Вчерашняя Третьяковка. Три картины
helenkasmolenka — 22.06.2024Можно возобновлять тэг «музейная пятница». Вчера таковая случилась.
- Ездила днем познакомиться с новым корпусом Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Небо было очень драматическим, но ураган прошел по Москве днем ранее, в этот день тучи лишь попугали, дождя не было.
2. Вид самого здания снаружи мне мне показался интересным, необычно , ярко, с красивыми окнами-витражами. Тридцать четыре окна разного размера, выходящие на Кадашевскую набережную, превратили в рамы, в которых размещены черно-белые репродукции работ из собрания музея. По масштабу это здание напоминает Новую Третьяковку на Крымском Валу, но в более современном виде.
3. Нежели, чем музей, здание представляет собой современный, технически оснащенный культурный центр. Пока тут только один выставочный зал, где можно увидеть две интерактивных экспозиции «Алфавит Третьяковки» (с работами из коллекции, сгруппированными по названиям) и «Вселенная Третьяковки», представляющая все музеи и региональные филиалы. Первая выставка, посвященная художника — передвижникам, откроется этой осенью.
4. Так как мне не удалось увидеть ни одной картины, я решила, что «музейная пятница» не должна продать даром, и направилась в Третьяковку в Лаврушинском. Была уже не единожды, но готова каждый раз возвращаться сюда.
5. Засмотрелась на посетителей, которые осматривают картины. Публика самая разная. Отрадно, что много молодых людей.
6. Все ведут себя по-разному. Некоторые спешно пробегают все залы, а кто-то внимательно всматриваются в ту или иную картину.
7. Были замечены любопытные персонажи.
8. Эта парочка в черном надолго задержалась возле картин Перова.
9. Модницы.
10. Юные модницы. Кого-то и знаменитые картины не могут отвлечь от соцсетей, к сожалению. Но тех, кто проявляет искренний интерес, больше.
11. Вот повезло этим девушкам — одновременно наслаждаются прекрасным и общением друг с другом.
12. Юные ценительницы искусства.
13. Каждый из нас, побывав в музее или галерее, не может не заметить людей, сидящих в зале возле экспонатов и с интересом наблюдающих за посетителями. Я всегда обращаю внимание на музейных смотрительниц. Это особая какая-то особая каста людей.
14. Я уверена, что смотрительницы работают в музеях вовсе не потому, что больше негде, а скорее ради возможности ежедневно пребывать рядом с картинами или скульптурами. Они – хранители, и не только картин, но и атмосферы, духа музея.
15. Настало время рассказать о картинах.
Картина Василия Верещагина «Побежденные. Панихида» и в прежние посещения мной Третьяковки привлекала мое внимание, но в этот раз я задержалась возле нее и как будто смотрела на нее другими глазами. Сначала я видела только это огромное поле, поросшее жухлой травой. Поле это вызывало чувство тревоги и не давало отвести взгляд. Затем присматриваешься и видишь в траве лица, трупы, бесконечное множество трупов. И во всем этом какая-то безысходность. Тоска. Без ужаса смотреть невозможно. Все они все погибли в один день. Молодые, крепкие, полные сил люди. Их тысячи. Где-то среди них находится родной брат художника. Он ходил по полю в поисках его останков и не нашёл. Своей картиной художник показал, что война, причём любая война, это страдания, боль, смерть. Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней.
16. К моему великому стыду на эту картину нашего милого, родного, с детства все знакомого художника Ивана Шишкина, я впервые обратила внимание. Прошла мимо «Мишек в сосновом лесу», там всегда толпится народ, все фотографируются. И вдруг мой взгляд остановился на картине «Дождь в дубовом лесу». Очень лиричная картина. Я её не знала, но, только взглянув, у меня сразу возникли воспоминания детства. Дома не было ни картин, ни репродукций, но пейзаж запечатленный на картине показался таким знакомым. Этот лес, укрытый дождевой завесой. Сильный ливень остался позади, но с неба ещё падает мелкая морось... Атмосфера, которая бывает лишь после сильного ливня, мастерски передана . Тучи расходятся, и с неба робко проливается первый луч света. Так хочется пройтись по этой тропинке следом за персонажами.
17. А закончить свой рассказ хочу жизнеутверждающей картиной И. Репина «На меже». Раньше тоже не обращала на неё внимания. «На меже» — это яркий кадр счастливой жизни. Золотистое поле, женщина (жена художника) идет под кружевным зонтиком с дочками, вдалеке - няня с мальчиком на руках. Сцена незатейлива, картина очаровала меня своей простотой.
Итак, каковы же общие впечатления? Хочу сказать, насколько разными могут оказаться картины, когда их видишь в интернете и вживую. В галереи можно и нужно ходить не один раз. Многие картины вживую производят какой-то новый эффект, когда видишь их снова, а ещё замечаешь то, на что ранее не обратила внимания. Каждый раз новые впечатления.