свою власть как социоориентированную.

Это проявилось в переименовании правящей партии из Демократической республиканской в Демократическую партию справедливости (ДПС), а также в провозглашении лозунга «общество справедливости», которым должна была стать страна. Идеологическая программа ДПС была окрашена в псевдолиберальные тона и составлена с учетом заимствованных концепций западной политологии. В ней выдвигалось пять главных целей: необходимость установления кореизированной демократии, благосостояние, справедливость, национализм и объединение.

Кроме того, при Чоне появился лозунг Новой Кореи, подхваченный последующими президентами, и начал осуществляться комплекс мер, направленный на радикальную смену имиджа страны в глазах международного сообщества. Корея должна была предстать не азиатской Нигерией, которой она была при самом первом президенте Ли Сын Мане, и не «нашим сукиным сыном», которой она была при Паке, а процветающей страной, идущей примерно той же дорогой, что и Япония.

Однако это было скорее окраской фасада. Чон повторял идеи Пака о специфичности «национальной демократии» и незрелости южнокорейского общества, неспособного принять демократию в чистом виде. В государственные мифы вернулись постулаты о корейской древности, причем в трактовке тех религиозных учений начала XX века, которые напоминают российских родноверов как таинственными источниками, аналогичными по достоверности «Велесовой книге», так и прочими утверждениями о величии Древней Кореи.

Так, уже начало 1980-х годов ознаменовалось новой вспышкой интереса к фигуре Тангуна — мифологического основателя корейского народа, потомка небесного духа и медведицы, историчность которого находится на уровне не столько князя Кия, сколько Царя Гороха. Тем не менее в августе 1981 года в Национальном собрании было решено пересмотреть содержание разделов учебников по отечественной истории, посвященных корейской древности. После обсуждения в содержание школьных пособий был внесен ряд изменений, важнейшими из которых были утверждения об историчности Тангуна, а патриотические историки умудрялись находить даже имена его полководцев или тексты боевых песен того времени.

Антияпонизм и борьба с «искажениями истории» тоже оставались частью идеологии. В 1983 году в ответ на выход очередных японских учебников истории, в которых оправдывалась аннексия, правительство Южной Кореи развернуло кампанию по сбору средств. На них был построен и открыт в 1987 году Мемориальный музей корейской независимости. Его экспозиция, которую автор наблюдал в 1990-м, была весьма примечательным примером националистической пропаганды — включая красочные диорамы с изображением пыток корейских патриотов или подписи класса «такой саблей японские полицейские зверски убивали корейцев во время мирных демонстраций». Символическое значение имело и то, что в 1986-м здание Корейского генерал-губернаторства было отремонтировано и превращено в Государственный музей.

Правда, в 1983 же году Япония предоставила Корее заем в 4 миллиарда долларов, составивший 10 процентов внешнего долга страны, а Чон Ду Хван совершил первый официальный визит в соседнюю страну, где встретился с императором. Однако извинения за колониальный период тот все-таки не принес.

Недостаточная легитимность привела к сращиванию военно-бюрократической элиты с финансово-промышленными группами. Признаком этого был принятый в декабре 1980 года Закон о политических фондах. Он позволял партии создавать «группу финансовой поддержки», в которую входили коллективные и индивидуальные члены. Так появилась целая серия фондов наподобие президентского «Фонда Ильхе», формально возникшего для сбора пожертвований на гуманитарные цели и являвшегося крупной финансовой структурой.

Похожая ситуация была с правами человека, где формально произошли послабления. В 1982 году были смягчены условия зарубежных поездок и отменены все ограничения на путешествия, которые ранее весьма напоминали утверждение загранкомандировки в СССР. А для учащихся неполной средней и старшей средней школы отменили обязательное ношение формы.

Также считается, что Чон Ду Хван пытался отвлечь внимание общественности от тревожной внутренней политики при помощи спортивных событий или фильмов с изображением смелых сексуальных сцен, немыслимых в 1970-е. Диктатор хотел, чтобы публика собиралась в кинотеатрах, а не на площадях для антиправительственных выступлений, и развлекалась, не задумываясь о политической ситуации. В результате в 1980-х годах вышел шквал низкокачественных эротических фильмов, которые, правда, собирали очереди в кинотеатрах. Так, хит 1982 года «Мадам Эма» шел в прокате в течение четырех месяцев, посмотрели его более чем 310 тысяч человек, а породил он в общей сложности 13 сиквелов.

Будучи президентом, Чон Ду Хван провозглашал принцип сильного центрального управления и проводил экономический курс, начатый Пак Чон Хи.

Правление Чон Ду Хвана считается авторитарным, однако менее жёстким, чем предыдущие режимы. Конституция страны 1980 года провозглашала больше свобод, чем её предшествующая версия от 1972 года (Конституция Юсин), однако по-прежнему давала очень много власти президенту.

Во время визита Чон Ду Хвана в Рангун, Бирма (теперь Мьянма) в 1983 году в мавзолее, который он предполагал посетить, была взорвана бомба, убившая 21 человека, включая членов правительства Южной Кореи. Чон Ду Хван не пострадал, так как прибыл на место на две минуты позже взрыва.

К 1986 году волнения в обществе успокоились в основном из-за стабильного экономического роста и общего роста благосостояния населения, однако леворадикальные студенческие группировки по-прежнему были неудовлетворены политическим курсом правительства. В результате в июне 1987 года по всей стране прокатилась массовая волна акций протеста. В том же месяце президент США Рональд Рейган послал письмо Чон Ду Хвану, призывая начать демократические реформы в стране. После этих событий 29 июня была провозглашена программа реформ, которые включали прямые президентские выборы, снятие запрета на политическую деятельность некоторых неугодных режиму политиков, включая будущего президента страны Ким Дэ Чжуна и другие меры. Реформы возглавил Ро Дэ У, позже ставший преемником Чон Ду Хвана на посту президента.

После отставки с поста президента Чон Ду Хван попал в опалу. Его самого и его семью подозревали в коррупции. 23 ноября 1988 года он был вынужден уйти в буддийский монастырь Пэктамса, где провёл два года.

В 1995 году бывшие президенты Чон Ду Хван и Ро Дэ У были обвинены в коррупции и взяточничестве. В 1996 году они были также обвинены в захвате власти. Некоторые политические лидеры стран Юго-Восточной Азии, например, Ли Куан Ю, считали проведение суда не вполне удачным решением, поскольку военные лидеры региона сочли это предупреждением себе и ещё сильнее укрепились в желании не отдавать власть гражданским.

Чон Ду Хван был приговорён к смертной казни, затем приговор был заменён на пожизненное заключение. Однако он и Ро Дэ У вскоре были помилованы решением нового президента страны Ким Дэ Чжуна и отпущены из тюрьмы (фактически Ким Дэ Джун повторил с Чоном то же самое, что тот сделал с ним в 1980 году, когда Ким был осуждён за оппозиционную деятельность — сначала заменил смертную казнь на пожизненное заключение, а потом амнистировал). В то же время Чон Ду Хван и его семья всё ещё должны выплатить сумму в 370 миллионов $, украденных им в своё время из бюджета страны. Этот долг его семья выплачивает до сих пор.

Чон умер на 91-м году у себя дома в Yeonhui-dong (район Seodaemun Сеула) 23 ноября 2021 года, спустя менее, чем через месяц после своего преемника Ро Дэ У.

Поскольку Чон никогда не извинялся за сопровождавшиеся массовыми жертвами подавление восстания в Кванджу, Синий дом ограничился частными соболезнованиями в адрес семьи покойного через пресс-службу; было объявлено, что никаких венков и иных официальных посмертных почестей направлять не предполагается. От официальных соболезнований воздержались как правящая, так и оппозиционные партии.
Правительство страны отказалось проводить государственные похороны, равно как и оказывать какую-либо поддержку в организации похорон силами семьи Чона.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Айхмофобия – это боязнь острых предметов. Человек с такой боязнью старается избегать всех острых предметов. Это могут быть вилки, ножи, осколки стекла, булавки или другие колющие предметы. Такому человеку становиться страшно даже оттого, что ...
Василиса-мазохистка, змей-горыныч-психопат, жаба-шизоид. По Ненси Мак-Вильямс существует 9 типов личности, что мы привыкли называть типом характера человека. Психопатический. Основные нарушения: Минимальное эго. Повышенная агрессивность. Ведущая жизненная ценность: Физическая сила. ...
всем привет! я очень тяжело переношу конфликты. стараюсь в них никогда не ввязываться. конфликты с «чужими» людьми меня вообще не пугают. ну, скажем, нахамил мне кто-то в автобусе — я отвечу, либо пропущу мимо ушей и забуду уже через пару минут. а вот если я «сталкиваюсь» с кем-то ...
Именно таковыми выглядят планы белорусской оппозиции, если их внимательно прочитать. Сегодня будут массовые акции студентов в Белоруссии. Не потому, что это их единый порыв, а потому, что так им сказали на Нексте. Лично я бы на месте преподавателей сделал вот что. Кто читает берите на ...
  И наоборот.        * и немедленно выпил с чувством глубокого удовлетворения ...