Вдогонку к "слишком гуманитарному"

Более долгие и достоверные колонки донных отложений из долины Копана показывают, что в действительности лесной покров в V-Х вв. увеличился, а не сократился. В этой связи все рассуждения об эрозии, нехватке земли, конфликтах между крестьянами и кризисе легитимности царской династии ни на чем не основаны.
(Разумеется, сходить по ссылке, самостоятельно разыскать это место и прочитать его у моих комментаторов времени не было. Все оно ушло на цепляние к слову "модель" и поучениям в духе "модель не факт, эпистемологию надо знать". Люди, что возьмешь.)
Так вот, указанный факт установлен многолетней кропотливой работой, завершенной только в 2010 году. До этого момента "фактом" считалось, напротив, сокращение лесного покрова к закату цивилизации Майя. На основе этого "факта" выстраивалась замечательная картина "коллапса цивилизаций" - рост населения, сведение лесов ради пахотных земель, эрозия почв, сокращение урожаев, голод, резня, заброшенные города. И тут вдруг "убийство прекрасной теории грязным экспериментальным фактом". Оказывается, сохранение лесных насаждений еще не гарантирует цивилизации долгую и счастливую жизнь.
Возможна ли подобная ситуация в технических дисциплинах? Конечно нет: если какая-то железяка сделана и работает, обнаружение новых экспериментальных фактов не превратит ее в груду металлолома. Техническое знание кумулятивно, новые открытия и теории лишь пополняют число работающих инструментов, а не отбирают их у исследователя.
А вот в гуманитарном знании все иначе. Здесь никаких работающих железяк не производится, а производится только впечатление на публику. И если вчера "история всех прошедших времен была историей борьбы классов", то сегодня она вдруг оказывается историей экологических катастроф, а завтра будет историей деградации "экстрактивных институтов". Каждая новая теория полностью отбрасывает предыдущую, каждый новый факт меняет всю конструкцию целиком.
Гуманитарные теории интересно потреблять, но пользоваться ими невозможно.
|
</> |