Вдоль Пинеги-4.Кимжа.
morita — 16.11.2024 Дорога от Голубино до Кимжи в этом году оказалась в ремонте,да еще и погода подложила небольшую свинью-стояла страшная жара и сушь,любая проходящая машина поднимала облака пыли,так что временами приходилось ехать практически вслепую.Я,со своей стороны,забыла заправить в машине кондей перед выездом,так что приходилось балансировать между пылевыми масками и сомнительной радостью получить тепловой удар.То есть,в Кимжу мы приехали надежно припудренными и слегка очумевшими.Поставили машины около закрытого музея хлеба,слегка отмылись от пыли и пошли гулять.Впервые Кимжа упоминается в летописи в начале 16 века.Язычество, старообрядчество и православие оставили здесь свой особый след — до 1951 года в деревне не было кладбища,а умерших хоронили по их завету (где попросят),чаще всего на их земельном наделе. Считалось, что дух предков будет охранять земельный надел и жилище от бед и напастей.У жителей Кимжи существует своё групповое прозвище — «чернотропы» (колдуны). Жители соседних деревень считали, что некоторые из жителей Кимжи действительно владели искусством ворожбы и заговора, могли насылать порчу и сглаз.Сейчас в Кимже живет порядка ста человек.В феврале 2017 года деревня Кимжа стала первой арктической деревней в составе Ассоциации самых красивых деревень земли.
Безусловно визитная карточка Кимжи-Одигитриевская церковь.Одигитриевская церковь – редчайший образец деревянного зодчества,и единственная сохранившаяся церковь мезенского типа, построенная по принципу «шатер на крещатой бочке». Храм такого типа отличается тем, что его шатер расположен не на восьмерике, что встречается чаще, а на четверике. В нижнюю же его часть врезаны четыре бочки (так называется тип крыши в форме незамкнутого цилиндра или полуцилиндра с заострённым верхом), из-за чего создается впечатление, что он вырастает из этих бочек.
Согласно сохранившимся документам, построила церковь в начале 1700-х годов артель под руководством местного плотника Иева Прокопьева. Освятили же её только в 1763-м, что, возможно, было связано с тем, что приход был бедным и на отделку храма ушло много лет.
Сразу за церковью начинаются густейшие заросли крапивы,затягивающие заброшенные баньки
В отличие от Кулоя,Кимжа деревня живая,оживленная,жизнь в ней не останавливается-люди копают огороды,сажают цветы,мастерят что-то под дому,стирают белье.
вокруг домов здоровенные кусты и малины,и смородины,много цветов
Хозяин этого дома,который возился по делам во дворе,сказал,что дому больше ста двадцати пяти лет.Такую долговечность деревянных построек можно объяснить и сухим климатом,и тем,что и церкви,и дома строили из лиственицы,которая чрезвычайно плохо поддается гниению.
Золотистый цвет дерева-это и есть свидетельство недавней реставрации
Из этого дома кто-то ушел на войну.Звезда-довольно распространенный на севере символ,что в этом доме кто-то был на войне.Мне приходилось видеть его и в окрестностях Онежского озера,и в Карелии,и вот теперь в Архангельской,никогда южнее.В Кимже же стоит обетный крест по матери,у которой на войну ушло пять сыновей.
Из грустного-сельская медицина как есть.Внутри мы не были,коллег не общали,да и зачем им праздное любопытство туристов,все равно же от этого ничего не прибавится.Архангельская краевая же больница пользуется по Северо-западу большой известностью и законным уважением,но до Архангельска еще надо добраться,коли приболел всерьез.
Некоторые дома в Кимже уже нежилые,но на фоне общего состояния,они не бросаются так в глаза ,как в Кулое.
Пополаись нам навстречу и мелкие кимжане-мохнатые и на четырех ножках.Пока мы фоткали котейку,который сваливал от собаки,из дома вышла местная бабуля,посмотрела на нас,на кота,и радостно выдала:
-Он когда с крыши не слазит,дак я его доской подковыриваю!
Кот,конечно,тут же усвистал от собаки на крышу и победно задрав хвост смотрел на нас
Лаечка.Среди таких вот собак прошло и мое детство-среди рыбаков и охотников,в лесу,на лодке,на реке.
Прекрасные лилии.Вот что меня бесконечно радует у северян,как бы трудной не была жизнь,люди стараются украшать ее чем доступно.
Свидетельство былой цивилизации.На окраине Кимжи раньше была даже бензоколонка,но мы что-то ступили и не полезли смотреть этот раритет.
Строение непонятного назначения-жаль,не догадались спросить у чилящих местных мужичков.
А вот и еще визитная карточка Кимжи-ветряные мельницы.
В деревне создан ландшафтно-музейный комплекс «Самые северные мельницы в мире», в который входят две мельницы-столбовки.Основой мельниц служит столб-мертвяк, вокруг которого разворачивается весь мельничный амбар целиком.Вся конструкция корпуса мельницы безгвоздевая, в самом механизме количество металлических деталей минимально.Мельницы этого типа были распространены на территории Мезенского уезда, северной и средней части Пинежского, в окрестностях Архангельска, по Зимнему и Летнему берегам Белого моря.В 1870 году в Кимже было 10 мельниц.К началу 21 в. две мельницы подобного типа сохранились по месту постройки в деревне Кимжа - мельницы Дерягина и Воронухина.
Попасть внутрь самой мельницы и увидеть механизмы,увы,нельзя.
Дворы и дома деревни
Увы,часть домов уже необитаема и потихоньку разбирается на дрова.
Дома смотрят на реку,лодки спят на воде
Обратная дорога далась легче-были уже привычны и повороты,и зоны ремонта,и даже пыли вроде как стало поменьше.Но,несмотря на это обстоятельство,поездка в Кимжу пока рулит в моем рейтинге самых адских (если не считать зимней поездки в Кашкаранцы).
|
</> |