Валлийский фарфор.

Производство тонкого валлийского фарфора, в отличие от валлийской керамики, длилось очень недолго — неполное десятилетие, поэтому названия мануфактур, производивших этот фарфор, практически не известны широкой публике. Но для коллекционеров и любителей фарфора слова «фарфор из Нантгара и Суонси» звучат как песня. Обе фабрики связаны между собой, и иногда невозможно точно определить, на какой из фабрик произведено изделие, поэтому на аукционах фарфор значится, как «из Нантгара и Суонси».

Отправная точка создания гончарных мануфактур — большое количество и доступность качественной глины. Такая глина в Уэльсе залегает на полпути между двумя самыми густонаселенными городами графства Гламорган, Суонси и Кардиффом. В 1610 году в деревушке Эвенни местные фермеры создали гончарную мастерскую исключительно для собственных нужд и для продажи в непосредственной близости. В 1750 году производство переместилось в Суонси, но все еще продолжало выпускать самые простые утилитарные предметы. В 1764 году мистер Уильям Коулз, квакер из Нита, приобрел в Суонси старую медную мастерскую на берегу реки Тафф и переоборудовал ее в гончарную мастерскую. Изделия имели зачатки художественной продукции, но все еще были грубыми и не слишком эстетичными. Мастерская продолжала оставаться семейной некоторое время после смерти Уильяма Коулза, пока сыновья не взяли в партнеры Джорджа Хейнса, который тут же присвоил мастерской название The Cambrian Pottery, чтобы избавиться от провинциального духа. Хейнс решил, что фабрика должна перенять лучшие практики не кого иного, как Джозайи Веджвуда, и Cambrian Pottery постепенно начала улучшать свою продукцию, производя белые глиняные изделия, непрозрачный фарфор и «весьма сносный вид бисквитной посуды».

Кроме того, у Хейнса были деловые связи в Филадельфии, и мануфактура начала поставлять свою продукцию в США. Этот кувшин был создан в 1790 году для американских потребителей. На кувшине запечатлена фраза из песни лесорубов штата Мэн Drink Round Brave Boys

Около 1804 года Хейнс, хотя и оставался управляющим производством, передал контрольный пакет акций The Cambrian Pottery мистеру Уильяму Диллвину. Уильям Диллвин был пенсильванским квакером, вернувшимся в Великобританию в 1777 году во время войны за независимость. Он был родственником Хейнса, и, видимо, Хейнс перед пенсией решил передать дело близкому человеку. Уильям Диллвин передал права собственности на всю фабрику и все ее формы, модели, запасы, сырье, контракты и деловую репутацию своему сыну Льюису Уэстону Диллвину. В 1810 году Хейнс покинул компанию, и Льюис Диллвин стал ее единоличным владельцем. Льюис Диллвин был образованной и разносторонне развитой личностью. Он был членом парламента и натуралистом, написавшим несколько книг по ботанике.

В 1811 году Диллвин взял в партнеры T.& J. Bevington. Диллвин стремился подняться на более высокий уровень производства фарфора и начал нанимать талантливых художников — Уильяма Уэстона Янга и Томаса Пардо.


В это же время оттачивал свое мастерство Уильям Биллингсли, которому было суждено создать славу валлийскому фарфору. Уильям Биллингсли родился в Дерби в 1758 году. Он был учеником Уильяма Дьюсбери на мануфактуре William Duesbury Derby China Works в 1774 году, а затем в течение 20 лет работал на этой мануфактуре.

Биллингсли считается ведущим художником, создавшим английский романтический стиль живописи групп цветов на фарфоре, который иногда называют «натуралистическим». Prentice Plate Биллингсли использовалась на фабрике Дерби как пример стандарта, который требовался от новых учеников. Кроме того, он разработал стиль цветочной живописи, который включал использование загруженной кисти, а затем удаление цвета сухой кистью (процесс вытирания).

Создание стиля в росписи фарфора не главная заслуга Биллингсли. После окончания контракта на мануфактуре Derby, он создал себе репутацию человека, которого описывали как «великого гения, необычайного таланта, исключительных способностей как художника и мастерства как практического гончара». На тот момент Биллингсли было около тридцати лет, и он решил проложить свой собственный путь в искусстве, и, несмотря на все усилия Дерби сохранить его, он начал свою собственную одиссею, переезжая с места на место, нигде не задерживаясь, но всегда повышая свой уровень знаний и мастерства. Росла и его репутация. В конце концов в 1808 году Биллингсли вместе со своим зятем Сэмюэлем Уокером начали работать в компании Royal Worcester. В Вустере Биллингли придумал новую формулу усовершенствованного фарфора, а его зять — установку инновационной новой технологии обжига. Биллингли подписал с компанией договор о неразглашении рецепта фарфора, но в договоре не было пункта, запрещающего ему самому использовать свою формулу. В ноябре 1813 года Биллингсли и его семья переехали в Южный Уэльс, купили Nantgarw House на канале Гламорганшир и решили основать собственную мануфактуру. Основным инвестором, а затем и акционером стал художник и предприниматель Уильям Уэстон Янг.

Но что-то в формуле рецепта или производственного процесса было не так, так как 90% фарфора было испорчено при обжиге. Ресурсы всех партнеров быстро иссякли, и они обратились в Комитет торговли за субсидиями, но не добились успеха. Один из членов Комитета попросил своего друга Льюиса Диллвина провести инспекцию. Диллвин произвел осмотр, увидел масштаб потерь, но он был так впечатлен качеством фарфора, что предложил Биллингли использовать гончарную мастерскую Cambrian Pottery для улучшения их рецепта и изготовления продукции. С 1814 по 1817 год продукция выпускалась под маркой Nantgarw, но на мануфактуре Cambrian Pottery of Swansea. Качество фарфора и сложность ручной росписи сделали эту посуду одной из самых ценных на аукционах

Кувшин из Суонси и чашка с блюдцем около 1815-17. Фарфор, действительно, просто белоснежный.
Несмотря на то, что качество производимой продукции было на самом высоком уровне, было много задержек в производстве и неудачных циклов. Достаточного количества изделий для продажи на постоянной основе достичь никак не удавалось. Кроме того, формально Биллингсли нарушил договор с Вустером. Хотя он не сообщал формулу фарфора Cambrian Pottery, он работал на мануфактуре третьей стороны. Узнав об этом, Диллвин не захотел связываться с судом и отправил компанию Nantgarw на все четыре стороны. В ноябре 1817 года Биллингсли и Уокер вернулись в Нантгар, чтобы зализать раны и начать все снова. Им повезло. Поскольку у продукции Nantgarw была превосходная репутация, они получили частное финансирование и смогли снова выпускать продукцию. В последующие три года компания выпустила большое количество прекрасных фарфоровых изделий, которую полюбила британская аристократия, в том числе принц Уэльский. Расписывали белоснежный. полупрозрачный фарфор Nantgarw, в основном, художники из Лондона.
Лучшие художники по фарфору с удовольствием работали на великолепном фарфоре Нантгара.
На фабрике работали и над формой посуды, стараясь сделать ее изящной и интересной.
Замысловатые ручки придавали изделиям Nantgarw утонченность.
Но финансово выпускать такой фарфор, все же, было невыгодно, и тут подсуетился Джон Роуз из Coalport Works. Опасаясь конкуренции с быстро растущей популярностью продукции Nantgarw, он предложил Биллингли и Уокеру очень привлекательный пакет, чтобы обеспечить их эксклюзивные услуги как востребованных мастеров. В 1820 году Биллингли и Уокер перебрались в Шропшир к Джону Роузу в Coalport, оставив все документы и материалы Янгу. Янг выставил Nantgarw на аукцион и управлял завершением и продажей запасов. Вместе с Томасом Пардо они расписывали оставшийся фарфор, но не имея доступа к формуле Биллингли, нового они уже создать не могли. Окончательные продажи готового фарфора завершились в 1822 году. Некоторые изделия были проданы в белом виде, их уже расписывали другие мастера. Nantgarw был одним из последних заводов, производивших мягкий фарфор, тогда как английские компании перешли на костяной фарфор, а европейские — на твердый фарфор. Довольно большие коллекции фарфора «Нантгара и Суонси» есть в Музее Виктории и Альберта, Национальном музее Уэльса в Кардиффе и в Музее фарфоровой мануфактуры Нантгара. Экземпляры фарфора, которые появляются на аукционах, стоят от нескольких сотен фунтов стерлингов до нескольких тысяч.
|
</> |